Баянова Юлия Владимировна
Конспект ООД по ознакомлению с предметным миром в старшей группе «Наряды для куклы Тани» на тему «Ткани»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений о свойствах различных тканей;
- актуализация знаний об использовании человеком тканей;
Развивающие:
- формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умение делать выводы, обобщения;
- показать взаимосвязь видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка);
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с предметным миром в старшей группе „Наряды для куклы Тани“ на тему „Ткани“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
- показать зависимость видов ткани от времени года;
- показать свойства тканей (способность пропускать воздух, возможность стирать, гладить, мять).
Воспитательные: воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Материалы: образцы тканей для каждого ребёнка: ситец, бязь, рогожка,лён, махра, драп, болонья, джинсовая ткань, атлас, кукла, коробочка для тканей, лупа, султанчики, стаканчик с водой, мерная ложка, раскраски с видами одежды.
Активизация словаря: болонья, водонепроницаемые, воздухопроницаемые, непромокаемые.
Ход ООД
I. Орг. Момент.
Воспитатель:
Куклу девочке купили,
И на праздник подарили,
О которой так мечтала,
Праздник долго ожидала!
Кукла глазками мигает,
Свое имя называет,
И любимая игрушка,
Дремлет рядом на подушке!
С куклой девочка играет,
Украшенья одевает,
Очень модный был наряд,
Глазки девочки горят!
Львовский М.
- Ребята, к нам в гости пришла кукла Таня. Кукла Таня – модница. У неё много нарядов: платья, блузки, юбки, брюки, пальто, шубка. Как вы думаете, зачем Тане так много одежды? (Нарядные платья нужны для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник. Тёплые вещи нужны для того, чтобы гулять на улице - зимой в шубе, а осенью в пальто)
- Как вы думаете, хорошо иметь много одежды? Почему? (Можно всегда быть модным, нарядным, в разную погоду одеваться по - разному. Если вещей много, их реже одеваешь, они лучше сохранятся)
- Ребята, а я считаю, что иметь слишком много одежды тоже плохо, потому что много тратится денег на лишнюю одежду, её негде хранить, она занимает много места. У куклы Тани проблема: вся её одежда вышла из моды. Она хочет сшить новую одежду, для этого ей нужны эскизы, которые Таня отнесёт в ателье и по ним сошьют новую одежду.
- Ребята, я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду! Приглашаю вас в лабораторию, где мы будем беседовать о тканях, рассматривать их, проводить с ними опыты. А затем создадим эскизы одежды для куклы Тани.
Дети проходят за столы. Воспитанники внимательно рассматривают ткани, определяют названия, находят отличия и сходства.
II. Практическая, опытно-экспериментальная часть.
- Перед вами образцы тканей, найдите среди них ситец, бязь, рогожку. Это хлопчатобумажная ткань. Рассмотрите их в лупу как следует. Чем они отличаются? (Ситец легче, тоньше, чем бязь, у рогожки нити шире переплетаются)
- Ребята, ситец и бязь создают из хлопчатника. Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто кусочек ваты. Пускают на поле хлопчато - уборочный комбайн. Собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити.
- Что же шьют из хлопчатобумажной ткани? (Нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты, постельное бельё)
- Правильно. Ещё в одежде из хлопчатобумажной ткани тело «дышит». Посмотрите на особенность переплетения нитей: между ними остаются дырочки, а так как нити неплотно прилегают друг к другу, нашему телу комфортно, оно не потеет, а получает доступ воздуха. Как проверить, пропускает ткань воздух или нет? Подуйте через кусочек ткани на султанчик. Хорошо ли проходит воздух? (Да, нити султанчика шевелятся)
- Значит, ситец и бязь – воздухопроницаемые ткани. В какое время года мы можем носить хлопчатобумажные ткани? (Летом)
- Послушайте стихотворение и вспомните, из чего делают тёплые ткани:
Нам мешок кудряшек
Подарил барашек
Вышла брату шубка, вышла маме юбка
А носочки мне.
- Тёплые ткани делают из шерсти овец. Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской – электрической машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику.
- Что можно связать из шерстяных ниток? (Шапку, варежки, носки, платье) Значит, в какое время года мы можем использовать шерсть? (Зимой, поздней осенью, ранней весной)
- Теперь рассмотрим ткань болонью. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу.
- Как вы думаете, хорошо ли тело будет дышать в такой одежде? (Плохо) Почему? (Она не намокает и её не продувает ветер)
- Правильно, сейчас мы с вами в этом убедимся. Подойдите к моему столу.
Я положу перед собой ситец, джинсовую ткань и болонью, слегка полью водой. Что случилось с тканями? (Ситец и джинсовая ткань промокли, а с болоньи вода скатывается)
Вывод: болонья – водонепроницаемая ткань. В какое время года мы можем использовать болонью? (Осенью) Что можно сшить из болоньи? (Плащи, куртки, штаны. Из болоньи делают зонтики)
- Давайте повторим новые слова: болонья, непромокаемая, водонепроницаемая. А ткани из хлопка– наоборот - водопроницаемые, они хорошо впитывают влагу.
- Сейчас немного отдохнём и снова опыт проведём.
Физкультминутка.
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки,
Вправо – влево наклонились
И ещё раз повторили.
А теперь рывки руками выполняем вместе с вами.
Руки вверх и руки вниз,
Ты давай-ка не ленись.
На одной ноге стою,
А другую подогну.
А теперь попеременно будем поднимать колени.
Отдохнули, посвежели. За столы тихонько сели.
- Теперь рассмотрим образец атласа. Какой он? (Блестящий, гладкий) Кто же даёт нам шёлковые нити? Оказывается, шёлковую нить прясть не надо, её прядёт гусеница – бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом. Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем, как превратиться в куколку, гусеница выпускает изо рта две паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику.
- Что можно сшить из атласной ткани? (Красивое бальное платье, юбочку, атласные туфельки)
По этому же алгоритму дети рассматривают махровую и джинсовую ткани.
- Ребята, мы сегодня рассмотрели разные виды ткани. Что нужно сначала сделать с тканью, прежде чем сшить одежду? (Раскроить, вырезать детали одежды, затем их сшить)
- Молодцы, правильно! И теперь пришло время создавать эскизы, по которым в ателье портнихи будут кроить ткань, а затем отшивать одежду для куклы Тани. Мы раскрасим в яркие цвета предметы одежды, и составим несколько комплектов: комплект одежды для тёплого времени года, для холодного времени года и спортивную одежду.
Дети раскрашивают предметы одежды и составляют комплекты для разных погодных условий.
Комплект одежды для холодного периода
Комплект одежды для тёплого периода
Спортивный комплект одежды
Рефлексия. Итог занятия.
- Мы многое сегодня узнали благодаря опытам, самое главное мы смогли ответить на вопрос: как правильно выбрать одежду в соответствии с временем года и погодой.
- Давайте вспомним, чем мы с вами занимались на занятии? (Сравнивали разные ткани)
- Какие новые слова узнали? (Болонья, водонепроницаемая, непромокаемая, ткани из хлопка воздухопроницаемые, хорошо впитывают влагу)
- Вот видите, какие разные бывают ткани: одни гладкие, другие ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие. Но раз их называют одним именем – ткани, значит все они, даже самые не похожие друг на друга с виду, всё – таки чем – то похожи. Из тканей шьют одежду.