Юлия Масленникова
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие капельки воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Превращения капельки воды»
Программные задачи:
Познакомить со свойствами воды испарение и конденсация.
Сформировать первичные представления о круговороте воды в природе.
Довести до сознания детей, куда исчезает вода после дождя.
Совершенствовать исследовательские действия.
Развивать познавательную мотивацию, внимание, мышление.
Развивать умение анализировать и делать выводы.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие капельки воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Способствовать воспитанию доброжелательных отношений со сверстниками.
Способствовать воспитанию умения работать в коллективе.
Оборудование:
на каждого ребенка – фартуки- 10шт., нарукавники- 10 пар, головные уборы-10шт., салфетки-1упаковка, стаканы одноразовые-20шт., пластиковые бутылки- 2 шт, контейнеры-10шт., ложки-10шт., лейка-10шт., подносы-10шт., ватные диски-10шт., зеркала-10шт., «Круговорот воды в природе» (разрезные схемы)-10шт. ; электрический чайник.
Предварительная работа:
- Проведение экспериментов по изучению свойств воды (текучесть, прозрачность, отсутствие запаха, вкуса, цвета, способность к замерзанию).
- Наблюдения за явлениями природы (дождь, появление и исчезновение луж, туч).
- Беседа о значении воды в жизни людей, животных, растений.
- Игры с водой, песком.
Словарная работа:
Лаборатория, опыт, эксперимент, растворяется, испарение, исследование, лейка, просачивается, инструкции, вещества, контейнер.
Ход ООД
1. Организационный момент. Слайд 1
Воспитатель: Всем гостям
Дети: «Добрый день!» (машут рукой)
Заниматься нам не лень.
На занятии своём
узнаём мы обо всем.
2. Мотивация
Воспитатель: Ребята, садитесь на стульчики. Рассаживайтесь поудобнее. Мне Саша рассказала удивительную историю. Вы непременно должны её услышать. Я думаю, что нашим гостям тоже будет интересно. Смотрите на экран нашего телевизора.
Слайд 2
Привет, ребята! Я – Саша.
Слайд 3
Перед Новым годом мы всей семьё й делали уборку в квартире: пылесосили ковры, мыли полы, наводили кругом порядок.
Слайд 4
Я на кухне вытирала подоконник. Все в квартире просто сияло чистотой! Особенно мой подоконник!
Слайд 5
Дима решил, что пора пить чай, и поставил на газовую плиту чайник кипятиться.
Слайд 6
А папа в это время уже достал елку, и все стали ему помогать её наряжать. Это было очень увлекательно! Мы вспомнили про чайник только тогда, когда повесили последнюю игрушку на елку.
Слайд 7
Бабушка поспешила на кухню. Она сказала: «Ой! А куда вся вода из чайника делась?»
Слайд 8
А я посмотрела на окно и тоже сказала : «Ой!»
На подоконнике, который я вытирала сухо-насухо тряпочкой, была
бо-о-ольшая лужа. Да и всё стекло было какое-то очень мокрое
в ме-е-е-е-лких капельках воды.
Я задумалась:
откуда здесь столько воды взялось? И на стекле ещё?
Слайд 9
Может, это туча в гости к нам пришла и с собой в подарок дождик принесла?
Слайд 10
А может, кошка Мурка сидела у окна и плакала, что холодно, что на дворе зима?
Слайд 11
Наверно, за окошком прогуливался слон и хобот свой, просунув, фонтан устроил он!
Слайд 12
Откуда же откуда? Скорей хочу ответ!
Милые ребята! Был слоник или нет?
Слайд 13
Постановка проблемы.
Воспитатель: Вот такая непростая история произошла у Саши в семье перед Новым годом.
Что вас в этой истории удивило? Давайте вместе поразмышляем, что было необычного. И девочку это очень удивило… (появление воды на подоконнике. Её никто специально не лил, а она появилась.)
Слон мог бы устроить фонтан? (Это шутка, слоны по улицам нашего города не ходят, тем более зимой).
Если бы на окне оказалась кошка, это удивительно? (Нет, у кошки есть лапы. И она может перемещаться куда вздумается.)
А могла кошка наплакать лужу? (Нет, это тоже шутка.)
Значит, кошка не при чем.
Обсудить другие версии детей.
А вот тучка могла в дом прийти и дождик принести? (Выслушать разные ответы)
Воспитатель: Давайте попробуем вспомнить свойства воды и с их помощью объяснить произошедшее.
Назовите их.
Вода прозрачная, бесцветная, не имеет вкуса, без запаха, растворяет соль, растворяет сахар, состоит из мельчайших частичек, смешивается с некоторыми веществами, растворяет краски, бывает твердой –лед, град и снег –это тоже вода…
- Помогли они нам понять, откуда взялась лужа на окне? (Нет.)
