Ольга Марцева
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать, и делать выводы.
Задачи:
- Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.
- закрепить знания детей о свойствах, формах и видах воды;
- Развивать умение делать выводы, умозаключения; речь, мышление, любознательность;
- Воспитывать экологическую культуру,аккуратность при работе.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Материалы и оборудование:
- прозрачные пластиковые стаканчики и емкости разной формы и размеров;
- мука, соль, сахар, молоко, сливочное масло;
- детская книжка, гуашь, кисточка,
- кувшин с водой, песок;
- вата, бинт, пипетка, салфетки, ситечко, бумажную салфетку.
- аудиозапись «Вода».
Воспитатель: -Послушайте загадку и скажите с чем мы будем проводить опыты.
Говорят, она везде! В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране, Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает, На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить. Н. Рыжова
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей).
- да, сегодня мы будем работать с водой.
Ход опытно-экспериментальной деятельности
Опыт №1 - вода жидкая
Дети берут две емкости: одна с водой, другая – пустая. Аккуратно переливают воду из одной емкости в другую.
Воспитатель: Что происходит с водой? (Она льется). Почему она льется? Правильно, вода льется, потому что она жидкая.
Воспитатель: Итак, вода какая? (жидкая).
А когда воду мы вынесем на улицу или поставим в холодильник, то что произойдет с ней (замерзнет и превратится в лед). И будет какая вода тогда? (твердая)
Опыт №2- форма воды
(На столе лежит кубик и шарик)
Воспитатель: какой формы эти предметы (ответы детей. Какой формы вода?
Сейчас возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку, в пробирочку и емкости другой формы. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт №3- запах воды
– Детям предлагается поднести стакан с водой к носу и понюхать ее и другой стакан, в который добавлены капли "Пустырника" (сравнивают)
Воспитатель: Дети, определите, чем пахнет чистая вода. Правильно, совсем не пахнет. Как вы думаете, вода может иметь запах? Чистая вода не имеет запаха.
Опыт №4- вкус воды
Как можно определить вкус воды? Правильно, ее можно попробовать на вкус. Давайте, попробуем воду на вкус через соломинку.
Воспитатель: У воды есть вкус? Правильно, у чистой воды нет вкуса.
Опыт № 5- прозрачность воды
Перед вами стоят два стакана: один – с водой, другой – с молоком.
Воспитатель: В каком стакане видна ложка? Правильно, в стакане с водой.
Сейчас возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду видно ложку и рисунок, а через молоко – не видно. Значит вода прозрачная жидкость.
Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого добавим в воду землю, размешиваем, наблюдаем, как меняется прозрачность воды.
делаем вывод, что вода прозрачная жидкость,
Проблемная ситуация. Ребята, давайте вспомним сказку "Гуси-лебеди". В этой сказке- река какая? (молочная река с кисельными берегами)Подумайте, смогут в такой реке жить растения, рыбы и другие животные? почему?
Вывод: Правильно, непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках и озерах не могут жить растения и животные. Всей живой природе необходима прозрачная, чистая вода. Это значит, что водоемы загрязнять нельзя.
Опыт № 6 - вода растворитель
Еще раз вспомним, есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение.
Сейчас один ребенок размешивает в воде сахар, другой – соль. Снова попробуем воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь давайте попробуем растворить в воде муку, песок и масло.
дети выполняют это задание. Что мы с вами увидели? (не растворились в воде).
Вывод: вода – растворитель, но она может растворить не все вещества.
Опыт № 6 - Фильтрование воды.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? (грязная). Мы сейчас познакомимся с некоторыми способами очистки воды. самый простой способ, который может пригодиться.
Для этого возьмем: ситечко, бинт, вату и емкости для воды. Очищаем воду с землей. на дно ситечка положить бумажную салфетку, вату, слой бинта.
Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.
Затем ещё раз пропустить через фильтр и получим чистую воду.
Воспитатель: Мы с вами провели несколько опытов, узнали очень много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (вода жидкая, не имеет запаха и вкуса, прозрачная, может растворять некоторые вещества).
Воспитатель: А сейчас каждый из вас приготовит "Цветной фонарик". Что нужно сделать? (Взять стаканчик с водой, растворить в воде гуашь любого цвета и вынести на улицу- чтоб вода замерзла).
Этими фонариками мы с детьми украсили деревья около детского сада.