Маргарита Машненкова
Конспект НОД в области коммуникации «Звуковая культура речи» в старшей коррекционной группе VII вида с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 248»
Октябрьского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в области «Коммуникация» (звуковая культура речи)
в старшей коррекционной группе VII вида с использованием ИКТ
Тема: Звук «З»
(подгрупповой способ организации)
Учитель-логопед:
Машненкова М. И.
Уфа – 2018 г.
Задачи образовательных областей:
Публикация «Конспект НОД в области коммуникации „Звуковая культура речи“ в старшей коррекционной группе VII вида с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Речевое развитие.
1. Уточнять и закреплять правильное произношение звука [З];
2. Развивать фонематический слух;
3. Автоматизировать звук [З] в слогах, словах;
4. Формировать навык слогового анализа и синтеза.
Познавательное развитие.
1. Развивать речеслуховое внимание, мышление, память;
2. Закреплять знания об артикуляционных особенностях звука [З];
3. Закреплять понятие «согласный звук», «звонкий звук», «твердый звук»;
4. Формировать навык звукового анализа и синтеза двусложных слов типа «зу-бы»;
5. Обогащать словарь по лексической теме «Дикие животные».
Физическое развитие.
1. Развивать мышцы артикуляционного аппарата;
2. Формировать направленную воздушную струю;
3. Развивать общую моторику, чувство ритма;
4. Развивать мелкую моторику.
Социально-коммуникативное развитие.
1. Воспитывать мотивацию к обучению;
2. Формировать умение слушать и выполнять инструкцию педагога;
3. Воспитывать желание говорить красиво, правильно.
Художественно-эстетическое развитие.
1. Обращать внимание ребенка на художественное оформление материалов.
Предварительная работа:
1. Работа по развитию просодической стороны речи;
2. Отработка артикуляционных упражнений;
3. Постановка звука [З];
4. Отработка игр и упражнений на развитие фонематического слуха;
5. Обучение анализу прямых слогов типа - ЗА.
Планируемый результат:
Уметь правильно произносить звук [З] изолированно, в слогах, в словах.
Демонстрационный материал:
• Разрезная картинка ЗАЯЦ;
• Игрушка плюшевая ЗАЯЦ;
• «Билеты в зоопарк»;
• Компьютер и компьютеризованное рабочее место логопеда с подготовленной для занятия презентацией;
• Игрушки пластиковые «морковка» и «капуста».
Раздаточный материал:
• Зеркала (индивидуальные);
• «Домики» (индивидуальные);
• Символы звука [З] (индивидуальные);
• Таблицы для составления схем слов (индивидуальные);
• Награды - звездочки.
Методические приемы:
1. Артикуляционная гимнастика;
2. Дыхательная гимнастика;
3. Отгадывание загадок;
4. Дидактическая игра;
5. Динамическая пауза.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
(Дети заходят в группу)
Логопед: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются).
Логопед: Ребята, мы с вами знаем много диких животных, давайте вспомним их и назовем. (Называют животных).
II. Основная часть.
1. Дидактическая игра «Собери картинку».
Логопед:
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие - Мы отправимся с вами в зоопарк.
(Слайд 1)
А билет в зоопарк вы получите, если сложите разрезную картинку, которая есть у вас на столах. Садитесь.
(Дети складывают разрезную картинку).
Логопед: Кто получился у вас на картинке?
Дети: Зайка.
Логопед: Ребята, посмотрите, к нам в гости сегодня пришел ЗАЙКА и принес нам билеты в зоопарк.
2. Артикуляционная гимнастика:
Логопед: - А сейчас, мы с вами сделаем гимнастику для язычка, чтобы порадовать нашего гостя:
Упражнения на свистящие звуки:
• «Улыбка»;
• «Трубочка»;
• «Улыбка-трубочка»
• «Лопаточка» («Блинчик»);
• «Горка» («Киска сердится»);
• «Почистим нижние зубки».
3. Дыхательная гимнастика «Подуй в окошко».
Логопед: Ребята, а теперь давайте возьмем наши «Домики» и подуем в окошко. Посмотрим, кто там спрятался.
Дети дуют в «окошки».
Логопед: Скажите, кто там спрятан в окошке?
Дети: Зайка.
Логопед: Молодцы! Вы отлично справились! Ребята, кто живет в зоопарке?
Дети: В зоопарке живут звери.
(Слайд 2)
Логопед: Правильно ребята, звери живут не только в лесу, но и в зоопарках. Там мы с ними познакомимся.
4. Дидактическая игра «Расскажите про звук».
Логопед: - Скажите, а какой первый звук в словах Заяц, зоопарк,звери?
