Попова Татьяна Владимировна
Конспект образовательной деятельности «Подготовка к обучению грамоте. Ознакомление со звуком [ж] и буквой Жж«
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи. Ознакомление со звуком [ж] и буквой Жж. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Жж. Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Развивающие задачи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной и тон- кой моторики.
Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Подготовка к обучению грамоте, Ознакомление со звуком [ж] и буквой Жж„» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки, рабочая тетрадь и «Мой букварь» по числу детей, контейнер с карандашами, контейнер с фиш- ками, контейнеры с магнитными буквами и элементами буквы Ж.
Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Качели», игровые упражнения для совершенствования навыков звукового анализа.
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Домики для картинок». Развитие фонематических представлений. Создание эмоционального положительного фона. Объявление темы занятия.
Педагог встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках. В кон- тейнере лежат предметные картинки. Педагог здоровается с детьми и пред- лагает им выбрать по одной картинке, а потом подойти к магнитной доске на которой закреплены буквы С и Ш.
Воспитатель. Сейчас каждый из вас найдет домик для своей картинки. Если название картинки начинается со звука [с], поставьте ее под букву С. Если на- звание картинки начинается со звука [ш], поставьте ее под букву Ш.
Дети выполняют задание. Педагог предлагает им проверить друг друга.
Воспитатель. Отлично! Никто не допустил ошибок.
Педагог убирает картинки и буквы.
Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с новой буквой, будем читать и иг- рать.
2. Упражнение «Подними флажок». Развитие фонематического восприя- тия.
Педагог предлагает детям встать около стульчиков и раздает им флажки.
Воспитатель. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречает- ся в нем чаще других.
Жанна и Женя в роще гуляли, Желтые желуди в травке искали.
Дети. Звук [ж].
Воспитатель. Давайте произнесем звук [ж] все вместе.
Дети вместе с педагогом произносят звук [ж].
Воспитатель. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, язы- чок стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены. Значит, во рту есть преграда из губ и языка. Как вы думаете, звук [ж] — глас- ный или согласный?
Дети. Согласный.
Воспитатель. Верно. Это твердый согласный звук. Его нельзя петь, широко открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Дети. Синим.
Воспитатель. Приложите руку к горлышку и определите, он звонкий или глу- хой.
Дети. Он звонкий.
Воспитатель. Верно. Это согласный твердый звонкий звук. А теперь вы буде- те поднимать флажки, как только услышите звук [ж].
Для упражнения предлагается следующий материал: ж, з, ж, ш, ж, д, ш, ж, з, с; жа, ду, шо, жи, шу, за, жо, до; жаба, шапка, замок, флажок, коза, жужжать, звенеть, шипеть, желтый, кожаный, золотой.
Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук [ж].
Воспитатель. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали оши- бок.
3. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и син- теза.
Педагог убирает флажки.
Воспитатель. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду пере- числять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. Ж, а. Что получилось?
1-й реб ено к. Жа.
Воспитатель. Верно. Получи фишку. Ж, о. Что получилось? 2-й реб ено к. Жо.
Воспитатель. Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: жу, жи, жук, жаба.
Педагог вместе с детьми определяет победителя и награждает его на- клейкой на тетрадь.
4. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Жж. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического вос- приятия, связной речи.
Педагог раздает детям буквари.
Воспитатель. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочи- таю вам стихотворение к ней еще раз.
Жанна и Женя в роще гуляли, Желтые желуди в травке искали.
В каких словах этого стихотворения есть звук [ж]?
Дети. Жанна, Женя, желтые, желуди.
Воспитатель. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Жж. Под ними вы видите только один синий кружок. Что это значит?
Дети. Значит, буква Жж обозначает только один твердый согласный звук [ж].
Воспитатель. Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы три буквы и узнаем, кто спрятался в чашечке колокольчика.
