Ольга Кобякина
Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Свойства воды» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Свойства воды»
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие».
Тип: Интегрированное.
Возраст детей : Подготовительная группа (6-7 лет).
Формы организованной образовательной деятельности : Познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Формы организации: Подгруппа
Публикация «Конспект НОД по экспериментальной деятельности „Свойства воды“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Цель: Углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей со свойствами воды : прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, не имеет собственной формы.
• Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы.
Развивающие:
• Развивать воображение, наблюдательность и любознательность в области познание.
• Развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно-следственные связи.
• Развивать зрительное восприятие, образное мышление, речь.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к воде.
• Уточнить и систематизировать знания детей о культуре поведения в лаборатории.
Используемые технологии: Здоровьесберегающие, игровые.
Предварительная работа: Беседы о воде, ее роли в жизни человека. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
Чтение художественной литературы по теме «Вода». Наблюдение за водой на прогулке.
Материалы и оборудование: Небольшие ёмкости разной формы, стаканы с водой, молоком, цветные пуговицы, лимон, краски, кисточка, подносы, соломинки, сок, халаты на каждого ребёнка, «Везделёт».
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня герой мультфильма «Смешарики» Лосяш хочет пригласить нас в свою лабораторию и предлагает нам побывать в роли учёных в исследовании очень известного вам вещества. Но чтобы попасть в его лабораторию нам нужно отгадать название этого вещества. Слушайте внимательно, думайте, не спешите с ответом, дослушайте загадку до конца.
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода)
Вода – одна из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о воде, как она необходима всему живому на земле, а сегодня познакомимся с некоторыми её удивительными свойствами.
Но нам надо попасть в лабораторию к Лосяшу. Давайте станем вокруг нашего «Везделёта» нажмём кнопку, и он нас переместит в лабораторию.
Дети подходят к тумбе украшенной золотой бумагой и кнопкой посередине, становятся в круг и под звуки космической музыки нажимают на кнопку. Воспитатель: Вот мы и в лаборатории. Давайте оденем халаты и пройдём в лабораторию. Но для начала давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Ответы детей : 1. Не шуметь
2. Аккуратно обращаться с предметами.
3. Слушать воспитателя.
4. Внимательно следить за результатами опытов.
5. Делать выводы.
Воспитатель: Молодцы! Странно, почему это никого нет. Смотрите, ребята, какая то записка. Давайте прочитаем её.
Ребята, извините меня, но я сегодня не могу с вами встретиться. Потому что меня срочно вызвали в экспедицию. Надеюсь, что вы сами сможете справиться с лабораторной работой. Для этого я для вас оставил подсказки. Если вы выполните всё правильно, то узнаете много нового и интересного о воде. До новых встреч. ЛОСЯШ.
Ну, что ребята приступим к исследованию. Посмотрите, Лосяш нам оставил подносы с заданиями.
(На подносах стоят различные стаканы наполненные водой, молоком. Лежат кисти, краски, пуговицы. На карточках написаны задания. Воспитатель берёт поднос, читает задание – вопрос и выполняет его вместе с детьми)
Воспитатель: Карточка № 1. Если мы открываем кран, вода что делает?
Ответы детей : Вода течёт.
- Вода бежит, струится, льётся.
Воспитатель: Значит вода – это жидкость!
Вот это мы сейчас проверим на опыте.
Перед началом проведения опытов разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Ветер».
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти) .
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
(Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.)
Чайка над водой летает
(Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья) ; «машем» ими в воздухе) .
И за рыбками ныряет.
(Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения) .
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
(Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открываем и закрываем рот» крокодила)
Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Воспитатель: Молодцы! Продолжим свой опыт и подойдём к столу.
ОПЫТ 1: Посмотрите, ребята, Лосяш нам приготовил много стаканчиков разной формы. Нам нужно налить воду в эти стаканчики. Приступаем.
Дети берут по стаканчику и наливают туда воду.
Воспитатель: Что мы увидели ребята?
Ответы детей : Мы увидели, что вода заполнила стаканчик и приняла его форму.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Ответы детей : Вода принимает форму того предмета в которую её помещают.
Воспитатель: Умницы! Приступим к карточке № 2.
На подносе стоят два стакана: с водой и молоком, а ещё лежат две большие пуговицы.
ОПЫТ 2: Посмотрите, на столе у нас стоят 2 стакана, в одном молоко, а в другом вода. Скажите, в каком стакане вода?
