Ирина Мараховец
«Бабочка». Занятие по декоративно-прикладному творчеству по мотивам изготовления народной славянской куклы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Приобщение дошкольников к русской народной культуре, через различные виды творчества.
2. Популяризация культурного наследия и народных традиций.
3. Развитие творческого познавательного интереса дошкольников, через накопленный опыт.
Предварительная работа: рассматривание с детьми иллюстраций о русском народном быте, как люди жили на Руси, посещение музея "Русская изба"
Ход:
воспитатель:
Ой, ребята поспешите да в избу все проходите
будем вместе мы играть, будем время коротать.
(Дети проходят в избу, рассаживаются на лавки, перед воспитателем)
Темочки:
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Конспекты занятий, НОД
- Бабочки. ИЗО, творчество
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
воспитатель:
Звать меня Петрова Маша, рукодельница я ваша
здравствуйте, вам говорю и от вас ответа жду.
дети: здравствуйте!
воспитатель:
У меня есть лоскуты, очень яркие они
с виду смотришь не поймёшь ну на что ж лоскут похож?
(показывает коллекцию лоскутов из различных видов тканей)
Вроде тряпочка простая, но в руках как заиграет.
если только захочу, в куклу я её скручу.
Могу сделать я девицу или чудную жар-птицу.
Если очень захочу, в бабочку её сверчу.
(показывает детям изделия мастеров ручной работы из ниток, лоскутов ткани)
воспитатель:
Но проблема у меня! нет иголок для шитья.
Мне на ярмарку идти, кукол надо отнести.
Что мне делать, как мне быть? без иголок кукол сшить?
Дайте мне скорей ответ или рассужденье,
ведь иголок в доме нет, в чём найти решенье?
дети: можно сделать куклу, игрушку своими руками. Вместо шитья перевязать части куклы вязочками, верёвочками.
воспитатель:
Ваши мысли просто класс! Подсказали мне сейчас
как из ярких лоскутов, без иголок, длинных швов,
сделать яркую игрушку, ребятишкам веселушку.
А какую угадайте, на вопрос мой отвечайте!
(загадывает загадку о бабочке)
Загадка:
Над цветком порхает пляшет,
Веером узорным машет.
дети: бабочка!
воспитатель: правильно ребята!
Это бабочка краса, полюбуйтесь какова!
(демонстрирует лоскутную бабочку детям, показывает в воздухе как она "летает")
С солнцем связана она, к небу вся устремлена.
Вверх и вниз она летает и добро всем посылает.
Сделаем сегодня диво! Это чудо так красиво!
Бабочка из лоскутов, словно из волшебных снов.
(даёт установку на дальнейшую работу)
Чтоб игрушку смастерить, ткани надо изучить,
и какая нам подходит для работы применить.
(дети подходят к столу на котором заранее разложены разные лоскуты ткани: хлопок, кожа, мех, шерсть. Они рассматривают их на свойства)

воспитатель:
дети, какой мех на ощупь?
дети: мягкий, плотный, тёплый, прочный, крепкий, приятный, толстый.
воспитатель:
какая ткань из кожи?
дети: тоньше чем мех, гладкая, прочная, скользкая, крепкая, холодная.
воспитатель:
дети, какая шерсть?
дети: мягкая, плотный, тёплая, прочный, уютная, приятная, пушистая, ворсистая.
воспитатель:
дети, какая на ощупь хлопчатобумажная ткань?
дети: лёгкая, тонкая, яркая, просвечивающаяся, не такая прочная как кожа, мех.
(воспитатель заранее готовит к занятию стойку одежды и предметов быта :вязанные рукавицы, шапка меховая и вязанная, платье шерстяное и хлопчатобумажное, кожаный ремень, полотенце, кошелёк, косынка и т. д.)
воспитатель:
ребята возьмите любой понравившийся лоскуток ткани и подойдите к стойке со швейными изделиями. Соотнесите (найдите) то швейное изделие, которое может соответствовать вашему лоскуту.
дети: у меня лоскут из кожи, я возьму кожаный ремень и т. д.
воспитатель:
скажите пожалуйста, как вам кажется лоскуты какой ткани подойдут нам для изготовления бабочки, чтобы она была лёгкая и парящая?
дети: их хлопчатобумажной, потому, что она лёгкая, яркая как сама бабочка. А мех, например, плотный, тёплый, висит.
воспитатель:
правильно говорите
воспитатель:
Вижу утомила вас, поиграем мы сейчас.
(физминутка: игра малой подвижности "Бабочка")
(правила: ребёнок стоит в центре круга с цветком в руке. Дети вокруг него встают в круг и выполняют движения произнося слова игры:
РАНО БАБОЧКА ПРОСНУЛАСЬ (открывают глаза)
УЛЫБНУЛАСЬ (улыбнулись, ПОТЯНУЛАСЬ (потягиваются, встают на носочки,
ПОКРУЖИЛАСЬ (кружатся вокруг себя, ПОЛЕТЕЛА (машут руками как будто летают,
НА ЛЕСНОЙ ЦВЕТОЧЕК СЕЛА (ребенок вылетает из круга и обегает ребят стоящих в кругу).
РАЗ, ДВА, ТРИ, ТЕПЕРЬ ТЫ ВОДИ! (По окончании слов, около кого остановился, то становится "бабочкой").

(После физминутки)
воспитатель:
А ещё скажу ребята, раньше жили не богато.
Вместе с солнцем все вставали, да работу принимали.
Весь народ и стар и млад потрудиться был бы рад!
Вот и вы не отставайте всё как надо повторяйте!
(приглашает детей пройти на заранее подготовленные места для практической деятельности, изготовления лоскутной бабочки. На столах в розетках лежат два вида лоскутов х/б ткани, декоративная проволока для усиков, самоклеящиеся стразы, однотонного цвета х/б салфетка для брюшка, резиночки для плетения 6шт.)

(Практическая часть! По показу воспитателя, все вместе поэтапно выполняют работу)
воспитатель:
Мы вот так лоскут кладём, сверти, скрутим и зажмём.
Это будет голова и начала брюшечка.
Вставим усики сейчас, проволока есть у нас.

Дальше крылья нам нужны, будут с росписью они
их гармошкой мы свернём, в брюшко вставим, вновь зажмём.
И ещё раз захотим, способ этот повторим.
(рассматривают свои изделия, делятся впечатлениями)

воспитатель:
Ай, да чудо получилось рукоделие у нас!
Бабочка теперь летает, это просто мастер класс!
Промыслов народных много, надо их не забывать.
Знать историю народа и Россию прославлять!

РЕФЛЕКСИЯ
воспитатель:
ребята, какие же чудесные и неповторимые получились у вас бабочки.

Скажите пожалуйста:
1. что было интересным, новым для вас?
2. что было самым трудным на занятии или вы не испытывали трудности?
3. смогли бы вы теперь кого либо научить делать такую же бабочку?
запомнили ли вы этапы работы?