Дети находят буквы Ж, У, К. Педагог ставит на стол контейнер с маг- нитными буквами, предлагает детям пройти к магнитной доске и составить слово. Дети проходят к доске и каждый составляет слово жук. Все вместе читают его.
Воспитатель. Молодцы! Вы быстро нашли буквы, составили и прочитали слово. Я вами горжусь. А теперь давайте составим новую букву. Какие элемен- ты вам для этого нужны?
Дети. Три палочки.
Дети составляют по одной букве ж.
Воспитатель. А теперь вернитесь за стол, садитесь. Давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.
1-й реб ено к. Жа. 2-й реб ено к. Жу. 3-й реб ено к. Жо. 4-й реб ено к. Жи. 1-й реб ено к. Жук. 2-й реб ено к. Уж. 3-й реб ено к. Ужи. 4-й реб ено к. Нож.
1-й реб ено к. Ножи. 2-й реб ено к. Ножик.
3-й реб ено к. Ножики. 4-й реб ено к. Жаба.
1-й реб ено к. Кожа. 2-й реб ено к. Жду. 3-й реб ено к. Жди.
4-й реб ено к. Дожди. 1-й реб ено к. Дождик. 2-й реб ено к. Жбан.
3-й реб ено к. Багаж.
Воспитатель. Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними.
4-й ребенок. Жбан. 3-й реб ено к. Ужи. 1-й реб ено к. Жаба. 2-й реб ено к. Багаж.
Воспитатель. Теперь прочитайте предложения. 1-й реб ено к. Жук жужжит.
2-й реб ено к. У Вани ножик.
3-й реб ено к. Под дубом жаба. 4-й реб ено к. Под кустом ужи.
Воспитатель. Вы великолепно читали сегодня. Я горжусь вами. А сейчас за- кройте буквари.
Дети закрывают буквари. Педагог убирает их.
5. Подвижная игра «Качели». Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им сделать знакомое упражнение.
На качели, на качели,
На качели зайки сели.
На качели зайки сели,
Выше облака взлетели,
Выше дома, выше крыши,
Выше, выше, выше, выше!
Раз, два. Раз, два.
Закружилась голова.
Так качались, так летали!
Так устали! И упали.
6. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навы- ков.
Педагог приглашает детей за столики, раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.
Воспитатель. Посмотрите на страницу слева. Что вы видите в ее верхней части?
Дети. Желудь, жука, большую и маленькую буквы Жж.
Воспитатель. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети. Синий, потому что буква Ж — согласная.
Дети раскрашивают буквы.
Воспитатель. А теперь подумайте, как правильно раскрасить желудь и жука. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказывает им по- мощь, если это необходимо.
Воспитатель. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте «напишем» букву Ж в воздухе. Посмотрите, как это делаю я.
Педагог «пишет» букву в воздухе, стоя спиной к детям. Дети «пишут»
букву в воздухе вслед за педагогом.
Воспитатель. Посмотрите, как я пишу букву Ж на доске. Сначала я пишу сверху вниз прямую палочку, а потом две палочки крест-накрест через ее се- редину. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тет- ради.
Педагог убирает тетради и контейнеры с карандашами.
7. Игра-соревнование «Подбери картинки к схемам». Совершенство- вание навыка слогового анализа слов.
Педагог помещает на магнитную доску несколько картинок (жук, жаба, лужа, шар, душ, шина, кошка, мышь) и две слоговых схемы.
Воспитатель. Я предлагаю вам провести соревнование. Я разобью вас на две команды. Одна выберет картинки, названия которых делятся на два слога, и по- местит их под первую схему, а вторая выберет картинки, в названиях которых только один слог, и поместит их под вторую схему. Победит та команда, кото- рая быстрее и правильнее справится с работой.
Педагог разбивает детей на команды. Дети выполняют задание. Все вместе они определяют победителя.
8. Окончание занятия. Оценка работы детей.
По просьбе педагога дети перечисляют задания, которые выполняли, рас- сказывают о том, что узнали нового и интересного. Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.