юлия кутова
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Секреты воды в жидком состоянии»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе
Тема: «Секреты воды в жидком состоянии»
Образовательная область: Познавательное развитие (Ознакомление с миром природы).
Обобщающий тип занятий
Цель: уточнить знания детей о свойствах воды и её местонахождении в природе и быту по одному из свойств — текучести.
Программные задачи:
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе „Секреты воды в жидком состоянии“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть, растворение вещества в воде, уточнить знания о том, где можно встретить воду; подвести к пониманию значимости воды, охране и экономии ее в быту и в природе.
Развивающие : развивать любознательность, логическое мышление и речь детей.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде.
Методические приемы:
организационный момент, игра-имитация, игра-инсценировка, опыты, беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, стихотворения, загадки, физ. минутка, рефлексия
Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, водоёмы, течёт, солёная, растворяется.
Оборудование:
Музыкальное оформление, обруч, шапочки капелек, картинки разных водоёмов, стаканы с кипяченой водой, пустые стаканы, глубокие тарелки, трубочки для питья, соль в тарелочках, ложки, фартуки, листы бумаги для рисования, цветные карандаши, мультимедийная установка.
Предварительная работа:
беседа о значении воды; беседа о бережном отношении к воде и водоёмам; просмотр презентаций по охране водоёмов; загадки о водоёмах.
План ООД.
1. Эмоциональный настрой.
2. Загадка.
3. Опыт 1: «Запах воды»
4. Опыт 2: «Цвет воды»
5. Опыт 3: «Вкус воды»
6. Опыт 4: «Что такое вода?»
7. Опыт 5: «Форма воды»
8. Игра-имитация «Вода в стакане».
9. Игра-инсценировка «Речка»
10. Беседа.
11. Опыт: «Как вода становится солёной».
12. Стихотворение.
13. Итог ООД.
Ход ООД:
Вводная часть:
Организационный момент:
«Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами
(Дети стоят с воспитателем)
Воспитатель:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды — жить нельзя нам без … (воды)
Мотивация детей:
-Дети, где можно встретиться с водой у нас в группе?
(В кране, в батареях, в чайнике.)
-А хотите узнать, какими свойствами обладает вода?
(Ответы детей.)
Присаживайтесь за столы, я думаю, что вам будет очень интересно.
Перед вами стаканы с водой.
Опыт: У воды нет запаха.
-Имеет ли вода запах? (Ответы детей.) Понюхайте. Какой вывод вы сделаете? (Нет, у воды нет запаха.)
Опыт: У воды нет цвета.
-А что вы думаете о цвете воды? (Ответы детей.) Какая вода? (Вода прозрачная.) Повторите. А как это можно доказать? (Ответы детей.) Опустите трубочку в стакан. Что мы видим в воде? (В стакане с водой видна трубочка.) Почему трубочка видна в воде? (Вода прозрачная.)
А сейчас представим, чтомы пришли на речку.
Физкультминутка: «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)
А теперь продолжим опыты. Опыт: У воды нет вкуса.
-А теперь, попробуем воду на вкус. Есть ли вкус у воды? (Нет.)
Опыт: Вода — это жидкость.
-Перед вами стоят пустые стаканы. Можем ли мы сделать так, чтобы вода оказалась в другом стакане? (Да.) А как? (Перелить.) Попробуйте. Получилось? (Да.) Значит, какой мы сделаем вывод? (Воду можно перелить.) Потому что вода – это жидкость. Повторите. Вода перетекла из одного стакана в другой.
Опыт: У воды нет формы.
-А сейчас, внимательно присмотритесь, имеет ли вода форму? (Ответы детей.) Вот сейчас вода приняла форму стакана, а если мы перельём воду в тарелку, то какую форму примет вода? (Переливаем воду в тарелку.) Вода принимает форму тарелки. То есть у воды своей формы нет. Дети, скажите, есть ли у воды форма? (Нет.)
Да, вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, формы, запаха, а ещё она состоит из маленьких капелек. Давайте и мы с вами превратимся на мгновение в маленькие капельки воды. (Одеваю шапочки.)
Игра – имитация «Вода в стакане»
-Представьте себе, что этот обруч будет играть роль «стакана». Но он пустой. Чего-то в нем не хватает? (Сока, компота, воды)
— Давайте сделаем наш стакан полным. (Дети встают в обруч — «стакан».)
-Посмотрите, да тут целый стакан капелек. Как это называется? (Это вода.)
-А если стакан наклонить, что будет с водой? (Вода вытечет.)
-А как? (Дети выбегают из круга и лежат на ковре.) Правильно вода растеклась по поверхности.
-А где еще можно увидеть, как течет вода? (В ручье, в реке) Показ слайда с изображением реки, озера, моря, пруда, океана, ручья.
-Давайте изобразим маленькую речку. (Играет музыка. Идёт диалог воспитателя с детьми.)
Игра-инсценировка «Речка»
— Маленькая-маленькая речка,
Куда ты бежишь?
— Далечко!
— Страшно бежать далечко, маленькая-маленькая речка! Ямы пойдут, овраги, камни пойдут, коряги, может и зверь случиться!
— Я ему дам напиться!
— Встретишься с пнем рогатым, старым да бородатым, с древней кривой сосною.
— Я им ноги омою!
— В полночь бежать придется… В полночь Яга крадется! Если она обидит?
— Обидит? Никто не увидит!
— Маленькая-маленькая речка, зачем ты бежишь далечко? Зачем тебе труд да горе? Что там далечко?
— Море!
(Э. Мошковская)
-Дети, река, озеро, пруд, болото, море, океан – это всё водоёмы. Повторите. Скажите, а вода в этих водоёмах течёт одинаковая по вкусу? (Ответы детей.)
Оказывается, вода, которая течёт в морях и океанах солёная, а в реках – пресная. А как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
Оказывается, давным-давно реки протекали над каменистой солью и принесли с собой частички соли в моря и океаны, с тех пор вода в них стала солёная.
-Почему же вода в морях и океанах солёная? (Ответы детей.)
Опыт: Как вода становится солёной.
-Давайте и мы с вами сделаем пресную воду солёной. Присаживайтесь за столы. Перед вами стаканы с водой. Что необходимо для того, чтобы вода стала солёной? (Соль)
-Возьмите ложку и добавьте соль в свой стакан. Посмотрите, соль видна? (Да.)
Помешайте воду в стакане. Видите ли вы соль? (Нет.) Куда же она исчезла? (Она растворилась.) А теперь попробуйте воду? Какая стала вода по вкусу? (Солёная.) Вода растворила соль. Какую воду вам нравится пить пресную или солёную? (пресную) Почему? (потому. Что она вкусная)
-Поэтому люди говорят о море: «Кругом вода, а с питьём беда»
-Солёную воду очень трудно пить, практически невозможно, а пресную легко.
-Цените пресную воду. А как её необходимо ценить? (Закрывать краны, не мусорить возле водоёмов.)
Рефлексия:
-Что, вы сегодня узнали о воде? Что такое вода? Чего нет у воды? А где вода может находиться? (Ответы детей.)
-Хочу ребята еще раз вам прочитать стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
-Я надеюсь, что вы своими знаниями будете делиться, не только с родными и близкими, но и со своими друзьями. Вы мне понравились, вы сегодня были настоящими экспериментаторами.