Чудеса! Какая загадочная эта вода!
Но видно, мы ещё не все про неё знаем. Нам только предстоит узнать какие-то новые её свойства, чтобы разгадать, куда же она исчезает и как появляется в другом месте.
Как вы считаете, какой возникает вопрос?
О чем мы будем говорить сегодня? (Формулировка темы) Как путешествует вода в природе.
По-моему, мы стоим перед новым открытием. Где же, по-вашему, мы можем получить информацию, как образуются тучи? (В лаборатории).
Слайд 14 (эмблема лаборатории)
Воспитатель:
Нам необходимо попасть в лабораторию «Центра исследования погодных явлений».
Воспитатель: В лаборатории все носят специальную одежду, в лаборатории проводят опыты, и чтобы опыту ничего не помешало и он прошел успешно, работники лаборатории убирают волосы под шапочку, надевают чистый халат, нарукавники. Нам тоже надо надеть спецодежду.
Воспитатель: Пройдемте в лабораторию. Мы с вами станем сотрудниками лаборатории.
Воспитатель: Ребята, в лаборатории нельзя брать никакие предметы без разрешения, нужно слушать внимательно научного консультанта и выполнять его инструкции.
Вот мы и в лаборатории.
Подготовленный ребенок выполняет роль ведущего.
Алиса: Здравствуйте, я научный сотрудник лаборатории «Центр исследования погодных явлений». Меня зовут Алиса.
Проходите, пожалуйста.
Опыт 1.
Воспитатель: Алиса, помогите, пожалуйста, ребятам, узнать, как появляются тучи?
Алиса: Хорошо.
-Ребята, где мы можем увидеть воду в природе? (ответы)
Всё правильно. (берёт бутылку с водой и наливает в чайник).
Представьте себе, что это река, или озеро, или даже море. Вода в чайнике (показывает воду в чайнике). Солнышко эту воду нагревает.
Сейчас и мы согреем воду.
(включаю прозрачный чайник, вода закипает).
Вода состоит из маленьких частичек. Мы их даже простым глазом различить не можем. Когда эти частички начинают соединяться друг с другом, то образуются знакомые нам капельки. Мы их видим. Что происходит с водой, когда светит солнце? (вода нагревается, нагревается каждая её маленькая частичка.).
Воспитатель: Я догадалась! Нагретые частички отрываются от своих подружек и начинают высоко подпрыгивать, а потом и совсем отрываются от общей массы воды и повисают в воздухе.
Этот процесс называется «испарение воды».
Испаряясь, жидкая вода образует газ - водяной пар, из которого состоят и облака, и тучи, и туман.
Алиса: Что мы видим? (пар)
Пар - это и есть нагретая вода.
Воспитатель: Значит, когда чайник долго кипит, то что происходит с водой в нём? (Она испаряется).
Куда поднимается пар? (вверх)
Алиса: Так и в природе, нагретая вода, то есть пар, поднимается вверх, и в небе образуются облака и тучи. Над речкой туман – это тоже пар.
Слайд15 (облака, тучи)
Воспитатель: Вам понятно, ребята? (Дети объясняют, что они поняли)
Когда вода нагревается, она превращается ….(в пар). Вы видим в природе водяной пар где (туман, облака, тучи).
Опыт 2.
Воспитатель: Мы узнали, как образуются тучи.
А почему идёт дождь?
Алиса: Проведем еще один опыт.
Воспитатель делает инструктаж по безопасности.
Алиса: Проведем второй опыт.
Сейчас возьмите зеркало и аккуратно положите его сверху на стакан. Дайте ему немного полежать.
А теперь аккуратно поднимите его.
Ребята, посмотрите, что вы там видите на стекле? (капельки воды)
Воспитатель: Был пар, а как появилась вода?
(дети говорят)
Алиса: Теплый пар прикоснулся к холодному зеркалу. Он остыл и снова превратился в воду.
Воспитатель: Так в природе и бывает: из воды образуется пар.
Когда пар медленно остывает (а это бывает в теплую погоду, то выпадает на землю в виде дождя или росы.
Но вот зимой во время сильного мороза пар быстро охлаждается и не успевает превратиться в воду, а, прикоснувшись к очень холодным предметам, превращается сразу в лед. Так образуются снежинки, иней на стеклах окон и изморозь на ветках деревьев.
Слайд 16 (Снежинки, иней, изморозь)
Воспитатель: Давайте посмотрим, как вы поняли :
когда пар остывает, он превращается … ( Хором: в воду, в капельки дождя, в снежинки).
- Правильно. Летом-дождинки, зимой снежинки.
Алиса : Вот такими свойствами обладает вода.
Воспитатель: Она умеет испаряться - превращаться в пар, а потом пар превращается обратно в воду или льдинки. Льдинки тают и снова становятся водой.
