Татьяна Герасимова
Конспект ООД «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД «Свойства воздуха»»
Цель: дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
Задачи:
1. Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
Публикация «Конспект ООД „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
2. Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к экспериментальной деятельности.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, проблемно-поисковые, информационно-коммуникационные, игровые.
Оборудование и материалы: полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой, коктейльные палочки, мыльные пузыри – по количеству детей; игрушки резиновые, надувные, плотные и полые; подносы – 2 штуки; кораблики из пенопласта с бумажными парусами; тазики с водой; веера (по количеству детей); таблички с названием опытов.
Ход занятия:
Ребята, я загадаю вам загадку, внимательно послушайте и отгадайте ее.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это? (Воздух)
Правильно, это воздух! Сегодня мы поговорим о воздухе. Будем делать опыты, как настоящие ученые, узнаем его свойства. Для этого я вас приглашаю в нашу лабораторию «Юные экспериментаторы».
Дети переходят в лабораторию.
Мы собираемся делать опыты с воздухом. А где же он? Ребята, вы не видите воздух вокруг нас? ( Нет, мы его не видим)
Раз мы его не видим, значит, какой воздух? ( Воздух прозрачный, невидимый)
Да, воздух бесцветный, невидимый, прозрачный — через него мы видим окружающие нас предметы, друг друга. Но я знаю, что воздух есть и он всегда вокруг нас. В этом вы сами можете убедиться.
Опыт № 1
Попробуем поймать воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? ( Он пустой)
Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Мы набираем в наш пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет снова стал тоненьким. Как думаете, почему? ( В нем нет воздуха)
Наш вывод: воздух прозрачный. Для того чтобы его увидеть, его надо «поймать». И мы смогли это сделать! Мы «поймали» воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Ребята, как вы думаете, где используют такой «запертый» воздух? (Предположение детей.) Правильно, в игрушках, которые плавают в нашем бассейне. Внутри наших игрушек воздух, он легче воды, поэтому игрушки не тонут, а плавают.
Опыт 2 На столе лежат игрушки. Вам – юным экспериментаторам – задание: нужно разложить игрушки на два подноса: на один поднос положить игрушки, которые плавают, а на второй – которые не плавают.
Дети поочередно берут игрушки и раскладывают на два подноса.
Молодцы, ребята, теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух,- этот предмет может утонуть.
Опыт № 3
Дети переходят к следующему столу.
Опустим в воду губку и под водой её сожмём. На поверхности появились пузырьки воздуха-в губке был воздух. Бросим в воду кусочек сахара, мы видим, что в воду из сахара выходят пузырьки воздуха, значит, в сахаре тоже был воздух.
Вывод: воздух есть везде : и в пакете, и в меле, и в сахаре, и в губке.
Опыт 4. Следующее задание юным экспериментаторам. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в банку. Стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает вода в стакан? (Нет. ) Почему? (Предположения детей. )
Вывод: в стакане есть воздух, и он не пускает туда воду.
Снова опустите стакан в банку с водой, но теперь уже держать его надо не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха. ) Откуда они взялись?
Вывод: в стакане был воздух. Воздух выходит из стакана, и вода занимает его место.
Воспитатель. Мы говорили о том, что воздух есть везде. Как вы думаете, внутри человека есть воздух? (Ответы детей. ) Сейчас мы это проверим.
Опыт № 4
Воспитатель. Юным экспериментаторам задание: подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. (Дети выполняют. ) Что происходит? (Выходят пузырьки.)
Вывод: внутри нас есть воздух. Мы дуем в трубочку, и воздух выходит. Для того чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а затем выдыхаем через трубочку, таким образом получаются пузырьки.
Воспитатель. Ребята, какие пузырьки еще можно пускать?
Дети. Мыльные.
Предлагаю юным экспериментаторам пускать мыльные пузыри.
Опыт № 6
Дети пускают мыльные пузыри под музыку.
Они такие красивые, разноцветные, легкие! Как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Легкие, наполненные воздухом пузыри парят в воздухе.
Вывод: мы выдыхаем воздух. Значит, воздух есть внутри нас.
Воспитатель. Как в нас попадает воздух?
Все люди дышат через нос. Ребята, покажите, пожалуйста, как дышат ваши носики.
Проводится дыхательная гимнастика.
Опыт № 7
Воспитатель кладёт лёгкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит её в движение, салфетка падает со стола.
Ребята, почему салфетка упала со стола, разве я до неё дотронулась?
Ветер- это воздух, который движется. А вы хотите сами сделать ветерок и почуствовать движение воздуха? Возьмите веер и позовите ветерок. Подуйте на ладошку и ощутите, как движется воздух.
Вывод: когда воздух движется, получается ветер. Воздух можно ощущать.
Опыт № 7
Воспитатель. Вот наши кораблики, которые мы делали на прошлом занятии. Вы помните, я обещала, что мы будем пускать их по воде. Возьмите каждый свой кораблик и пускайте в тазик с водой. Медленно дуйте на кораблики. Что получается?
Вывод: кораблики плавают. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. А если нашими веерами помахать над корабликами, что будет?
Вывод:Воздух может передвигать предметы.
В зависимости от погоды ветер может быть холодный и тёплый, влажный и сухой
Вывод: воздух бывает холодный и тёплый.
Опыт 8
Вдохните воздух ртом. Какого он вкуса? (бесвкусный)
Давайте теперь понюхаем воздух. Чем он пахнет? (без запаха)А если я открою духи или порежу ароматный фрукт почувствуете вы запах? (да)
Потомучто воздух может передавать запах других предметов, воздух движется и доносит запах до наших носов.
Вывод: чистый воздух не имеет цвета, вкуса и запаха.
Опыт 9
Возьмём надутый шарик. Снимем с него ниточку. Что мы слышим? Воздух из шарика выходит с шумом-шипит
Вывод: Воздух может издавать звук
Итог:Давайте вспомним, что мы узнали сегодня про воздух.