Ольга Шатова
Конспект ООД в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] — [р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуковая культура речи : дифференциация звуков л – р».
Цель: совершенствовать навыки правильного произношения звуков [л] и [р] в речи.
Задачи. Развивать фонематический слух: упражнять в умении дифферен-цировать звуки [л] и [р] в словах, в различении (на слух) знакомого звука. Совершенствовать умение подбирать рифму в стихах, определять звуки [л] и [р] в словах.
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] — [р]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Упражнять в назывании пар согласных звуков по твёрдости-мягкости.
Продолжать учить определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец). Развивать внимание, мышление.
Закрепить навыки отчетливого произнесения звуков [л] и [р] в слогах, словах, чистоговорках.
Воспитывать умения вслушиваться в речь взрослых и своих товарищей;
Воспитывать личностные качества: активность.
Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми (артикуляционная гимнастика, упражнение на дыхание, пальчиковые игры, проведение игр: речевые, подвижные, хороводные с использование различных считалок; чтение стихов с выполнением движений; игровые упражнения на звукоподражания; заучивание потешек, скороговорок, пословиц, стихов. Работа с альбомом по развитию речи «Говори правильно».
Методы и приё мы: беседа, вопросы к детям, постановка цели, пути реше-ния, показ и объяснение артикуляции звуков, чтение чистоговорки, хоровые и индивидуальные повторения, игровые методы.
Оборудование и материалы.
Демонстрационный материал: алгоритм плана работы, карточки на артикуляцию звуков, мольберт, картинки и игрушки в названии которых есть звуки [л] и [р], ноутбук, куклы Лена и Ром, мячик.
Раздаточный материал: предметные картинки для дифференциации зву-ков [л] и [р], лепестки с наклеенными картинками, звуковые линейки, фишки.
Ход занятия.
Психологический настрой
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас занятие по звуковой культуре речи.
Какой у нас девиз?
Дети: «Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно»
Воспитатель: Сегодня мы будем играть, учиться правильно произносить звуки.
Мотивационно – ориентировочный этап
Воспитатель: Послушайте внимательно чистоговорку и подумайте, что можете о ней сказать:
Разобиделся Макар –
Искусал его комар.
Но поймите комара:
Ничего не ел с утра!
Воспитатель: Что вы заметили, прослушав чистоговорку?
Дети: мы услышали много звуков [л] и [р].
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? Вы хотите что-то узнать об этих звуках?
Дети: Да.
Поисковый этап
Воспитатель: Давайте подойдём к доске и составим план занятия. Что вы хотите узнать и чем хотите заниматься?
Дети: Хотим сделать гимнастику для язычка,
-узнать, как правильно произносить эти звуки,
- отгадывать загадки со звуками,
- поиграть в игры со звуками.
Практический этап.
Воспитатель: Начинаем выполнять наш план.
Чтобы хорошо выговаривать звуки, нужно выполнить гимнастику для язычка. Предлагаю вам выполнить артикуляционные упражнения «Парусник», «Чашечка». (Показать детям схему артикуляции звуков).
Произнесите, пожалуйста, звук [л] (хоровое и индивидуальное произношение) Когда мы его произносим, что делают губы и язык? (При произнесении этого звука губы немного улыбаются, рот приоткрыт, узкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы и похож на «Чашечку»). (Показ воспитателем и произнесение детьми.) Положите ладошку на горлышко и произнесите снова этот звук. Какой звук [л]?
Дети: согласный, звонкий.
Воспитатель: Произнесите, пожалуйста, звук [р] (хоровое и индивидуаль-ное произношение) Когда мы его произносим, что происходит? (губы улы-баются, рот приоткрыт, широкий кончик языка поднимается за верхние пе-редние зубы и когда мы выдыхаем воздух, он дрожит. Какой звук [р]? (Показ и произнесение).
Дети: согласный, звонкий.
Воспитатель: Язычки нужно потренировать, чтобы они стали сильными и смогли выговаривать трудные звуки. Послушайте чистоговорки и повторите их четко и ритмично. (Хоровое и индивидуальное произношение).
Ла – ла – ла – лопата и пила,
Ра – ра – ра – высокая гора,
Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,
Ру – ру – ру – коза грызет кору,
Молодцы. Язычок наш отлично поработал.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Слушай – не ошибись» (определение наличия звука в словах).
Я буду произносить слова со звуками [л] и [р]. Если вы услышите в слове звук [л], позвоните в «колокольчик», а если услышите звук [р], пустите рыбку поплавать (движение кистью руки от себя). Дети произносят звук хором и по одному, жестикулируя руками. Будьте внимательны. Итак, начинаем.
