Любовь Николаевна Рослякова
Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Исследование свойства плавучести предметов» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей опытным путем устанавливать свойство плавучести у некоторых предметов.
Задачи:
- формировать умение определять путем эксперимента свойство некоторых предметов плавать или тонуть в воде, умение делать выводы по результатам опытов;
- развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности, внимание, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику;
- воспитывать аккуратность в ходе проведения опытов, целеустремленность.
Публикация «Конспект НОД по экспериментальной деятельности „Исследование свойства плавучести предметов“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Плавучесть, плавание тел. Тонет - не тонет
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Демонстрационный материал: большой прозрачный стакан с водой, ложка, соль, апельсины, мандарины, яйцо, картонный спичечный коробок, скорлупа грецкого ореха, пластмассовые крышечки от бутылок с водой, ракушки, металлические шурупы.
Раздаточный материал: пластмассовые мисочки с водой, галька, пробка, спички (без головок, бумажные кораблики.
Ход:
В ходе НОД перед каждым опытом спрашиваю детей, как они думают, утонет или нет исследуемый предмет. После опыта предлагаю объяснить увиденный результат.
Дети выполняли опыты с демонстрационным материалом по очереди, с раздаточным материалом – одновременно, я показала только с сырым куриным яйцом.
Вначале проверили на плавучесть самые знакомые предметы и заранее правильно предсказали результат опыта : пластмассовые крышечки, скорлупа ореха, спичечный коробок плавают, потому что они легче воды; металлические предметы, ракушки, галька тонут, потому что они тяжелее воды:
Затем провели опыт с мандарином: он, опущенный в воду, не утонул, держался у поверхности воды.
Вопрос:
- Что произойдет с плавучестью мандарина, если его очистить?
Мнения разделились. Саша предложил :
- Давайте проверим!
Проверили – очищенный мандарин тонет, опускается на дно! Проверили и кожуру – плавает!
Интерес возрос!
Пальчиковая гимнастика:
- мы находимся в детском саду – построим «домик», соединив кончики пальчиков в виде крыши домика; большие пальчики соединим, расположив их горизонтально; локти опустить вниз;
- мы сидим на стульчиках – построим стульчик: левую ладонь расположить вертикально, пальчики прижаты друг к другу, кулачок правой руки приставить к левой ладони; поменять положение рук;
- материал для опытов находится на столе – построим стол: левая ладонь расположена горизонтально, это крышка стола, правый кулачок подставить под левую ладонь, это ножка стола; поменять положение рук;
- на столе миска с водой для опытов – изобразить миску с помощью двух соединенных полусогнутых ладоней;
- встряхнуть кисти рук несколько раз
- Ребята, посмотрите на апельсин, он большой, больше мандарина – наверное, он утонет?
Мнения опять разделились, но уже все уверенно сказали, что нужно проверить.
Оказалось, что апельсин, несмотря на то, что он большой, тоже плавает. А вот очищенный апельсин тонет. Кожура апельсина плавает.
Вывод: мандарин и апельсин плавают, потому что в их кожуре находится воздух, который поддерживает их на воде, не дает утонуть; очищенные мандарин и апельсин тяжелее воды, они в воде тонут; кожура, в которой находится воздух, плавает.
Физминутка:
поднимаясь поочередно на носки, дети выполняют упражнения для рук, повороты и наклоны туловища, «пружинки», хлопки по показу одного из детей.
Эксперименты с раздаточным материалом:
Опустить в миску с водой гальку, ту, которая больше по величине – она утонула;
- На тарелочке лежит еще галька, совсем маленькая, она, наверное, не утонет?
Без колебаний следует предложение проверить – и маленькая галька утонула:
Вывод: галька тяжелее воды, она тонет.
Проверили и убедились, что спички плавают. И пробка тоже, даже если ее опускать пальчиком вниз на дно, она тут же всплывает – придумала это проверить Диана.
Гимнастика для глаз:
поставить бумажный кораблик на открытую ладонь, следить за перемещением кораблика на ладони только глазами, не поворачивая голову.
Кораблики из цветной бумаги не тонут, держатся на воде, а если подуть на них, то они плавают по воде :
Дыхательная гимнастика:
Подуть на кораблик, чтобы он поплыл. При этом помним, что щеки не надуваем, плечи не поднимаем, вдох делаем носом, а выдыхаем через рот.
Вывод: предметы, которые легче воды, не тонут
Опыт с сырым куриным яйцом:
Будет ли оно плавать?
Эксперимент показал – тонет!
Но если в воду добавить соли, помешать, чтобы соль растворилась, то в соленой воде яйцо не утонет, будет держаться у поверхности воды:
Вывод: соленая вода плотнее пресной, она может удержать яйцо и не дать ему утонуть.
Больше всего детям понравился опыт с мандарином, многие захотели повторить его дома.