МААМ-картинки

Конспект ООД в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] — [р]»

Ольга Шатова
Конспект ООД в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] — [р]»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Звуковая культура речи : дифференциация звуков л – р».

Цель: совершенствовать навыки правильного произношения звуков [л] и [р] в речи.

Задачи. Развивать фонематический слух: упражнять в умении дифферен-цировать звуки [л] и [р] в словах, в различении (на слух) знакомого звука. Совершенствовать умение подбирать рифму в стихах, определять звуки [л] и [р] в словах.

Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] — [р]“» размещена в разделах

Упражнять в назывании пар согласных звуков по твёрдости-мягкости.

Продолжать учить определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец). Развивать внимание, мышление.

Закрепить навыки отчетливого произнесения звуков [л] и [р] в слогах, словах, чистоговорках.

Воспитывать умения вслушиваться в речь взрослых и своих товарищей;

Воспитывать личностные качества: активность.

Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми (артикуляционная гимнастика, упражнение на дыхание, пальчиковые игры, проведение игр: речевые, подвижные, хороводные с использование различных считалок; чтение стихов с выполнением движений; игровые упражнения на звукоподражания; заучивание потешек, скороговорок, пословиц, стихов. Работа с альбомом по развитию речи «Говори правильно».

Методы и приё мы: беседа, вопросы к детям, постановка цели, пути реше-ния, показ и объяснение артикуляции звуков, чтение чистоговорки, хоровые и индивидуальные повторения, игровые методы.

Оборудование и материалы.

Демонстрационный материал: алгоритм плана работы, карточки на артикуляцию звуков, мольберт, картинки и игрушки в названии которых есть звуки [л] и [р], ноутбук, куклы Лена и Ром, мячик.

Раздаточный материал: предметные картинки для дифференциации зву-ков [л] и [р], лепестки с наклеенными картинками, звуковые линейки, фишки.

Ход занятия.

Психологический настрой

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас занятие по звуковой культуре речи.

Какой у нас девиз?

Дети: «Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно»

Воспитатель: Сегодня мы будем играть, учиться правильно произносить звуки.

Мотивационно – ориентировочный этап

Воспитатель: Послушайте внимательно чистоговорку и подумайте, что можете о ней сказать:

Разобиделся Макар –

Искусал его комар.

Но поймите комара:

Ничего не ел с утра!

Воспитатель: Что вы заметили, прослушав чистоговорку?

Дети: мы услышали много звуков [л] и [р].

Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? Вы хотите что-то узнать об этих звуках?

Дети: Да.

Поисковый этап

Воспитатель: Давайте подойдём к доске и составим план занятия. Что вы хотите узнать и чем хотите заниматься?

Дети: Хотим сделать гимнастику для язычка,

-узнать, как правильно произносить эти звуки,

- отгадывать загадки со звуками,

- поиграть в игры со звуками.

Практический этап.

Воспитатель: Начинаем выполнять наш план.

Чтобы хорошо выговаривать звуки, нужно выполнить гимнастику для язычка. Предлагаю вам выполнить артикуляционные упражнения «Парусник», «Чашечка». (Показать детям схему артикуляции звуков).

Произнесите, пожалуйста, звук [л] (хоровое и индивидуальное произношение) Когда мы его произносим, что делают губы и язык? (При произнесении этого звука губы немного улыбаются, рот приоткрыт, узкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы и похож на «Чашечку»). (Показ воспитателем и произнесение детьми.) Положите ладошку на горлышко и произнесите снова этот звук. Какой звук [л]?

Дети: согласный, звонкий.

Воспитатель: Произнесите, пожалуйста, звук [р] (хоровое и индивидуаль-ное произношение) Когда мы его произносим, что происходит? (губы улы-баются, рот приоткрыт, широкий кончик языка поднимается за верхние пе-редние зубы и когда мы выдыхаем воздух, он дрожит. Какой звук [р]? (Показ и произнесение).

Дети: согласный, звонкий.

Воспитатель: Язычки нужно потренировать, чтобы они стали сильными и смогли выговаривать трудные звуки. Послушайте чистоговорки и повторите их четко и ритмично. (Хоровое и индивидуальное произношение).

Ла – ла – ла – лопата и пила,

Ра – ра – ра – высокая гора,

Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,

Ру – ру – ру – коза грызет кору,

Молодцы. Язычок наш отлично поработал.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Слушай – не ошибись» (определение наличия звука в словах).

Я буду произносить слова со звуками [л] и [р]. Если вы услышите в слове звук [л], позвоните в «колокольчик», а если услышите звук [р], пустите рыбку поплавать (движение кистью руки от себя). Дети произносят звук хором и по одному, жестикулируя руками. Будьте внимательны. Итак, начинаем.

( Слова: праздник, полка, лев, зебра, лодка, ковёр, дрова, лиса, помидоры, футбол, стол, рябина, глаза, фонарик, огурец, шар, мыло, пила, радуга).

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Для следующей игры нам нужно сделать круг.

Игра «Большой и маленький братец» (с мячом).

У звуков тоже бывают братья. Большой братец - твёрдый согласный, а ма-ленький братец - мягкий согласный звук. Звук [л] звучит твёрдо - это боль-шой братец, а маленький братец звук [ль] нежный - произносится мягко.

Я буду большим братцем, а вы маленьким. Будьте внимательны. (Ла-ля, лы-ли, лу-лю, ло-лё, лэ-ле, ра-ря, ры-ри, ру-рю, ро-рё, рэ-ре).