Ответы детей : В этом стакане вода.
Воспитатель: Как вы догадались?
Ответы детей : Потому что вода прозрачная.
Воспитатель: А давайте с вами проверим это на опыте. В оба стакана опустите эти большие пуговицы. Что произошло?
Ответы детей : В стакане где вода, пуговицу видно, а в стакане где молоко пуговицу не видно.
Воспитатель: Молодцы! Какой мы с вами сделаем вывод?
Ответы детей : Что вода прозрачная.
Воспитатель: Я так рада за вас, что вы у меня такие внимательные. А сейчас мы продолжим и проведём следующий опыт.
ОПЫТ 3: Посмотрите внимательно на стаканчик с водой и скажите, какого цвета вода?
Ответы детей : Вода прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас обмакните кисточку в краску, а теперь прополощите кисточку в воде. Что получилось?
Ответы детей : Вода закрасилась.
Воспитатель: Умницы! Значит вода принимает цвет того вещества, которое в нём растворяют.
-А где вы с таким свойством воды сталкивались ещё?
Ответы детей : Когда завариваем чай или кофе.
- Или когда в чай кладём варенье.
Воспитатель: Правильно. Что то мы с вами засиделись. Нам надо немного размяться. Подходите ко мне в круг.
Игра «Разминка»
(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом) .
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам) .
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками) .
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть по приседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)
Воспитатель: Ну вот отдохнули, теперь приступим к последнему опыту.
ОПЫТ 4: А теперь мы узнаем, есть ли у воды вкус. Возьмите соломинки и попробуйте сок в стаканчике. Сок вкусный?
Ответы детей : Да.
Воспитатель: Какой сок на вкус?
Ответы детей : Сок сладкий на вкус.
Воспитатель: А теперь попробуйте воду. Какая вода?
Ответы детей : Вода без вкуса.
Воспитатель: А теперь посмотрите, что будет если я добавлю в воду сок лимона. Попробуйте, какая стала вода?
Ответы детей : Вода стала кислая.
Воспитатель: Почему?
Ответы детей : Потому что лимон кислый и вода стала кислая.
Воспитатель: А если мы добавим сахар, то вода станет какая?
Ответы детей : Вода станет сладкой.
Воспитатель: А если добавим соль?
Ответы детей : Если добавить соль, то вода станет солёной.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Какой вывод мы сделаем?
Ответы детей : Чистая вода, безвкусная, а если в неё добавить какое-нибудь вещество, то она приобретает вкус того, что в ней растворили.
Воспитатель: Ребята, а теперь понюхайте чистую воду в стакане. Чем пахнет?
Ответы детей : Ни чем.
Воспитатель: А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах?
Ответы детей : Да.
Воспитатель: Чем пахнет? Почему?
Ответы детей : Вода пахнет лимоном, потому что в неё мы добавили лимон, а лимон пахнет.
Воспитатель: Правильно! давайте сделаем вывод: Чистая вода не имеет запаха. Но если в воде растворить какое-нибудь вещество с запахом, то вода приобретает запах того, что в неё добавили.
Воспитатель: Вы сегодня просто молодцы! И так давайте подведём итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы сегодня с вами узнали из опытов.
Ответы детей :
1. Вода – это жидкость, которая не имеет своей формы.
2. Вода – прозрачная.
3. Вода – растворяет вещества.
4. Вода – не имеет цвета, вкуса и запаха.
Воспитатель: Ну, вот наши исследования закончены. Вы сегодня были большие молодцы! (отметить каждого) Лаборатория закрывается. (дети снимают халаты, выходят из-за стола) .
Нам пора ребята возвращаться домой. Жаль, что нам не удалось встретиться с Лосяшем. Давайте ему на лабораторной доске напишем записку: «Спасибо за опыты. До новых встреч!».
А теперь ребята подходим к нашему «Везделёту» и становимся в кружок. Ни кого не забыли? Нажимаем на кнопку и полетели! Вот мы и в группе.
- Ребята, скажите, вам понравилось быть исследователями?
Ответы детей : Да, понравилось.
Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?
Ответы детей : Мне понравилось проводить опыты с водой.
- А мне было интересно узнать, как вода изменяет цвет.
- Мне понравился опыт с молоком и водой.
Воспитатель: Вы тоже меня сегодня очень порадовали. Слушали меня внимательно, правильно отвечали на вопросы и помогали мне проводить опыты. Ну, а сейчас мы с вами пойдём на улицу и поиграем.