Наталья Фризен
Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [Ж]»
Конспект ООД по развитию речи в средней группе
«Звуковая культура речи : звук [ж]»
Цель. Развитие звуковой культуры речи; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в средней группе „Звуковая культура речи: звук [Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Обучающая: закреплять правильное произношение звука ж; отрабатывать произношение свистящих, шипящих звуков, умение определять слова со звуком «ж».
Развивающая : развивать артикуляционный аппарат; фонематический слух: определять на слух присутствие в слове звука ж; упражнять детей в умении пересказывать.
Воспитательная: воспитывать партнерские отношения во время игр
Словарная работа: жу-жу-жу, жа-жа-жа, же-же-же, жи-жи-жи; жаба, журавль, жёлудь, жираф.
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, музыка.
Демонстрационный материал: игрушка жука, картинки на заданные звуки «Ж», аудиозапись «звуки природы», игра пальчиковая «Волшебная дорожка», мультимедийный проектор, картина луга с насекомыми.
Раздаточный материал: картинки на столах, с изображением предметов, носящих звук ж; фишки, жук на ниточке
Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание картинок, изготовление жуков на ниточке.
Ход занятия:
Ребята послушайте загадку:
У него серьёзный вид,
Он усат и деловит:
Вместе с солнышком встаёт,
Из цветка росинки пьёт,
Дом и деток защищает,
А когда куда летает —
Издаёт жужжащий звук
Луговой крылатый…
/педагог показывает игрушку жука/
Правильно, ребята, это жук. Он попала между рамами окна осенью, и от холода уснул. Сейчас жук проснулся, как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Конечно, весной яркое солнышко разбудило его. Он проснулся, но вот беда, наш жук забыл, как надо жужжать. Ребята, давайте ему поможем. Кто из вас помнит, как жужжат жуки?
Давайте вместе споем ее (следит за положением губ и языка).
Песенка жука «ж-ж-ж». (Дети поют хором.)
Песня жука живет в одних словах и не живет в других. Возьмите по листу с картинками. Про себя или вслух, но очень тихо назовите свои картинки. Поставьте фишки на картинки, где есть наша песня – Ж. (Дождик. Журавль. Ежик. Жаба. Журнал. Журавль. Шар. Лошадка. Мышка.)
Посмотрите, наш большой жук, а зовут его Жук взлетел и поё т: Ж-ж-ж-ж-ж. Поёт он звонко, с голосом. Он предлагает и вам научиться петь его песню. Вы согласны?
Для начала превратимся все в жуков:
Покружились, покружились
И в жучков превратились.
Физкультминутка
На лужайке, по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу,жу-жу-жу
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь
На цветке я посидел,
Отдохнул и полетел
( дети: Бегают по свободному пространству группы
Останавливаются, встают прямо.
Выполняют наклоны туловища вправо-влево
Выполняют наклоны вперед-вниз
Приседают
Бегают и затем садятся на свои места.)
/Пока дети рассаживаются включается аудиозапись «Звуки природы»/
Ребята вы слышите звуки? Как вы думаете что это за звуки?
Правильно, это звуки природы. И посмотрите мы с вами оказались на лугу где много насекомых.
Наш жук приглашает нас в школу для жуков, так вы превратились в маленьких жучков.
Жук решил научить вас правильно произносить его любимый звук. Для этого он приготовил немало заданий. Первое из них упражнение «Волшебная дорожка». Помогите жуку долететь до цветка. Проведите пальчиком по дорожке от жука до цветка, произнося при этом отчётливо звук : жжж. (Дети выполняют упражнение «Волшебная дорожка»).
Молодцы ребята! Вы все справились этим заданием.
В этой необычной школе малыши-жуки исполняют сложные песенки. Внимательно их послушайте, а потом повторите.
Чистоговорка
Жа-жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа
Жу-жу-жу-жу – дали яблоко ежу
Же-же-же-же – ёжик съел его уже
Жи-жи-жи-жи – нам животик покажи ( Дети вместе с воспитателем проговаривают эти чистоговорки: хоровые и индивидуальные ответы)
В школе малыши – жуки еще и учатся летать. Давайте подуем на жуков и они полетят.
В группу к нам жук влетел
Зажужжал и запел: ж-ж-ж-ж
Жук на нос хочет сесть
Не дадим ему присесть. ( Дети выполняют дыхательное упражнение: «Жук на ниточке»)
Следующее задание Жука «Доскажи словечко». Я буду читать стихотворения, а вы будете угадывать последнее слово. Слова, которые вы будете угадывать должны начинаться со звука «ж».
Отвечаем хором:
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе (живот)
Вяжет мама длинный шарф
Потому что сын (жираф).
И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по… (животикам).
Солнце светит очень ярко
Бегемотам стало… (жарко).
Молодцы, ребята! Жук рад, что вы со всеми заданиями справились. С каким звуком мы сегодня познакомились?
Что вам больше понравилось: искать этот звук в словах, проговаривать чистоговорки или что-то ещё?
Нашему Жуку пора улетать, потому что насекомые зимой что делают?
Давайте скажем ему спасибо, попрощаемся с жуком и его школой.
Сейчас я произнесу волшебные слова и вы из жучков превратитесь в ребят.
«Раз, два, три, повернитесь, и в ребяток превратитесь».
Мы с вами снова в нашей группе.
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?