Игра «Составь слово» (с мячом).

Воспитатель: Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ла или ра.

( Слова: зо. ла, го…ра, но. ра, иг…ла, иг…ра, шко…ла, што…ра, пи…ла, ко…ра, си…ла, детво…ра, мошка…ра, ю. ла,у. ра, аку. ла, кону…ра, жа. ра).

Давайте присядем на стулья и продолжим.

Игра «Доскажи словечко» (ноутбук).

Воспитатель: Сейчас я буду читать маленькие стихотворения, но последнее слово не буду договаривать. Вам надо назвать слово и сказать, какой звук в этом слове услышали. (Дети называют слова, на ноутбуке появляется соответствующая картинка). Слушайте внимательно.

Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана) .

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая … (лисица)

Верещунья, белобока,

А зовут её … (сорока)

Из скорлупки без пелёнок

Вылез желтенький (цыпленок)

В середине человечка

День и ночь стучит … (сердечко)

Рисовал художник ламу и картину вставил в (раму)

Зреет на кустах малина, Соберёт её … /Марина/.

Получилась, чтоб причёска,

Честно трудится … (расчёска)

Динь-дон. Динь-дон.

В переулке ходит (слон)

Молодцы, все слова в стихотворения добавили правильно.

Игра «Подарки».

Дети, к нам на занятие пришли куклы Лена и Рома. Они очень любят получать подарки. Но подарки они любят необычные. Лена любит игрушки, в названии которых есть звук «л», а Рома – со звуком «р». Итак, кто хочет порадовать наших гостей? (Дети берут игрушки, объясняют, кому они хотят ее подарить и почему).

( игрушки: ключ, лев, торт, малина, кегля, слон, стул, ложка, рыба, пила, кошелёк, крышка, платье, телефон, ручка, карандаш, лак, лупа, сыр, гриб, роза, пирамидка, лимон, самолёт, ёлка, погремушка, матрёшка, перо, ведро, расчёска, груша).

Воспитатель: Молодцы, ребята, порадовали Лену и Рому.

Игра «Ромашка» (на ковре).

Воспитатель: Пока мы играли, подул ветер и рассыпал наши ромашки.

Вам надо сложить ромашку со звуком [л] и со звуком [р]. (Дети берут ле-пестки с картинками, в названии которых есть звуки [л] и [р]). Каждый ребенок ясно и четко произносит название картинки и составляется «ромашка». ( В ходе игры вопросы к детям: Что у тебя нарисовано на картинке? Какой звук есть в названии? Почему ты положил сюда этот лепесток)

Теперь присядьте за столы. Следующая игра «Определи место звука в слове» (за столами).

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат картинки, в названии которых есть звуки [л] и [р]. Вы должны чётко произнести слово, определить, какой звук в этом слове (л или р, обозначить фишкой место звука в слове. (Что нарисовано на твоей картинке? Какой звук в этом слове? Значит, фишку куда кладём?)

Рефлексивно – оценочный этап.

Воспитатель: Ребята, пройдите к доске. Давайте проверим, выполнили ли мы план. Что узнали?

Дети: Сделали гимнастику для язычка,

- узнали, как правильно произносить эти звуки,

- отгадывали загадки со звуками,

- играли в игры со звуками,

Воспитатель: С какими звуками мы работали? Что вам понравилось на занятии? Что было трудно?

Если вам понравилось на занятии, у вас всё получилось - подойдите к весё-лому смайлику, а если было неинтересно, ничего не получилось – подойдите к грустному.

Последующая работа.

Воспитатель: Предлагаю вам дома нарисовать картинки со звуками [л] и [р], принести в детский сад на выставку.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию с детьми 5–6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [З], [С]» Форма организации коллективной деятельности: совместная деятельность взрослых и детей. Форма проведения. Игровая ситуация.

Конспект НОД в области коммуникации «Звуковая культура речи» в старшей коррекционной группе VII вида с использованием ИКТКонспект НОД в области коммуникации «Звуковая культура речи» в старшей коррекционной группе VII вида с использованием ИКТ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 248» Октябрьского района городского округа город Уфа Республики.

Конспект НОД в средней группе. Развитие речи. «Звуковая культура речи: звуки з и зь» НОД в средней группе. Развитие речи. Звуковая культура речи: звуки з и зь Подготовила воспитатель Ларичева Ю. В. Цель. Упражнять детей в.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [Ж]» Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ж]» Цель. Развитие звуковой культуры речи; формирование первичных.

Конспект по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [Ц] и [Ч]» КОНСПЕКТ ОД по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ц и Ч» Цель: учить детей дифференцировать.

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Звуковая культура речи работа со звуком [Ш]» Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи. Тема: Звуковая культура речи: работа со звуком ш. Программное.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: работа со звуками [ж]-[ш]» Программное содержание: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч]—[Щ]» Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Звуковая культура речи: Дифференциация звуков (Ч)-(Щ). Цель: учить детей.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки [з]-[з’]» ООД по развитию речи в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки «з» и «зь»» Цель: упряжнять детей в произношении звука «з».

ООД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звук [Ш]» в старшей группе Конспект ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»» для детей старшей группы 5-6 лет Воспитатель: Гималеева Гульсесек Раисовна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] — [р]»
Опубликовано: 27 августа 2019 в 20:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] — [р]»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД