Морозова Татьяна Юрьевна
Конспект ООД по развитию устной речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ КОМПОНЕНТОВ УСТНОЙ РЕЧИ
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Т. Морозова,
воспитатель первой категории
детского сада № 1 «Аленький цветочек»
г. Карачев
Публикация «Конспект ООД по развитию устной речи в старшей группе» размещена в разделах
Мы живем в эпоху постоянных научных открытий, электронных технологий, но, к сожалению, в современном мире отношения между людьми становятся все более формальными, в них не хватает непосредственности, искренности, душевности. Формальным становится и общение. В нашем распоряжении огромное количество источников информации о внешнем мире – СМИ, Интернет. Вместо разговоров с теми, кто рядом с нами, мы читаем – смотрим – слушаем о событиях, не имеющих к нам никакого отношения. Это приводит к безразличию, мы разучиваемся понимать и сопереживать.
Невозможно не замечать, как искажаются духовные ценности, культура общения и порядочность перестали быть приоритетами, люди не следят за правильностью речи, не читают книг. Чтобы понять друг друга, не обязательно выстраивать сложные фразы, думать над грамотностью речи, применять эпитеты, наделяя свои высказывания красочностью и богатством нашего великого русского языка.
Современные дети также много времени проводят у телевизора и компьютера, но вместе с тем они любят слушать рассказы старших, задают много вопросов, познавая мир. Поэтому важно задумываться над этой проблемой уже в дошкольном возрасте, как в самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, и формировать в детях истоки грамотной, эмоционально окрашенной и доброй речи.
В своей работе я особое внимание уделяю развитию компонентов устной речи во всех видах деятельности, проявлению нравственных качеств в общении детей. ФГОС также подчеркивает значимость таких задач, как: овладение речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи и др.
Программные задачи
- Формировать навыки свободного общения посредством монологической и диалогической речи.
- Развивать умение составлять рассказы по сюжетным картинам, придумывать окончания сказкам, менять сюжет, сочинять новые.
- Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях, отвечать на вопросы полными предложениями; использовать в речи сложноподчиненные предложения.
- Обогащать словарный запас выражениями словесной вежливости; упражнять в подборе слов – антонимов, в различении прилагательных мужского, женского и среднего рода, наречий.
- Развивать выразительность речи, раскованность, творческое воображение, зрительное и слуховое внимание, память.
- Воспитывать эмоциональный отклик, обращенность познания на свой внутренний мир, дружеские взаимоотношения, доброжелательность.
Интеграция образовательных областей.
Социально-коммуникативное развитие
- Развивать свободное общение с окружающими по поводу здорового образа жизни.
- Совершенствовать представления о себе и своей семье.
- Формировать практическое овладение нормами русской речи.
- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, мышление, ориентировку в пространстве.
- Формировать навыки свободного общения в процессе знакомства с трудом взрослых.
- Развивать свободное, раскрепощенное общение в двигательной деятельности.
- Формировать представление о музыкальных образах, умение сопоставлять особенности сюжета музыкальному оформлению.
Материалы, оборудование
Цветик – семицветик с заданиями на лепестках, картинки героев сказок (Буратино, Емеля, Лесовичок, картины с последовательно развивающимся сюжетом на тему : «Поездка в автобусе», маски зверей (медведь, лиса, волк, заяц, мышка, карточки – эмоции (радость, грусть, гнев, удивление, испуг, мольберт, магнитная доска, волшебные коробки, сундучок, волшебная палочка, микрофоны и небольшие атрибуты для корреспондентов, шоколадные медали для угощения детей, новая дидактическая игра по развитию речи, музыкальное оформление.
Ход занятия
Звучит тихая музыка.
Дети друг за другом входят в зал, приветствуя гостей разными способами: словами, жестами, мимикой, движениями.
Становятся полукругом.
Ребенок: - Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были бы пусть незнакомы:
«Здравствуйте».
Что особенного мы друг другу сказали?
Простое «Здравствуйте».
Больше ведь мы ничего не сказали!
Отчего же на капельку счастья
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостей
Сделалось в мире!
Воспитатель: Действительно, ребята, мир наполнился теплом, и мы стали еже добрее и мудрее. Скажите, а вы любите волшебство и сюрпризы?
Дети: Да!
Воспитатель: Сегодня они ждут вас. Их приготовила Королева Грамоты со своими помощниками. И если вы выполните все задания, произойдет чудо – она появится у нас в детском саду.
Нам сегодня придется много говорить – разомнем свои язычки.
Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»
(Проводит ребенок. Различные движения языка).
Мимическая гимнастика «Дед Мороз в апреле»
(Выражение эмоции удивления)
Воспитатель предлагает детям произнести слова: «Раз, два, три! – Волшебство, произойди!» и закрыть глаза. Под таинственную музыку появляется Цветик-семицветик. Воспитатель: Ребята, Цветик-семицветик поможет нам встретиться с Королевой Грамоты, когда мы выполним все задания на его волшебных лепестках. А приготовили эти задания разные герои – помощники Королевы.
Первый лепесток – задание от Буратино. (Его фотография появляется на мониторе). Он предлагает поиграть в искателей клада. Вызванный ребенок по условным обозначениям ориентировки в пространстве находит сундучок, где находятся картины, которые нужно вначале расставить по порядку, согласно действиям сюжета, а затем составить рассказ по этим картинам.