(Слайд 3)
Дети: - Звук [З].
Логопед: Верно, сегодня на занятии мы с вами вспомним, как правильно произносить звук [З], будем учиться слышать этот звук в словах.
Ребята, давайте возьмем зеркала, и посмотрим как правильно произносить звук З?
Дети:
• Губы — улыбаются,
• Зубки — заборчиком,
• Язычок — горочкой, внизу у нижних зубов.
Логопед: Давайте все вместе произнесем звук З.
(Произнесение звука ЗЗЗ хором, громко, тихо, индивидуально).
Логопед: А теперь давайте расскажем про звук З.
(Слайд 4)
Звук [З] - какой?
Дети:Звук [З] -
• согласный,
• звонкий,
• твердый.
Обозначается синим цветом с колокольчиком.
Логопед: Чтобы запомнить звук З, вспомним, с каким звуком летит муха.
Дети: ЗЗЗ
Картинка - символ «муха летит».
(Слайд 5)
Динамическая пауза «Зайка».
Ребята, давайте отдохнем вместе с нашим зайкой, тоже превратимся в зайчишек.
Гимнастика под музыку Железновой «Зайка прыгал».
5. Дидактическая игра «Слушай, повторяй»
Логопед: Ребята, Зайка приготовил вам загадки. Если вы ее отгадаете, то узнаете, кто живет в зоопарке.
Есть рога, а не баран,
Хвост свечкой, а не белка,
Не корова, а молоко дает.
(КОЗА).
Дети: - Коза.
(Слайд 6)
Логопед: - Правильно. Ребята, мы с вами видим козу. Кто такая коза?
Дети: - Домашнее животное.
Логопед: - Давайте порадуем козу чистоговорками, которые мы про нее знаем.
Зу-зу-зу- мы увидели козу.
Зы-зы-зы - не боимся мы козы.
Зэ-зэ-зэ - дали сена мы козе.
За-за-за - уходи домой коза.
6. Дидактическая игра «Поймай звук».
Логопед: Ребята, отгадайте еще одну загадку, которую для вас приготовил наш Зайка.
Вьется веревка,
На конце головка.
(ЗМЕЯ).
Дети: Змея.
(Слайд 7)
Логопед: - Правильно, молодцы. Это змея.
Змея приготовила для нас трудное задание — сейчас змея покажет нам картинки, а мы с вами должны будем поймать в их названии звук [З]. Символ какого цвета будем поднимать если услышим звук [З]? (Синий с колокольчиком).
Слова:
КОТ, ЗАЯЦ, ГУСЬ, ТАНК, ЗУБЫ, БАНТ, ЗАМОК, КОФЕ, КОЗА.
Логопед: - Молодцы, вы прекрасно справились с заданиями, которые приготовила для вас змея.
7. Дидактическая игра «Прохлопай словечко».
Логопед: - Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами сегодня видели в зоопарке: ЗАЯЦ, КОЗА, ЗМЕЯ.
(Слайд 17)
Давайте «прохлопаем» эти слова и скажем, сколько слогов в этих словах.
ЗА-ЯЦ (2 слога)
КО-ЗА (2 слога)
ЗМЕ-Я (2 слога)
8. Дидактическая игра «Разложи слово».
Логопед: Ребята, а давайте угостим нашего зайку. (Давайте)
Логопед: А что любит зайка? Чем мы его угостим? (Морковкой, капустой).
Логопед: А чем зайка грызет морковку? (зубками, зубами)
Логопед: Правильно. Давайте пока наш зайка угощается, мы сделаем схему слова ЗУБЫ.
Логопед: Сколько слогов в слове ЗУБЫ?
Дети: 2 слога ЗУ- БЫ.
Логопед:
Какой первый слог — ЗУ
Какой второй слог — БЫ
Какой первый звук в этом слове? - З
Какой он — Твердый согласный (синяя фишка)
Какой второй звук — У
Какой он — гласный, красная фишка.
Какой третий звук - Б (твердый согласный — синяя фишка)
Какой последний звук — Ы (гласный — красная фишка)
Логопед: Молодцы.
III. Заключительная часть.
9. Итог:
Логопед: - Ну вот и подошла к концу наша прогулка в зоопарк. Ребята, какой звук мы учились сегодня слышать и произносить?
Дети: - Звук [З].
Логопед: - Звук [З] - какой?
Дети: - Звук [З] - согласный, твердый, звонкий.
Логопед: Ребята, припомните слова, в названии которых есть звук З (ответы детей).
Логопед: Ребята, за то, что вы так хорошо занимались, Зайка приготовил для вас награды - звездочки.