Василькова Татьяна Леонидовна
Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Воздух — что это?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воздух-что это?»
Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель:
Познакомить детей с понятием воздух и его основными свойствами (Воздух не имеет цвета, запаха, вкуса).
Задачи:
Формировать элементарные представления об основных свойствах воздуха.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в младшей группе „Воздух — что это?“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развить в детях стремление к познавательным действиям путем проведения экспериментов и опытов, подвести детей к пониманию: воздух есть везде, он необходим всем.
Учить делать выводы в процессе обследовательских действий.
Расширить кругозор детей.
Формировать у детей умение отвечать на поставленные вопросы и внимательно слушать других людей.
Способствовать обогащению словарного запаса детей, например, воздух прозрачный, без цвета (у воздуха нет запаха, его нельзя попробовать, у воздуха нет вкуса).
Формировать интерес к свойствам предметов, находящихся вокруг нас, бережное отношение к окружающему, любознательность.
Способствовать развитию координации движения в процессе игровой деятельности.
Воспитывать интерес к экспериментированию.
Материалы: лупы, полиэтиленовый маленький пакет, стаканчики с водой на каждого ребёнка, трубочки для сока на каждого ребёнка, воздушный шарик, игрушка-персонаж (у нас игрушка би-ба-бо «Гаврюша») апельсин.
Ход занятия.
К ребятам в гости приходит Гаврюша.
-Здравствуйте, ребята! Смотрите, что я вам принёс! Демонстрирует воздушный шарик. Что это?
Д. -Воздушный шарик!
Г. -Правильно, ребята это воздушный шарик, только он не простой, в нём спрятан сюрприз! Как вы думаете, что спрятано в шарике?
Дети предполагают, что же может там быть. (Наша Даша предположила, что там могут быть фиксики.)
-Как же мы узнаем, что спрятано в шарике? Правильно мы его развяжем.
Развязываем шарик, а поток воздуха направляем на детей, чтобы они почувствовали движение воздуха.
-Ребята, что же вы почувствовали? Это воздух!
- Интересно, где же прячется воздух? Давайте, мы с вами пройдём в нашу лабораторию и проведём эксперименты, чтобы это выяснить!
Повторяем правила поведения в лаборатории.
- Как Вы думаете, ребята, почему шарик такой маленький? А как вы думаете, что надо сделать, чтобы он стал круглым и упругим? (Надо его надуть.)
-Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем? (Воздух.)
- Откуда же берётся в шарике воздух? (Мы его выдыхаем.)
Значит, воздух есть вокруг нас.
Опыт 1. Закроем рот и нос ладошкой и попробуем подышать. Тяжело? Да! Воздух нужен человеку для дыхания, он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос. Воздух также необходим и растениям, и животным.
Опыт 2.
Берём трубочки для сока и подуем на свою руку. Что вы чувствуете? Я почувствовала движение воздуха! А вы?
-Ребята, видите воздух можно почувствовать!
Опыт 3.
А теперь давайте посмотрим, что будет, если опустить трубочку в стакан с водой и подуть в воду! Попробуем? Чётко произносим речевую инструкцию. Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. (С малышами нужно с осторожностью проводить такой опыт, ещё не у всех сформирован навык выдувания воздуха и малыш может напиться воды, поэтому нужно использовать чистую посуду и питьевую воду.)
Что увидели в воде? (Пузырьки.)
Это из трубочки выходит воздух, он легкий, он поднимается через трубочку наверх.
- проведя этот опыт, мы с вами убедились, что можем вдыхать и выдыхать воздух. Значит, какое- то время воздух прятался где?
Динамическая пауза " Воздушный шар"
Опыт 4. С помощью лупы дети пытаются рассмотреть воздух.
-Ребята, а можем мы с вами увидеть воздух? Нет, он невидимый, не имеет цвета.
Опыт 5. Дети пытаются попробовать воздух, достав язычки и лизнув воздух.
А попробовать его? Нет, он безвкусный, не имеет вкуса.
Опыт 6. Пытаемся понюхать воздух. Есть запах? Нет. Для сравнения нюхаем апельсин. У апельсина есть запах, у воздуха нет. Воздух не имеет запах.
Опыт 7. С помощью пакета дети пытаются поймать воздух.
Сначала воспитатель с Гаврюшей демонстрирует это опыт (зачерпывающими движениями пытаются поймать воздух и закрыть пакет двумя руками, затем и дети повторяют за воспитателем.
Молодцы, все ребята справились!
А теперь мы превратимся в самолёты и полетим обратно в лабораторию.
Рефлексия. Ребята, расскажите, что же принёс нам Гаврюша в воздушном шарике.
-Гаврюша принёс воздух.
-А какой он?
-Без цвета, без запаха, без вкуса.
-Молодцы! Давайте, попрощаемся с Гаврюшей и будем ждать его ещё в гости! Интересно, что же он принесёт нам в следующий раз?