Елена Шейгусова
Конспект по ознакомлению с миром природы «Пернатые друзья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по ознакомлению с миром природы в старшей группе
Цель и задачи:
• углубить и расширить знания детей о птицах;
• объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие);
• систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных птиц и выделении лишнего объекта;
• познакомить детей с голосами птиц
• обогащать и активизировать речь детей по теме;
Публикация «Конспект по ознакомлению с миром природы „Пернатые друзья“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
• воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.
• развитие внимания, памяти, мышления.
Предварительная работа:
• наблюдение за птицами на прогулке;
• рассматривание иллюстрации с птицами;
• чтение художественной литературы о птицах.
Оборудование:
• демонстрационный материал «Птицы»;
• карточки для дидактической игры «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»;
• запись пения птиц России;
• карточки из серии «Охраняем природу».
Ход занятия.
1. В группу заходят гости с красивой коробкой.
Гости: Здравствуйте, дети! Мы рады вас приветствовать на заседании клуба - «Любители природы». Вы хотите стать членами клуба?
Дети: Да!
Гости: Чтобы стать членами клуба, нужно выполнить ряд заданий, ответить на вопросы, вы готовы?
Дети – Да, мы готовы.
Гости: Мы принесли вам волшебную коробочку. В ней вы найдете задания, которые нужно выполнить.
Воспитатель: Первое задание - отгадать загадки о перелетных птицах? (воспитатель загадывает загадки)
Воспитатель: как называются птицы, которые улетают на юг?
Дети: перелетные птицы.
Воспитатель: Перелетные птицы – это птицы, которые не находят поздней осенью и зимой для себя корм и улетают на теплый юг, где много корма.
1. Ласточка – меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. Ласточка ловит комаров, мух.
2. На шесте – дворец, во дворце – певец, а зовут его –… скворец.
Скворец – голова, шея, хвост – черные с фиолетовым отливом. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками.
3. Всех прилетных птиц черней, чистит пашню от червей. Взад – вперед по пашне вскачь, а зовется птица – …грач.
Грач – птица среднего размера, черного цвета. Истребляет вредных насекомых.
4. Журавль – крупная птица серого цвета. На крыльях черные полоски. Длинные, тонкие лапы, Длинный клюв и шея. Питается лягушками, мелкой рыбой.
5. Лебедь – красивая птица, средних размеров белого цвета. Длинная изогнутая шея, на лапах перепонки. Живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями.
6. Дикая утка – птица среднего размера. Живет в озерах и реках. На лапках перепонки. Коричневого цвета. На шее белая полоска.
Воспитатель: первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т. к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.
А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц?
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.
И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц?
Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»
А сейчас предлагаю поиграть в игру «Улетели птицы!»
Улетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
(дети хлопают)
Воспитатель: Что не правильно?
Дети: мухи.
Воспитатель: А мухи – это кто?
Дети: насекомые.
Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим.
Улетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
(дети хлопают)
Воспитатель:
Улетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…
(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)
Воспитатель:
Все вы молодцы!
Воспитатель: не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?
Дети: зимующие.
Воспитатель: каких вы знаете зимующих птиц?
Дети: (перечислят зимующих птиц нашего края).
Игра «Зима – лето» Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц, а где солнышко – перелетных.
(воспитатель вместе с детьми проверяет задание)
А сейчас предлагаю поиграть в игру «Птицы, гнездо, птенцы!»
Воспитатель: Следующее задание: «Перечислите, какую пользу приносят птицы людям и окружающей природе?»
Дети перечисляют (радуют красивым пением, защищают людей от насекомых, защищают деревья от вредителей и т. д.)
Воспитатель: А чем мы можем помочь птицам, и как не навредить птицам? (показ картинок из серии «Охраняем природу»)
Воспитатель: Ласковое слово, что солнышко, согреем птиц ими.
Я произношу слово, а вы это слово произносите ласково (с мячом)
Птица - птичка, соловей -, скворец -, лебедь - ,кукушка -.
Продолжим произносить хорошие слова о птицах
Из тёплых краёв все птицы возвращаются не в одиночку, а стаей, говорят – летит птичья стая.
Как мы скажем про стаю гусей – гусиная стая,
Стая лебедей – лебединая
Стая журавлей – журавлиная
Стая грачей - грачиная
Воспитатель: Молодцы. Ребята, вот и все препятствия позади. Вы выполнили задания, ответили на вопросы, рассказали о перелетных птицах, и вас теперь можно считать полноправными членами клуба «Любители природы» (детям прикрепляются эмблемы «Любителей природы»).
Итог занятия. Рефлексия. Звучит запись пения перелетных птиц.
Воспитатель: Ребята, мы совершили необычное путешествие. Каждый из нас стал мудрее и умнее. Если ваши ответы были правильными, точными и вы старались, то вы берете в руки – большую птичку, а если ответы были неточными и вы были невнимательными, то – маленькую птичку.
О чем бы вы рассказали о птицах маме, папе, бабушке или братишке, сестренке?