Анна Романенко
Музыкотерапия как коррекционно-развивающая образовательная технология
▼ Скачать + Заказать документы
МУЗЫКОТЕРАПИЯ, КАК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Аннотация
В данной статье представлены коррекционно – развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии с детьми с РАС, которые могут широко использоваться на логопедических занятиях, во время динамических пауз, физминуток и пальчиковых игр.
Ключевые слова
Музыкотерапия, аутизм, коммуникация, развитие ребенка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Образовательные технологии
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Образовательные технологии в ДОУ
- Темочки
Коррекционно – развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии с детьми с РАС можно разделить на три подгруппы:
- технология сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная, для глаз);
- коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия);
-технология обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики, игротерапия, массаж и,самомассаж).
В данной статье, хотелось бы остановиться на использовании музыкотерапии. Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве коррекционно-развивающего средства.
Исследования доказали, что на эмоции можно оказывать значительное влияние музыкой, и именно из этого факта исходит музыкотерапия. Музыка, в особенности любимая, порождает у человека определённые психические и соматические процессы, вызывает в нём определённые чувства, эмоции, настроения, аффекты, изменения в поведении и одновременно влияет на важнейшие вегетативные функции, моторику, а тем самым и на речь. Исходя, из этого можно проследить положительное влияние музыки на логопедических занятиях.
Сравнивая музыку и речь, мы должны исходить из их общих черт. К таковым, прежде всего, относится их звуковая основа. И музыка и речь базируются на звуковых сигналах, поэтому обе они в человеческих взаимоотношениях являются акустическими средствами общения. Способы переноса информации как акустические комплексы музыкального и речевого выражения с антропологической точки зрения также имеют много общего.
Музыка и речь используют одни и те же средства переноса и воспринимаются одними и теми же органами восприятия акустических сигналов. «Одни и те же органы служат как для образования речи, так и для пения. Воспринятые и обработанные акустические сигналы подвергаются немедленному превращению в визуально-двигательные реакции и наоборот, как это происходит при письме и чтении слов, нот. В воспринимающей и воспроизводящей деятельности принимают участие в равной степени двигательные и слуховые пути, ядра афферентных и эфферентных нервов мозга, а также сетевидное образование и лимбическая система. Височная извилина имеет аудитативную функцию при слушании музыки и речи. За музыкальную функцию отвечают области передней и средней части темпоральной извилины, пространство перед областью восприятия речи (расположенное, в обеих темпоральных извилинах)».
В филогенетическом развитии человека, прежде всего, формировалась слуховая коммуникация. Сначала человек научился воспринимать звуки, а затем уже у него возникла фарингальная фонация – образование звуков и подача звуковых сигналов. Эти звуковые сигналы в окончательной стадии оформились артикулированную речь. Это развитие повторяется у ребёнка в сокращённом виде. Сначала ребёнок учится слушать, потом издавать музыкальные звуки и только после этого производить артикулированную речь.
Связь между музыкой и речью основана на общих акустических и выразительных элементах, таких как ритм, мелодия, гармония, громкость, динамика, акцент (ударение) и просодия.
Второй элемент, указывающий на непосредственную связь музыки и речи, - мелодия. Данные о сходстве ритмики и мелодики речи и музыки творчески используется в мелодической системе К. Орфа для применения самых подходящих форм обучения детей игре на простейших музыкальных инструментах.
Синтез ритмического и мелодического элементов даёт основания для сравнения музыки и речи с точки зрения третьего компонента – гармонии. Уравновешенная пропорциональность непрерывного слияния основных элементов музыки создаёт динамическую гармонию речи, влияние которой аналогично влиянию гармонии речи, музыкальных произведений. Под динамической гармонией речи мы подразумеваем динамический процесс, зависящий от различных ситуаций преимущественно эмоционального характера, изменяющих ритм, темп, мелодию и тембр звуков речи. Так, при чувстве страха речь характеризуется более высокими частотами, чем в спокойном состоянии, радость может проявляться и в убыстрении темпа, гнев – в усилении интенсивности.
Речь нормального человека обладает богатой шкалой выразительности, которая соответствует динамическому характеру трёх составных элементов музыки – ритма, мелодии, гармонии. Напротив, для речи человека, страдающего каким – либо видом психофизического или социального расстройства, характерно нарушение того или иного, а то и всех факторов музыкального языка. Музыкальные факторы речи чрезвычайно важны с точки зрения информации, так как если они сохранены, речь доступна пониманию даже при нарушениях звуковой структуры слов. Самым частым нарушением музыкальной структуры речи является нарушение ритма. Из общих свойств музыки и речи следует, что музыка предоставляет широкие возможности воздействия на процесс образования речи.
Вышеизложенное подтверждает наше утверждение, что музыка и речь взаимосвязаны. Они представляют собой динамические, взаимообусловленные процессы продукции и репродукции, являющиеся неисчерпаемым источником взаимной творческой стимуляции, и могут широко использоваться, на логопедических занятиях с детьми с РАС, во время динамических пауз, физминуток и пальчиковых игр.