Любовь Лисенкова
Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром и миром природы
▼ Скачать + Заказать документы
( II часть продолжение)
Месяц: Декабрь
1-ая неделя.
Лексическая тема: «Временные представления»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «Круглый год»
Цели и задачи: Закрепить знания о временах года, месяцах.
- Закрепить понятие о природе в целом, живой и неживой природе.
- Продолжить формирование представления о сезонных явлениях в природе в разное время года.
- Развивать речевые умения, мышление, память.
- Воспитывать интерес к изучению родной природы.
Публикация «Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром и миром природы» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Планирование. Планы работ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
Работа с календарём погоды: закреплять времена года, месяцы, дни недели – ежедневно.
2-ая неделя.
Лексическая тема: «Зима»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «Здравствуй, Зимушка-зима!»
Цели и задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.
-Дать детям знания о том, что у природы наши предки учились мудрости, трудолюбию и доброте.
-Закрепить названия зимних месяцев.
- Пополнить словарный запас; обогатить лексику антонимами и синонимами; учить образовывать сложные прилагательные.
- Развивать зрительное и пространственное восприятие, мыслительные процессы.
- Воспитывать любовь к своей Родине, к родной природе.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
Наблюдения за сезонными изменениями в природе, любование красотой зимней природы.
Д/и: «Снежинки- загадки».
Цель: отгадывание загадок о зиме и зимних явлениях.
Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович».
Речь с движениями: «Зима».
3-я неделя.
Лексическая тема: «Зимующие птицы»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «На кормушке»
Цели и задачи:
- Закрепить названия зимующих птиц.
- Уточнить, расширить и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях зимующих птиц.
- Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность.
- Активизировать словарный запас по данной теме.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
Изготовление и развешивание кормушек на участке. Одноразовые поручения детям насыпать корм в кормушки для птиц.
Д/и: «Отвечай быстро»
Цель: упражнять в классификации, сравнении, обобщении.
4-ая неделя.
Лексическая тема: «Зимние забавы»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «Зимние забавы»
Цели и задачи:
- Продолжать знакомить детей с зимними явлениями в природе.
- Расширять представления о зимних видах спорта.
- Закреплять понятие «спортивная одежда».
- Пополнить словарный запас по теме «Зимние забавы детей».
- Воспитывать доброту, отзывчивость, готовность прийти на помощь.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
Провести на прогулке зимние игры (катание на санках, лыжах, игра в снежки, лепка снежной бабы).
5-ая неделя.
Лексическая тема: «Новый год»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «Наряжаем ёлку»
Цели и задачи:
- Закрепить знания о проведении праздника Нового года.
- Расширять и активизировать словарь по теме занятия.
- Воспитывать умение участвовать в коллективном творчестве, разделять радость своих товарищей.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
Экскурсия к Новогодней ёлке на площади.
Пальчиковая гимнастика: «Новогодние игрушки».
Речь с движениями: «Дед Мороз пришёл на помощь».
Месяц: Январь
2-ая неделя.
Лексическая тема: Неделя Здоровья.
3-я неделя.
Лексическая тема: «Человек»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «Человек и его здоровье»
Цели и задачи:
- Закрепить представления о строении тела человека, его организме.
- Расширить знания о питании и его значении, о взаимосвязи здоровья и питания.
- Расширить и активизировать словарь (плечи, стопа, лёгкие, почки, кишечник, желудок, пищевод, организм, грудная клетка, внутренние органы).
- Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
На прогулке побеседовать с детьми о многообразии народов мира, некоторых особенностях их внешнего вида.
Д/и: «Какой он? Какая она?»
Цель: упражнять в составлении сложных прилагательных, относящихся к людям (чернокожий, желтолицые, черноволосый, белокожий)
4-ая неделя.
Лексическая тема: «Дом. Семья»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «Как строили избу. Устройство избы»
Цели и задачи:
- Рассказать детям об истории жилища человека, его эволюции.
- Познакомить детей с жилищем русского человека – «избой рубленой» и устройством избы.
- Обогащать словарь детей за счёт слов: красный угол, бабий кут, горница, светёлка, сени, терем, хлев.
- Знакомить детей с современными конструкциями домов и с разными строительными материалами.
- Уточнить и систематизировать знания детей о семье.
- Познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи.
- Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
Д/и: «Кто кем приходится?»
Д/и: «Чьи эти вещи?»