Этот процесс происходит в природе постоянно и называется круговорот воды.
Слайд 17 (круговорот)
А теперь немного отдохнем.
Слайд 18 (с музыкой)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
С неба капелька упала
Прямо в быстрый ручеёк,
Пальцы бьют по ладошке
Заблестела, заиграла,
Побежала - путь далё к:
Делают рыбку
Поднялась она паринкой,
Улеглась на облака,
Потягивание
Стала капля невидимкой.
Мир прекрасен свысока!
Присели «спрятались»
А потом дождинкой стала,
Напоив собой цветок; Прыжки
Вновь взлетела, полетала
И упала в ручеёк.
Потягивание восстановить дыхание
Просмотр видеосюжета о путешествии воды в природе.
Воспитатель: Ребята, займите места. Сейчас вас ждет фильм. Его героиня маленькая Капелька расскажет вам, как она путешествует по всему белому свету.
Слайд19 (Видео)
Воспитатель: Давайте проверим, как вы все поняли.
Рисует на плакате схему, задавая вопросы детям.
- Снежинка….(растаяла, стала капелькой и ручейком стекла в водоем).
- Солнышко пригрело, и вода начала испаряться из водоема.
Во что превратилась наша капелька? (Наша капелька с подружками превратилась в пар).
- Пар образовал облака. Облака стали соединяться друг с другом, подниматься выше и выше и там остывать. Частички пара соединились и образовали капельки. А если был бы мороз, то (образовались бы снежинки).
- Облака превратились в большую тяжелую тучу, из которой капельки или снежинки выпадут на землю в виде осадков.
Опыт 3.
Воспитатель: Процесс испарения воды очень долгий. Даже та вода, которая выпадает в виде дождя, не сразу испаряется. А куда же она исчезает с поверхности?
Слайд 20 (эмблема лаборатории)
Вероника: Чтобы это узнать, продолжим опыты в лаборатории.
Возьмите пустой стакан и лейку, вставьте лейку в стакан, положите ватный диск в лейку. Возьмите ложку и насыпьте в лейку три ложки почвы. Возьмите стакан с водой и вылейте воду в лейку с почвой. Что вы видите?
Воспитатель: Посмотрите, вода была сверху над почвой в лейке, а теперь она уходит вниз, просачивается.
Вероника: Правильно, так и в природе: вода сквозь почву просачивается вниз, и лужа исчезает.
Её пьют растения, она наполняет подземные родники, воды которых питают реки и другие водоёмы на Земле. Так поддерживается постоянный круговорот воды в природе.
Воспитатель: Нам пора покинуть лабораторию. Спецодежду мы красиво и бережно повесим на стулья.
Слайд 21 с музыкой
Релаксация. Свободные движения под музыку.
Закрепление.
Дидактическая игра «Круговорот» (дети получают конверты с карточками, один ребенок работает на мольберте)
Воспитатель: Предлагаю вспомнить о том, что вы узнали о круговороте воды, и себе на память сделать схему, чтобы дома папе и маме рассказать, что нового вы узнали сегодня о воде.
(Дети выкладывают на столах).
Решение проблемной ситуации.
Воспитатель:
- Что же нового мы узнали о воде? (вода умеет превращаться в пар, а пар превращается обратно в воду)
Слайд 22 (схема круговорота)
- Давайте теперь вспомним ситуацию в квартире и порассуждаем. Куда же могла деться вода из чайника?
Делают вывод. Когда чайник стал выкипать, то в кухне образовалось много пара - целое облачко пара (маленькая тучка) из выкипевшей воды.
- А куда делось это облачко? (Прикоснувшись к зимнему холодному стеклу, пар опять превратился в воду и струйками стал стекать на подоконник. Вот откуда и взялась лужица на подоконнике.)
Слайд 23 (запотевшее окно)
Воспитатель: Вот мы и нашли ответ на Сашин вопрос.
Я теперь смогу рассказать ей о наших исследованиях.
А Семён прочтёт нам стихотворение о воде.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь!
В природу вглядитесь!
Вас окружает везде и всегда -
Эта волшебница – ВОДА!
Воспитатель:
Вода не только волшебница. Это еще и самая великая ценность на Земле. Без воды не было бы и самой жизни. Воду надо беречь!
В другой раз мы обязательно больше поговорим о том, какая это великая ценность – вода!
Рефлексия.
- Кому нужна вода?
- Где мы можем ее увидеть?
- Скажите, будет ли лёд являться водой? (Это твердая вода).
- А туман, облако, тучка? (Это вода в виде газа).
- Было ли вам интересно?
- Что нового вы сегодня узнали?
Итог. Оценка работы воспитанников.
Наградить медальками.
с ч