Ольга Николаевна Филина
Конспект образовательной познавательной-исследовательской деятельности «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад №10
Конспект образовательной познавательной-исследовательской деятельности
Воспитатель: Филина О. Н
г. Володарск
2021год
Конспект образовательной познавательной-исследовательской деятельности
«Воздух и его свойства»
Публикация «Конспект образовательной познавательной-исследовательской деятельности „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Задачи:- Закреплять и уточнять знания о свойствах воздуха (он бесцветен, имеет вес, без запаха,давит на все поверхности с которыми соприкасается, расширяется и сжимается, является проводником звука.)
- Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Животных и растений.
-на основании опытнической деятельности формировать представления детей о значимости воздуха в жизни человека. ; помочь детям сделать вывод что растения дают всем живым существам кислород для дыхания.
- закреплять элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей.
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
-развивать любознательность, наблюдательность, память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие, мышление, мыслительную деятельность.
-Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, исследовать его всеми доступными способами, бережное отношение к окружающей среде.
-закреплять умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности во время опытов.
Предварительная работа: наблюдение за ветром
* проведение элементарных опытов, определяющих свойства воздуха.
*Изготовление вееров по количеству детей
Словарная работа: лаборатория, опыты, кислород, углекислый газ.
Оборудование: прозрачные стаканчики с водой, трубочки-соломки, веера (по количеству детей)
Мыльные пузыри, воздушные шарики, полиэтиленовые пакетики, белые халатики по количеству детей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята сегодня я вас приглашаю в лабораторию. Что мы с вами делаем в лаборатории?
Дети: Проводим опыты и исследования.
Воспитатель: Правильно, молодцы ребята!
Воспитатель: А что находится на столах в лаборатории?
Дети: оборудование необходимое для проведение опытов и исследования.
Воспитатель : Ребята как вы думаете если ли специальные правила поведения в лаборатории?
Дети :Да
- Нужно соблюдать тишину, не мешать друг другу работать,
- на столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
- ничего не пробовать на вкус
- бережно относиться к оборудованию.
Воспитатель: Что мы будем сегодня исследовать вы узнаете из загадки:
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен
Окружает нас с тобой
не поймать его рукой
Что это?
Дети :воздух
Воспитатель : правильно, воздух. Сегодня ребята мы свами продолжим изучать свойства воздуха. Воспитатель предлагает пройти в лабораторию, к столам и занять свои рабочие места.
Опыт 1 «Почувствуй воздух»
Есть ли воздух вокруг нас? (ответы) Воздух легко можно почувствовать, если создать его движение.
Возьмите веера и помашите им у лица. Что вы чувствуете) прохладу, ветерок. Воздух не видим но его можно почувствовать кожей.
Опыт 2 Имеет ли воздух запах
Ребята как вы думаете воздух пахнет? Понюхайте? (нет) Если воздух чистый он не имеет запаха, Но он хорошо присваивает чужие запахи. Например я возьму мандарин и почищу его. Что вы почувствовали? (Запах мандарина) Значит запах воздуху придают окружающие его вещества.
Опыт 3 Воздух делает предметы упругими (с пакетиками)
А еще можно воздух «поймать» в пакетик Что у нас в пакетиках (воздух) А какой он? Мы видим его? Почему его мы не видим? (он бесцветный, прозрачный)
Каким стал мешочек заполненный воздухом (упругим). Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы воздух становится упругим а бесформенные предметы приобретают форму. Внутри каких предметов есть воздух (мяч, шины)
- возьмем надувной мяч и постучите об пол, он будет отскакивать от него? А если мы выпустим немного воздуха – он будет не таким упругим и не будет отталкиваться от пола
Опыт 3 Воздух можно сжать»
Возьмите шприц и наберите в него воздух. Закройте пальцем отверстие и сильно надавите на поршень. Поршень будет опускаться с трудом. Не открывая отверстия, отпустите поршень, он вернется в первоначально положение. Поршень заставляет воздух сжаться. Поршень возвращается в первоначальное положение, потому что сжатый воздух стремиться расширится
Опыт 4 «Воздух нужен человеку и животным»
Вдохните воздух и закройте руками нос и рот. Дети выполняют задание. Долго ли вы смогди обходиться без воздуха
Дети : нет
Воспитатель: Что вы почувствовали когда не дышали? Вам было комфортно (плохо)Конечно мы не можем обходиться долгое время без воздуха. Мы вдыхаем кислород а выдыхаем углекислый газ. Но откуда же берется кислород, кто нам помогает? Когда мы гуляем,где нам легче дышится (в парке, в лесу)
Почему? (потому что там растут деревья и много других растений)
Правильно ребята потому что растениям и деревьям для жизни и роста необходим углекислый газ а они потом выделяют в воздух кислород который необходим человеку и животным чтобы жить. А чтобы было бы если воздух исчез с планеты Земля (не было бы жизни на земле)
Скажите ребята : Как человек может способствовать тому чтобы воздух был чистым?
- поливать улицы, дорожки водой чтобы было меньше пыли
-не бросать мусор
-больше сажать деревьев, растений ухаживать за ними.
Водители автомобилей должны следить чтобы автомобиль был исправен, и не выделял много выхлопных газов.
На заводах должны работать специальные лаборатории которые следят за тем чтобы отходы от производства очищались
Опыт с соломинкой (трубочкой)
А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый трубочку и продуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками? Что находится внутри пузырей. (воздух) пузырьки воздуха поднимались вверх, воздух легче воды.
Подведение итогов:
Воспитатель Что вы узнали о воздухе?
(воздух-это часть природы, Он везде вокруг нас, мы им дышим. Воздух невидим, прозрачен. Воздух может двигаться, не имеет запаха, но он может приносить запахи когда он движется. Воздух нам необходим, без него нет жизни.
Воспитатель:А знаете ребята что у воздуха есть удивительное свойство с ним можно поиграть. например в «Мыльные пузыри» (вертушки, воздушный змей, воздушные шарики)
Он воздухом надутый по воздуху плывет,
Но ни одной минуты на свете не живет (мыльный пузырь)
Мыльный пузырь-это тоненькая пленочка мыльной пены, внутри которой воздух, Воздух легкий, поэтому пузыри летают. (Дети надувают пузыри)
Воспитатель: Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю обо всем интересном что вы узнали в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу.
Литература:
Куликовская И. Э. Совгир Н. Н «Детское экспериментирование»-М. : Педагогическое общество России 2003 г.
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/сост. Н. В. Нищева-СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС».2015.-320с.