Ольга Гончарова
Конспект образовательной деятельности «Волшебница — вода» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : закрепить знание о свойствах воды, познакомить с новыми свойствами.
Задачи:
- Ознакомление детей с некоторыми свойствами воды (отсутствие собственной формы, текучесть, вода может растворять некоторые вещества, вода - не имеет вкуса, цвета, запаха, вода может отражать предметы);
- Развивать внимание и наглядно-действенное мышление;
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов (закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной, закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности);
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Волшебница — вода“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Развивать социальные навыки (умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту);
- Прививать бережное отношение к воде;
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Проведение занятий - экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.
5. Чтение художественной литературы.
6. Наблюдение за водой во время прогулок.
Материал для занятий:
Прозрачные пластмассовые стаканчики, трубочки для коктеля, белые халаты, блюдца, чашки, ложки чайные, предметы круглой и квадратной формы, микроскоп, камешки разного цвета, тазик с водой, салфетки бумажные и тряпочные.
Вещества, которые мы будем растворять в воде, по выбору воспитателя. Например: соль, сахар, аскорбиновая кислота, травяной настой календулы или ромашки, любое растительное масло, молоко.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1 ЧАСТЬ.
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
Слышится стук в дверь. В группу заходит сказочный герой Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте ребята! Ребята я путешествовал по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас очень много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода?
Воспитатель: Ну что, ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?
Дети: Да
Воспитатель: А как?
Дети: Проведём опыты с водой и выявим её свойства.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас опять пригласить в нашу волшебную лабораторию, которая называется «Мы - исследователи».
Давайте оденем все белые халаты и превратимся в учёных - исследователей. Итак, мы теперь с вами
Исследователи.
Стоит микроскоп.
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: микроскоп
Воспитатель: Ребята, давайте к нему подойдем и рассмотрим его.
Дети подходят к микроскопу и рассматривают его.
Воспитатель: Что такое микроскоп? Что с помощью микроскопа можно делать? (дети)
Воспитатель: Одно из любимых занятий всех учёных проведение опытов и экспериментов.
Опыты и эксперименты, словно фокусы, помогают узнавать больше обо всех веществах, которые нас окружают. Сегодня нам предстоит трудная задача: узнать о том, что такое вода, о её свойствах.
Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение о воде?
Дети: Рассказывают стих.
2 ЧАСТЬ. 1-й опыт «ВОДА – ЖИДКОСТЬ.
Самостоятельная работа детей
Воспитатель: Дать детям два стакана, один с водой, другой-пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Воспитатель: Почему она льётся?
Дети: Вода льётся, потому что она жидкая.
Воспитатель: Итак, вода какая? (жидкая)
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
2-й опыт
«Вода не имеет собственной формы»
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?
Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую.
Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.
Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ.
Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?
Дети: Форму баночки.
Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?
Дети: Вода приняла форму этих предметов.
Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
Игра.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода - это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода - это плохо. Почему?».Итак, начали: «Вода это хорошо. Почему?».
Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода - это плохо. Почему?».
Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
3-й опыт «У воды нет запаха»
Воспитатель: Ребята предлагаю понюхать воду. Дети, чем пахнет вода?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, совсем не пахнет. Как вы думаете, вода может иметь запах?
(Ответы детей).
Воспитатель: Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?
Дети: Чистая вода не имеет запаха.
4-й опыт «У воды – нет вкуса»
Воспитатель: Предложить детям через соломинку попробывать воду.
Воспитатель: Скажите, если ли у воды вкус?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»
5-й опыт «Вода - прозрачная»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой- с молоком. В оба стаканчика бросили разноцветные камешки.
Воспитатель: В каком стаканчике видны камешки? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видны камешки?
Дети: Вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, предлагаю вам подумать, что бы было, если бы речная вода была непрозрачной?
Как в сказках: молочная речка с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
Дети: Нет
Воспитатель: Как вы думаете почему? (Предложения детей).
Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках и озёрах не могут жить растения, а если не будет растений- не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Значит нельзя загрязнять водоёмы.
А сейчас предлагаю немножко отдохнуть (физминутка)
6-й опыт «Вода-растворитель»
Воспитатель: Ребята у меня на столе стоят тарелочки, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
1).»Белый камень в воде тает» (сахар)
2) «В воде родится, а воды боится» (соль)
Как вы думаете, почему соль и сахар бояться воды?
Дети: Потому что они в ней исчезают.
Воспитатель: Предлагаю проделать опыт, бросить в один стакан сахар, в другой- соль, в третий налить подсолнечное масло и посмотреть, что произойдёт?
Ребята, что у нас растворилось в воде, а что нет?
Дети: Соль и сахар растворились, а масло нет.
Воспитатель: Проделав этот опыт, какой можно сделать вывод?
Дети: Вода - растворитель
Воспитатель: Да ребята, вода является растворителем, но все вещества в ней растворяются, например: посмотрите масло растворилось или нет? (ответы детей)
7-й опыт «ОЧИСТКА ВОДЫ»
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на тот стаканчик, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ.
Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром.
ИДЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ.
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
8-ой опыт «Способность воды отражать предметы»
Воспитатель: Ребята посмотрите, что у меня стоит на столе? (таз с водой). Давайте по очереди заглянем в него. Что мы там увидели?
Дети: Своё отражение.
Воспитатель: А где ещё мы можем увидеть своё отражение?
Дети: В зеркале, в витрине магазина и т. д.
Воспитатель: Давайте подуем на воду и заглянем в неё. Увидели вы теперь своё отражение? (очень плохо и очень размыто)
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
3 ЧАСТЬ.
Воспитатель: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. Вода -одно из самых удивительных веществ на нашей планете. А какая же все- таки бывает вода. Я предлагаю подойти к доске, посмотреть наши картинки и закрепить наши знания о свойствах воды, которые мы с вами сегодня узнали.
Дети: Вода это жидкость. Вода не имеет собственной формы. Вода может растворять одни вещества и не растворять другие Воду можно очистить с помощью фильтра. Вода -прозрачная. Вода -не имеет вкуса. У воды нет запаха. Вода-отражатель.
Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Я хочу прочесть вам одно высказывание о воде. Давайте его послушаем.
Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
Незнайка, тебе понравилось в нашей лаборатории? Мы помогли тебе узнать о свойствах воды?
Незнайка: Спасибо ребята, мне было очень интересно побывать с вами в лаборатории. Я узнал много нового и интересного, спасибо вам большое. Я для вас приготовил угощения.
Воспитатель: Ну а сейчас нам пора возвращаться с лаборатории в детский сад.