Любовь Федотова
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие у детей исследовательских способностей и умений.
Образовательные задачи:
- продолжить знакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности на примере изучения свойств воздуха и пиктографическим письмом;
- закреплять знания детей о воздухе, его свойствах;
Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
- приобретение детьми новых знаний о воздухе.
Развивающие задачи:
- развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка. Учить ставить вопрос (выделять проблему);
- развивать мышление, творческие способности, речь детей;
- учить ребёнка смело высказывать свои определения.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
- воспитывать самостоятельность.
Материалы и оборудование: карточки с изображением тем, энциклопедии для дошкольного возраста, папка юного исследователя, листочки для записей, оборудование для проведения опытов, схемы опытов, ноутбук.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом, в центре на столе лежит карточка «Живая и неживая природа».
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем проводить исследования, как настоящие ученые.
Но, сначала, нам с вами нужно выбрать тему исследования.
(Выбор остановили на неживой природе, далее открываю карточки с изображением неживой природы – это примерные темы исследования). Дети самостоятельно выбирают тему «Воздух».
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами ученые, работающие в лаборатории.
Перед нами (учеными) будет стоять задача: постараться узнать как можно больше о воздухе и подготовить небольшой доклад.
Затем воспитатель напоминает, что информацию добыть можно разными способами – «методами исследования».
Проводится беседа с детьми по ознакомлению с планом исследования. Вспоминаем, раскрыв приготовленную папку с картинками – подсказками методов исследования. Напоминаем, что действовать мы должны по порядку - плану, который составили на предыдущих занятиях.
Воспитатель: Вот наш план (дети озвучивают картинки – подсказки):
1. Подумаем и вспомним, что знаем.
2. Посмотрим в книге.
3. Спросим у взрослого.
4. Позвоним родителям.
4. Посмотрим в интернете.
5. Понаблюдаем, если необходимо.
6. Проведем эксперименты.
Наши добровольцы будут выполнять самостоятельную исследовательскую работу, а мы им будем помогать. Все, что мы узнаем, будем писать на листочках пиктографическим письмом, с помощью зарисовок – схем.
Подумали и вспомнили - воздух не имеет цвета, запаха, вкуса, легкий. Ребята делают отметки на листочках и вставляют их в кармашек первого метода исследования.
Нашли в книгах – применение воздуха и как можно обнаружить воздух (книги были приготовлены заранее и заложены на нужных страницах). Сделали рисунки и положили в кармашек второго метода.
Задали вопрос взрослому (воспитателю) – узнали о том, что воздух оказывает давление во всех направлениях, при нагревании воздух расширяется. Отметки на листочках – в кармашек.
Позвонили маме Леры - ничего нового не узнали. Кармашек остался пустым.
Посмотрели в интернете – узнали о том, что воздух передает запахи и звуки (темы выбирала сама и сама их печатала в ноутбуке, а детям открыла картинки – изображения с объяснением, текст детям кратко пересказывала сама).
Воспитатель: Давайте немного поиграем (физкультминутка):
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли,
Ими быстро помахали.
Руки мы к плечам прижали,
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе будь готов!
Понаблюдали - и поэкспериментировали – наши опыты:
Воздух есть везде и его можно увидеть.
Опыт № 1. Если пустой пластиковый стакан опустить вверх дном в емкость с водой, то вода не заполнит стакан. А если наклонять стакан постепенно, то воздух начинает выходить из стакана в виде пузырьков, а вода занимает его место.
Опыт № 2. Вода налита в стаканчик, а на стенках стакана образуются пузырьки воздуха.
Опыт № 3. Рассмотреть поверхность камня через лупу – обнаружили неровности и отверстия. Опускаем камень в воду и видим – воздух пузырьками собирается вокруг камня.
Опыт № 4. Опускаем соломинку для коктейля в стакан с водой и, выдувая воздух, наблюдаем появление воздуха на поверхности воды.
Опыт № 5. Рассматриваем губку для мытья посуды. Отмечаем пористость поверхности. Опускаем губку в воду и надавливаем на нее - выталкивая воздух, наблюдаем, как воздух появляется на поверхности воды. Воздух перестает появляться – достаем губку из воды и выжимаем из нее воду, а потом опять опускаем губку в воду и наблюдаем тот же самый эффект.
Опыт № 6. Взять полиэтиленовый пакет, раскрыть его и помахать им, а потом резко закрутить края. Пакет будет раздутым, хотя в нем ничего не лежит – так мы поймали воздух, который заполняет все пространство.
Опыт № 7. Мыльные пузыри. Выдувая мыльные пузыри, мы видим воздушный шарик, немного отсвечивающий в цветах радуги.
Вывод: Воздух заполняет все свободное пространство, он легче воды, поэтому в опытах поднимается пузырьками на поверхность воды. Его можно увидеть – наблюдая за пузырьками на поверхности воды.
Воздух можно почувствовать.
Воспитатель: Как можно почувствовать воздух?
Дети: Ветер дует.
Воспитатель: Правильно, ветер - это движение воздуха.
Опыт № 8. Если подбросить салфетку, то она опускается плавно на землю. Ее опускает легкий ветерок, который образовался, когда мы подкидывали ее вверх.
Опыт № 9. Если поработать веером, то мы почувствуем более сильное дуновение ветра.
Опыт № 10. Опускаем бумажный кораблик на воду и дуем на нее. Кораблик начинает двигаться, а по воде идут волны.
Вывод: Воздух можно почувствовать – это дуновение ветерка.
Воздух имеет вес.
Опыт № 11. «Пойманный» воздух из опыта № 6 в завязанном пакете – положим на чашку весов. Эта чашка опустится вниз.
Вывод: Воздух имеет вес.
Воздух имеет силу.
Опыт № 12. Если надуть шарик и отпустить его, то он, выпуская воздух, начинает перемещаться в разных направлениях.
Опыт № 13. Если на пустую пластиковую бутылку (предварительно охлажденную) натянуть шарик, а саму бутылку поместить в миску и наливать туда горячую воду, то шарик начнет надуваться. Если достать бутылку из горячей воды и оставить охладиться, то шарик – сдувается.
Вывод: При нагревании воздух расширяется и заполняет свободное пространство. Воздух имеет силу и давит с одинаковой силой во все стороны, поэтому шарик начинает «летать» по комнате, таким образом, выпуская воздух.
Воспитатель: Давайте обобщим все, о чем мы узнали. Поиграем. Я буду называть утверждения, а вы показывать «да» (зеленый кружочек) или «нет» (красный кружочек):
Воздух окружает нас со всех сторон – да
Воздухом дышат люди и животные – да
Воздух круглой формы – нет
Ветер – это движение воздуха - да
Воздух легче воды - да
Человек может жить без воздуха – нет
В воде воздуха нет - нет
Воздух - это газ, не имеет цвета, запаха, вкуса - да
В это время наши помощники раскладывают пиктограммы и готовятся к докладу.
Далее следует небольшой доклад.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо поработали.
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!