( Слова: праздник, полка, лев, зебра, лодка, ковёр, дрова, лиса, помидоры, футбол, стол, рябина, глаза, фонарик, огурец, шар, мыло, пила, радуга).
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Для следующей игры нам нужно сделать круг.
Игра «Большой и маленький братец» (с мячом).
У звуков тоже бывают братья. Большой братец - твёрдый согласный, а ма-ленький братец - мягкий согласный звук. Звук [л] звучит твёрдо - это боль-шой братец, а маленький братец звук [ль] нежный - произносится мягко.
Я буду большим братцем, а вы маленьким. Будьте внимательны. (Ла-ля, лы-ли, лу-лю, ло-лё, лэ-ле, ра-ря, ры-ри, ру-рю, ро-рё, рэ-ре).
Игра «Составь слово» (с мячом).
Воспитатель: Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ла или ра.
( Слова: зо. ла, го…ра, но. ра, иг…ла, иг…ра, шко…ла, што…ра, пи…ла, ко…ра, си…ла, детво…ра, мошка…ра, ю. ла,у. ра, аку. ла, кону…ра, жа. ра).
Давайте присядем на стулья и продолжим.
Игра «Доскажи словечко» (ноутбук).
Воспитатель: Сейчас я буду читать маленькие стихотворения, но последнее слово не буду договаривать. Вам надо назвать слово и сказать, какой звук в этом слове услышали. (Дети называют слова, на ноутбуке появляется соответствующая картинка). Слушайте внимательно.
Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана) .
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица)
Верещунья, белобока,
А зовут её … (сорока)
Из скорлупки без пелёнок
Вылез желтенький (цыпленок)
В середине человечка
День и ночь стучит … (сердечко)
Рисовал художник ламу и картину вставил в (раму)
Зреет на кустах малина, Соберёт её … /Марина/.
Получилась, чтоб причёска,
Честно трудится … (расчёска)
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит (слон)
Молодцы, все слова в стихотворения добавили правильно.
Игра «Подарки».
Дети, к нам на занятие пришли куклы Лена и Рома. Они очень любят получать подарки. Но подарки они любят необычные. Лена любит игрушки, в названии которых есть звук «л», а Рома – со звуком «р». Итак, кто хочет порадовать наших гостей? (Дети берут игрушки, объясняют, кому они хотят ее подарить и почему).
( игрушки: ключ, лев, торт, малина, кегля, слон, стул, ложка, рыба, пила, кошелёк, крышка, платье, телефон, ручка, карандаш, лак, лупа, сыр, гриб, роза, пирамидка, лимон, самолёт, ёлка, погремушка, матрёшка, перо, ведро, расчёска, груша).
Воспитатель: Молодцы, ребята, порадовали Лену и Рому.
Игра «Ромашка» (на ковре).
Воспитатель: Пока мы играли, подул ветер и рассыпал наши ромашки.
Вам надо сложить ромашку со звуком [л] и со звуком [р]. (Дети берут ле-пестки с картинками, в названии которых есть звуки [л] и [р]). Каждый ребенок ясно и четко произносит название картинки и составляется «ромашка». ( В ходе игры вопросы к детям: Что у тебя нарисовано на картинке? Какой звук есть в названии? Почему ты положил сюда этот лепесток)
Теперь присядьте за столы. Следующая игра «Определи место звука в слове» (за столами).
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат картинки, в названии которых есть звуки [л] и [р]. Вы должны чётко произнести слово, определить, какой звук в этом слове (л или р, обозначить фишкой место звука в слове. (Что нарисовано на твоей картинке? Какой звук в этом слове? Значит, фишку куда кладём?)
Рефлексивно – оценочный этап.
Воспитатель: Ребята, пройдите к доске. Давайте проверим, выполнили ли мы план. Что узнали?
Дети: Сделали гимнастику для язычка,
- узнали, как правильно произносить эти звуки,
- отгадывали загадки со звуками,
- играли в игры со звуками,
Воспитатель: С какими звуками мы работали? Что вам понравилось на занятии? Что было трудно?
Если вам понравилось на занятии, у вас всё получилось - подойдите к весё-лому смайлику, а если было неинтересно, ничего не получилось – подойдите к грустному.
Последующая работа.
Воспитатель: Предлагаю вам дома нарисовать картинки со звуками [л] и [р], принести в детский сад на выставку.