Татьяна Вдовина
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Урожайная песенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Урожайная песенка»
Цели:
Уточнить представления детей об овощах. Учить составлять описательные рассказы об овощах.
Совершенствовать грамматический строй речи : правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в старшей группе „Урожайная песенка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Песни. Все материалы на тему песен
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Урожай
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, внимание, память.
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
Словарная работа:
Обогащение словаря: корнеплод, овощехранилище, консервируют.
Активизация словаря: названия овощей, растущих в огородах; томат, салат, щи, борщ, пюре; огородные, белокочанная, сочная, ароматная, бордовая, хрустящая, сладкая, горькая, длинные, вкусная, овальная; заготавливать, консервировать, солить, тушить, жарить, варить, мариновать, запекать, печь.
Оборудование: картина «Сбор урожая», картинки овощей, модели для описания овощей. указка, мяч среднего размера, небольшая корзинка с мячиками по количеству присутствующих детей.
Организация. Картина «Сбор урожая» закрыта белым листом бумаги. Осенние листья разложены справа от магнитной доски кругом. Перед магнитной доской стоят полукругом стулья. Рядом стол с разложенными картинками овощей изображением вниз.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Воспитатель – Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости.
(Здороваются с гостями. Появляется Осень - мультимедиа)
– Вы узнали кто это?
– Да, Осень, и пришла с вами поиграть, ведь мы увидимся в следующий раз только через год. А что вы знаете об моем времени года? Расскажите, пожалуйста, что происходит осенью в природе. Начнем описывать признаки осени с солнца.
Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет.
Небо становится хмурым, пасмурным, серым.
Птицы улетают в теплые края.
Деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на березе желтеют, а на рябине краснеют.
Ветер. Дует холодный ветер.
Дождь. Осенью часто идут дожди, поэтому много луж.
Трава становится желтой и сухой.
Животные готовятся к зимней спячке. Белка на зиму делает запасы: собирает грибы и шишки.
Люди стали одеваться тепло. Готовятся к зиме.
– Молодцы, все приметы осени назвали.
Звучит фрагмент музыки П. И. Чайковского «Осень», дети садятся на стульчики.
2. Рассматривание и беседа по картине.
– Ребята, я вам приготовила сюрприз, нарисовала картину. Мне очень хотелось бы, чтобы вы отвечали полными ответами, не перебивали друг друга, дослушивали ответы товарищей до конца. Давайте посмотрим, как люди готовятся к долгой зиме. (Открываю картину «Сбор урожая».)
– Что делают люди на огороде? (Люди на огороде собирают урожай капусты, моркови, свеклы, огурцов, кабачков, баклажанов, перца, картофеля.)
– Как называют овощи, которые созревают в земле? …корнеплоды).
– Скажите хором – «корнеплоды». (Повторяют по одному несколько раз.)
– Какими способами люди собирают овощи? (Люди выкапывают, срывают, срезают овощи).
– Перечислите, какие корнеплоды люди выкапывают из земли осенью. …картофель, морковь, лук, чеснок)
– Какие овощи люди срывают? (…кабачки, перец, помидоры, баклажаны)
– Какой овощ срезают? …капусту)
– Вот мы собрали урожай, как нам сохранить все овощи на зиму? (Овощи на зиму солят, маринуют, консервируют)
– Повторим хором слово «консервируют».
(Повторяет один ребёнок ещё раз).
– Где хранятся зимой заготовки и овощи? …в овощехранилище)
(Показать картинку)
– Повторите хором слово «овощехранилище».
(Повторяют по одному несколько раз).
3. Составление описательных рассказов по моделям
– Закройте глаза. Мне нужна ваша помощь. Нужно отгадать загадки и рассказать об загаданных овощах. Справитесь? Хорошо. Первая загадка.
Где зимою было пусто,
Летом выросла … (капуста).
(Выставляю картинку на магнитную доску.)
– Молодец, справился с заданием.
– Послушайте загадку.
Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок,
Под названьем … (кабачок).
(Выставляю картинку с изображением кабачка на магнитную доску.)
– Угадайте, какой овощ спрятался?
(Показываю картинку спрятанного наполовину баклажана.
Выставляю картинку с изображением баклажана на магнитную доску.)
– Подскажите словечко:
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус,
Узнали вы? Я… (свекла)
(Выставляю картинку свеклы на магнитную доску.)
– Послушайте еще загадку:
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор) (Выставляю картинку помидора на магнитную доску.)
4. Физкультминутка «Урожай»
– Молодцы! Вы мне очень помогли. А сейчас настало время собрать урожай.
Встаньте в круг.
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Носят».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный,
Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют
5. Дидактические игры с мячом
Дети встают в круг, воспитатель с мячом в центре проводит игру.
Игра «Один – много»
– Я буду называть один овощ, а вы много овощей. ( Например: дом – дома)
Помидор – помидоры;
огурец – огурцы;
тыква – тыквы;
кабачок – кабачки;
баклажан – баклажаны.
Игра «Назови ласково»
– Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы называете этот овощ ласково и бросаете мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь – морковочка
огурец – огурчик; лук – лучок;
чеснок – чесночок; капуста – капустка;
горох – горошек; свёкла – свёколка.
Игра «Чего нет»
– Бросаю вам мяч и называю овощ, а вы говорите, чего нет и возвращаете мяч обратно.
Баклажан – баклажана;
свекла – свеклы;
репа – репы;
перец – перца;
картофель – картофеля.
Игра «Назови сок»
Говорят, какой сок, суп, салат из него можно приготовить из названного овоща.
Сок из моркови – морковный;
сок из капусты – капустный;
сок из свёклы – свёкольный;
сок из помидоров – томатный.
6. Игра «Повар»
– Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Повар». На столе лежат карточки, изображением вниз. Возьмите со стола любую карточку и присаживайтесь на стулья. Сейчас вместо ответа выходите с карточкой нужного овоща. Давайте представим овощи.
Беру карточку капусты. Начинаю сама:
– У меня цветная капуста.
И так далее проговаривают все ребята.
– Какие овощи едят в сыром виде?
(Выходят дети с карточками лука, чеснока, моркови, репы, перца, капусты. Садятся.)
– Какие овощи едят только в приготовленном виде? Например. Варят, жарят, тушат, запекают.
(Выходят дети с карточками картофеля, свеклы, кабачка, баклажана).
– Проговори, Лера, какие овощи нельзя есть сырыми.
(Проговаривает полным ответом.)
– Можете присесть. А сейчас мы приготовим винегрет. Какие овощи нарежем в винегрет?
(Выходят дети с карточками овощей, из которых режут винегрет: морковь, картофель, свекла, лук, зеленый горох).
7. Итог занятия
– Вот и подошла к концу наша встреча. Мы с вами многое узнали об овощах. Скажите, какие новые слова вы услышали на занятии. (Корнеплод, тушить, жарить, овощехранилище, мариновать, солить консервировать)
– Так какие же овощи называются корнеплодами? (Овощи, которые зреют в земле)
– Вы меня порадовали своими знаниями. И я вам приготовила сюрприз. (Достаю корзинку с яблоками и раздаю всем)