Воспитатель с детьми кратко разбирает содержание картин, акцентируя внимание на структуре рассказа. Выслушиваются 1 – 2 рассказа детей.
Второй лепесток – задание от Лесовичка. (Появляется его фотография). Он очень любит сказки, сам их сочиняет и предлагает детям пофантазировать. Воспитатель напоминает детям, чем отличается сказка от рассказа, с каких слов обычно начинаются сказки.
Итак, задания:
1. Что было бы, если Баба Яга была бы доброй? …если бы Аленушка послушала печку и съела пирожок? … если бы лиса не стала выгонять зайчика из его избушки?
2. Придумай окончание сказки Лесовичка: «Вылепил как-то Миша 3 снеговиков. Такие забавные они получились: вместо носа – сучки, глаза – угольки, а на голове – красивые шапочки. Вдруг Мишу позвала домой мама. Вот стоят снеговики и мальчика дожидаются»… (выслушать 1 – 2 варианта).
3. Из коробочки появляются персонажи сказки, которую должны сочинить дети. Картинки персонажей помещаются на фланелеграф. Вызванный ребенок, рассказывая сказку, может варьировать ими.
Третий лепесток предлагает поиграть в чудесные превращения, и с помощью волшебной палочки мы превращаемся в цветы:
Этюд «Цветок»
(Дети имитируют движения согласно тексту)
Воспитатель: Представьте, что вы – маленькие семена (сесть на корточки, сжаться в комочек, закрыть голову руками). С теплым весенним солнышком семена начинают прорастать (дети постепенно поднимаются, раскрываются листочки (руки тянутся вверх, появляются веточки с бутончиками (руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки). Наступает радостный момент, и бутоны раскрываются (резко разжать кулаки, росток превращается в прекрасный цветок! Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя глазами, улыбается цветам-соседям (улыбки другим детям, кланяется им, слегка дотрагивается своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер (раскачивания телом, срывая лепестки и листья (опустить руки, цветок клонится к земле (присесть, закрыть глаза руками. Пошел снег. И цветок снова превратился в маленькое семечко – ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет.
Четвертый лепесток предлагает встретить гостей. Раздается стук в дверь. Входят корреспонденты (двое детей из подготовительной группы).
Корреспонденты: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы – корреспонденты газеты «Дружба», готовим материал о детских садах, вы нам поможете? (Используя микрофоны, по очереди задают детям вопросы. Воспитатель напоминает, чтобы дети старались отвечать полными предложениями для лучшего написания статьи). Итак, вопросы:
- Как называется ваш детский сад?
- Как зовут ваших воспитателей?
- Кто еще заботится о вас в детском саду?
- Чем тебе нравится заниматься в садике?
- С кем тебе нравится играть и почему?
- Как вы заботитесь о своем здоровье?
- Что вы пожелаете ребятам из других детских садов
Корреспонденты имитируют запись в блокнотах, благодарят за помощь и уходят.
Пятый лепесток - задание от Емели (появляется его фото). Он просит помочь ему научиться разговаривать выразительно.
1. Воспитатель предлагает детям пропеть песенку Колобка разными голосами. Дети по очереди надевают маску Колобка и поют 4-6 строчек песни разной интонацией:
- Колобок веселый
- ему грустно
- Колобок испугался
- хвастается
- у него болит горло, он говорит шепотом.
2. Емеля передал посылку, в которой находятся маски зверей и карточки-эмоции.
Дети по очереди выходят парами: один ребенок называет попавшуюся эмоцию, другой – изображает животное в таком настроении, надев свою маску.
3 Дети читают стихотворения для Емели, используя разные средства выразительности. (2 – 3 стихотворения о Родине, о маме, о природе).
Шестой лепесток – задание от самой Королевы Грамоты. Она написала загадку:
«Оно может быть ласковым, может быть грубым. Оно может быть тихим, может быть громким. Оно может обидеть, может рассмешить. Его можно сказать, а можно взять и написать, но для этого надо знать буквы». (Слово).
Воспитатель: Вот и хочет Королева Грамоты узнать, сколько разных слов мы знаем:
1. Игра «Разные слова». Воспитатель называет слова, дети подбирают слова-антонимы к прилагательным мужского, женского и среднего рода; наречиям.
2. Игра «Добрые слова». Дети становятся в круг и, передавая друг другу волшебную палочку, называют любое доброе слово.
Воспитатель: Ребята, смотрите, у нас остался последний лепесток! Мы справились со всеми заданиями, значит чудо уже близко! Срываем седьмой лепесток, закрываем глаза, ведь Королева обещала появиться у нас.
Под таинственную музыку появляется Королева Грамоты.
Королева: Здравствуйте, ребята! Я знаю, вы справились со всеми заданиями, и Цветик -семицветик помог нам встретиться. Я вижу, что вы и вправду дружные и умелые, все знаете. За это я награжу вас!
Королева Грамоты дарит детям дидактическую игру по развитию речи, раздает шоколадные медали. Звучит песня из мультфильма «Кот Леопольд» «Если добрый ты». Дети приглашают Королеву на танец.