Трубинова Татьяна Анатольевна
Конспект ООД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: создание условий для развития познавательной активности и экспериментальной деятельности детей в процессе знакомства со звуком, дать понятие о распространении звука.
Задачи
Обучающие
1. Знакомить детей с понятием звук и «звуковые волны»;
2. Формировать представление детей о звуке и его свойстве – распространение (по жидкому, твердому и по газообразному веществу)
Развивающие
1. Развивать:
- познавательную активность детей в процессе знакомства со звуком;
Публикация «Конспект ООД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Звук, Свойства звука“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
-умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
-первичные естественно-научные представления, наблюдательность, любознательность, активность и мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение).
2. Способствовать развитию коммуникативных навыков, стремления к самостоятельному познанию, размышлению.
Воспитательные
1. Воспитывать желание открывать новое, самостоятельно проводить опыт.
Методы:
• игра-экспериментирование;
• моделирование.
Оборудование:
• стол маленький, таз с водой, предметы, которые тонут;
• аудио запись звука птиц;
• таз с водой на столах, камни, стаканчики с водой, линейка;
• три мяча;
Этапы ООД Активные формы деятельности Действия участников ООД
1. Мотивация.
Прослушивание аудио запись звуков
В. – Дети, закройте глаза и послушайте запись. Что вы услышали?
Д. - Чириканье птиц, шум грозы, шум машин.
В. - Ребята, вы не видите птиц за окном, а как вы догадались, что это именно они?
Д. - Мы услышали звуки, которые они издают.
В. -А что такое звук?
Д. -(Ответы детей)
В. - Значит, даже не видя предмета, мы можем догадаться, что это он.
И в этом нам помогает звук. Сегодня мы поговорим о звуке и некоторых его свойствах.
2. Погружение в тему
Беседа о звуке
Опыт №1 «Распространение звука»
В. - Кто из вас знает, из чего состоит звук?
Д. - из объекта, который издаёт звук, из среды по которой звук распространяется.
В. -А как распространяется звук, вы знаете? (гипотезы детей)
Давайте проведём эксперимент и посмотрим.
В. - подойдите к емкости с водой, возьмите в руки предмет, лежащий на столе. По очереди бросьте предмет в воду. Наблюдайте, что будет происходить.
(Дети выполняют опыт)
В. - Что вы наблюдали на воде?
Д. - волны
В. - Верно, мы наблюдали волны. Подобно водной волне,
распространяется и звуковая волна, только она невидима и передается по воздуху.
В. - А как вы думаете, в какой среде распространяется звук?
Д. - в твёрдой, жидкой, газообразной.
3. Совместная деятельность Экспериментальная деятельность (использование ТРИЗ –технологии) В. - Выясним, как передается звук по воздуху.
Воспитатель прижимает линейку к столу и дёргает за выступающий конец. Линейка звучит.
В. - Почему линейка звучит? Что происходит с линейкой?
Д. -Она дрожит, шевелится, ходит туда-сюда.
В. -А где она движется?
Д. - В воздухе.
В. - А из чего состоит воздух?
Д. - Из маленьких человечков.
В. - Значит что происходит?
Д. -Линейка толкает человечков воздуха, а они толкают друг друга и часть человечков достигает нашего уха.
В. - Какой мы можем сделать вывод? Как распространяется воздух?
Д. -С помощью человечков воздуха.
2 опыт.
В. - А как вы думаете может звук передаваться по жидкой среде?
Д. - Да, нет.
В. - а давайте проверим. Для этого мы проведё м следующий эксперимент:
1. Закройте правое ухо
3. Левое ухо прислоните к емкости с водой
4. Я буду бросать в емкости камушки, а вы должны посчитать, сколько я бросила камней в каждую емкость.
Только одно условие считать будете (шепотом) про себя, чтобы не мешать товарищу. Договорились? - Выполняем.
(Дети выполняют по алгоритму. Воспитатель интересуется, сколько камушков она бросила в емкость).
В. - Как вы догадались, вы же не видели?
Д. -Мы услышали звук
В. - Где распространяется звук?
Д. - Звуки передавались по воде.
В. - Сделаем вывод: звук может распространяться по воздуху и по воде.
В. - Теперь нам нужно выяснить в какой еще среде распространяется звук.
Проведем эксперимент, но прежде послушайте отрывок из сказки:
«Приложил Иван-Царевич ухо к земле, слышит погоня уже близко».
Почему Иван-Царевич услышал погоню, когда ухо к земле приложил, а когда скакал, не слышал?
Приложите ухо к столу, а я постучу по нему. Проверим, передастся звук по нему или нет?
Выполняют эксперимент
В. - Ребята, а как вы думаете где быстрее распространяется звук, в воздухе, в воде или в земле, твёрдом теле?
Д. - ответы детей.
4. Самостоятельная деятельность
детей
П/и «Передай мяч»
Работа на интерактивной доске В. - давайте смоделируем эти процессы при помощи маленьких человечков.
Дети делятся на три команды жидкость, газ и твёрдое вещество.
В. - Поиграем. Одна команда - это будут маленькие человечки твердого вещества. Постройтесь в шеренгу.
А вторая команда – человечки воздуха. Как вы должны стоять?
Д. (Далеко друг от друга, как бы рассыпаны по группе).
В. - Разбегитесь по всей группе.
В. - третья на небольшом расстоянии друг от друга.
Задание. Каждая команда получает мяч, по моей команде вы передаете мяч друг другу. Последний берет в руки мяч, поднимает высоко над головой и кричит «Всё!»
- Посмотрим, кто быстрее.
В. - Почему 1 группа быстрее передала мяч? (Ответы детей)
В. - Так почему в твердой среде звук распространяется быстрее и он громче?
( Ответы детей: потому что твердой среды стоят близко друг к другу)
Побеждает команда твёрдых человечков. Дети делают вывод.
В. - Давайте мы с вами составим схему (работа на доске)
В. -Какой вывод вы можете сделать?
Д. -В твёрдой среде звук проводится быстрее, чем жидкой и газообразной.
5. Подведение
итогов
Рефлексия. В. - О чем мы вели речь на занятии? (Ответы детей)
В. - Что вы узнали о звуке?
Д. - Ответы детей.
В. - Наше занятие закончено. Всем большое спасибо.