Цель: научить различать принадлежность вещей для взрослых и для детей.
На прогулке рассмотреть различные типы зданий, побеседовать об их назначении.
Месяц: Февраль
1-ая неделя.
Лексическая тема: «Посуда. Электробытовые приборы»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «В музее посуды»
Цели и задачи:
- Сформировать обобщающее понятие «посуда».
- Учить называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; называть части посуды и внешние признаки, материалы из которых делают посуду.
- Расширить знания детей об истории посуды.
- Расширять и активизировать словарь по теме занятия, формировать навыки связного высказывания.
-Воспитывать бережное отношение к посуде.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
Д/и: «Умный словесник»
Цель: обогащение словарного запаса.
Отгадывание загадок о посуде.
Побеседовать с детьми о кухонных помощниках.
Цель: Формирование представлений о назначении бытовой техники.
2-ая неделя.
Лексическая тема: "Мебель»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «Новоселье»
Цели и задачи:
- Закрепить знания детей о предметах мебели, их назначении, составных частях и существенных признаках, отличии от других предметов.
- Расширить знания о свойствах некоторых материалов (кожа, поролон).
- Сформировать обобщающее понятие «мебель».
- Обогащать словарь по теме занятия.
- Воспитывать бережное отношение к мебели.
Образовальтельная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
Свободное общение с детьми: «Где изготавливают и продают мебель?»,
«Из какого дерева делают мебель?», «Для чего нужна мебель?», «Чем хороша мебель, а чем плоха?».
3-я неделя.
Лексическая тема: «Профессии. Инструменты»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «Кем быть?»
Цели и задачи:
- Расширить представление детей о профессиях людей.
- Расширить представление о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий.
- Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве (компьютер, роботы, станки).
- Учить отгадывать загадки, образовывать прилагательные от существительных, пополнять словарный запас.
- Развивать логическое мышление.
- Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
Экскурсии в библиотеку, в школу.
Цель: Показать общественную значимость труда библиотекаря, учителя. Познакомить детей с деловыми и личностными качествами людей этих специальностей.
Пальчиковая гимнастика: «Такие разные дела».
4-ая неделя.
Лексическая тема: «День защитников Отечества»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «День защитников Отечества»
Цели и задачи:
- Углублять знания о Российской армии, о родах войск.
- Активизировать и обогащать словарь за счёт слов: пехотинец, танкист, ракетчик, пограничник, артиллерист, лётчик, моряк, десантник, якорь, автомат, шинель.
- Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:Творческая мастерская: изготовление поздравительных открыток для пап с Днём защитников Отечества.
Месяц: Март
1-ая неделя.
Лексическая тема: «Транспорт»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «Что мы знаем о транспорте?»
Цели и задачи:
- Сформировать обобщающее понятие «транспорт».
- Закрепить знания детей о транспорте.
-Уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, грузовой, пассажирский, железнодорожный, легковой, воздушный, водный, специального назначения; уточнить детали транспорта.
- Рассказать о зависимости условий жизни и способах передвижения, о причинах эволюции городского транспорта.
-Закреплять правила дорожного движения, развивать чувство самосохранения.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
Экскурсии по городу, к светофору.
Цель: Рассматривание разных видов транспорта, уточнение назначения транспорта.
Чтение произведения М. Пожаровой «Маляры».
2-ая неделя.
Лексическая тема: «8 Марта»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «Мамочка милая, мама моя!»
Цели и задачи:
- Закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта.
- Развивать словарь по данной теме.
- Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
Изготовление поздравительной стенгазеты для мам.
3-я неделя.
Лексическая тема: «Весна»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «Весенние мелодии»
Цели и задачи:
- Уточнить время года.
- Закрепить названия весенних месяцев, характерные признаки весны.
- Активизировать словарь за счёт слов: оттепель, капель, проталины, ледоход, подснежники, пролески, долгожданная, журчащий, цветущая, звонкая, ломается, крошится, набухают.
- Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление.
- Воспитывать любовь к природе.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
Наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Чтение стихотворения
Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».
Ситуативная беседа: «О чём нам говорит весна?».
Речь с движениями: «К нам весна шагает».
4-ая неделя.
Лексическая тема: «Перелётные птицы»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «Прилетай к нам скворушка!»
Цели и задачи:
- Закрепить знания детей о перелётных птицах: строение птиц, внешние признаки, особенности птиц.
- Сформировать понятия «перелётные», «водоплавающие».
- Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приставочные глаголы.
- Развивать связную речь, мышление.
- Воспитывать любовь к родной природе.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
Д/и: «Каждую птицу на своё место»
Цель: упражнять в классификации птиц по видам.
Наблюдения за птицами весной: возвращение перелётных птиц домой, поведение птиц.
Речь с движениями: «Птичья стайка».
Ситуативная беседа: «Враги птиц».
5-ая неделя.
Лексическая тема: Неделя Здоровья.
Месяц: Апрель
1-ая неделя.
Лексическая тема: «Россия. Столица России»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «Наша Родина – Россия»
Цели и задачи:
- Расширить представления детей о нашей Родине, о её месте на планете Земля.
- Пробуждать интерес детей к истории и культуре России.
-Закрепить знания о Москве. Москва – это крупный политический, культурный, учебный, промышленный, торговый центр, столица нашей Родины.
- Закрепить знания о флаге, гербе и гимне России.
- Воспитывать любовь к Родине, к главному городу нашей страны.
2-ая неделя.
Лексическая тема: «День космонавтики»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «Всё о космосе»
Цели и задачи:
- Закрепить знания детей о космосе, космонавтах.
- Рассказать детям о Ю. А. Гагарине.
- Расширить словарный запас за счёт слов: космонавт, астронавт, космодром, шлем, скафандр, планета, солнечная система, космический корабль, невесомость.
- Воспитывать интерес к космосу, желание заниматься спортом.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
Подвижные игры: «Кто быстрее соберёт ракету?», «Космонавты», «Тренировка».
3-я неделя.
Лексическая тема: «Мой город»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «Кириши – мой город»
Цели и задачи:
- Расширять знания о родном городе.
- Познакомить детей с историей возникновения города, с промышленными предприятиями, учреждениями, достопримечательностями города.
- Объяснить, что город – результат труда людей разных поколений, что каждый житель дожжен заботиться о своём городе.
- Воспитывать любовь к родному городу.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
Экскурсия по городу, экскурсии в учреждения (в аптеку, на почту).
Чтение стихов местных поэтов о родном городе.
Экскурсия к памятнику В. И. Ленину.
4-ая неделя.
Лексическая тема: «Цветы»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «В саду, в поле, на лугу»
Цели и задачи:
- Закрепить знания детей о цветах (полевые, луговые, садовые, их строении (корень, стебель, лист, цветок, значении в жизни человека.
- Активизировать словарь детей за счёт слов: гладиолус, астра, медуница, мать – мачеха, фиалка, бархатцы, настурция, колокольчик, василёк, ромашка, первоцветы, ландыши.
- Воспитывать бережное отношение к цветам.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
Рассматривание цветов первоцветов на клумбах.
Чтение стихов Е. Серовой «Ландыш», «Незабудки».
Психогимнастика «Цветы».
Месяц: Май
1-ая неделя.
Лексическая тема: «9 Мая. День Победы»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: Рассказ воспитателя о Великой Отечественной войне.
Цели и задачи:
- Продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников.
- Закрепить знания детей о том, что 9 Мая – День Победы.
- Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
Экскурсия к памятнику «Защитникам Киришской земли».
Экскурсия в краеведческий музей.
Возложение цветов к мемориалу «Памяти павших».
2-ая неделя.
Лексическая тема: «Насекомые»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «Приключение муравьишки»
Цели и задачи:
- Расширять представления о насекомых: названия, внешние признаки, их строение.
- Знакомить с особенностями жизни насекомых
- Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица, майский жук).
- Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
- Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
Наблюдение за насекомыми.
Чтение произведения В. Бианки «Приключение муравьишки».
Отгадывание загадок о насекомых.
3-я неделя.
Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности»
Совместная образовательная деятельность:
Тема: «Скоро в школу»
Цели и задачи:
- Уточнять и расширять знания детей о школе.
- Углублять представления детей о дальнейшем обучении.
- Формировать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза.
- Закрепить названия и назначение учебных принадлежностей.
- Обогащать словарный запас по данной теме.
- Продолжать развивать связную речь.
- Развивать желание учиться в школе.
- Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
Экскурсия в школу.
Речь с движениями «В школу».
Пальчиковая гимнастика: «Скоро в школу».
4-ая неделя.
Лексическая тема: Мониторинг.