Марина Батова
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Котенок ищет друзей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Котенок ищет друзей»
Задачи: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова; закреплять умение называть слова с заданным звуком; упражнять в выделении первого звука в слове; учить составлять из трех слов предложение и делить его на слова;
развивать интерес к звучанию слова, его звуковой форме; к речевым играм;
воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание помочь.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе „Котенок ищет друзей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Материал демонстрационный: картинка кота, схема слова кот, четыре серые фишки, указка; сюжетная картинка: котенок пьет молоко; конверт с письмом, фишки, мячик.
Материал раздаточный: трехзвуковые карточки-схемы слова, по 4 серые фишки, указки.
Приемы: игровая мотивация, элемент сюрпризности, рассматривание, объяснение, вопросы к детям, ответы детей, игры «Перекличка», «Магазин», «Живые слова», «Слова и звуки», поощрение, рефлексия.
Ход НОД.
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам опять пришло письмо. Вы хотите узнать от кого? (Высказывания детей.) Тогда давайте откроем и прочитаем. (Предлагаю детям открыть конверт, читаю письмо.)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам маленький котенок. Я очень хочу найти новых друзей в вашем детском саду. Помогите мне, пожалуйста!»
Воспитатель. Ребята, поможем котенку? (Высказывания детей.)
Основная часть.
Воспитатель. Слушайте, что он пишет дальше.
«Хочу рассказать немного о себе. Меня зовут… Отгадайте, как меня зовут. Мое имя начинается со звука «п».
Воспитатель. Ребята, как же зовут котенка? (Дети называют имена.)
«Верно, меня зовут Пушок. А как зовут вас? Какой первый звук в вашем имени?»
1. Игра «Перекличка»
Воспитатель. Ребята, давайте скажем, как нас зовут. Будем передавать мячик и называть свое имя и первый звук. Можно, я начну первая?
Я – Марина, первый звук «м». (Дети называю свои имена и первый звук.)
Воспитатель. Молодцы! Слушайте, что пишет котенок дальше.
«Я живу в очень дружной и хорошей семье.
Мой папа большой и умный (кот).
Моя мама добрая пушистая (кошка).
А я их сынок – маленький забавный… (котенок.)»
Ребята, послушайте еще раз слова: котенок, кошка, кот. Какое слово самое короткое? Какое самое длинное? (Ответы детей.)
Воспитатель. Молодцы! Послушайте, что пишет котенок дальше. «Я очень люблю играть в разные интересные игры. А вы любите играть?»
Ребята, мы любим играть? (Ответы детей.)
2. Звуковой анализ слова «кот»
Воспитатель. Я предлагаю вам поиграть в игру «Слова и звуки». Для этого вам нужно сесть за столы. Проходите, пожалуйста. Садитесь удобнее, откройте пеналы с серыми фишками. Положите перед собой карточку-схему. Все готовы? Смотрим на доску и слушаем меня внимательно. (Открываю картинку с изображением кота.)
Кто нарисован на картинке? (Кот.)
Сколько клеточек нарисовано под картинкой? (Три.)
Что означают клеточки? (Домики для звуков.)
Значит сколько звуков в слове кот? (Три.)
Давайте прочитаем это слово все вместе. Следите за моей указкой. (Все дети читают вместе.)
А теперь прочитает… (Читают 3-4 ребенка, воспитатель ведет указкой по схеме слова.)
Молодцы! Ребята, кто скажет слово «ккот», чтобы мы услышали первый звук? (2-3 ребенка произносят слово, выделяя первый звук.)
Какой первый звук в слове? («к»). Найдите на схеме домик для звука «к» и обозначьте его серой фишкой. У доски поработает… (Вызванный ребенок работает у доски, остальные со своими схемами.)
Кто скажет слово «коот», чтобы мы услышали второй звук. (2-3 ребенка произносят слово, выделяя второй звук.)
Какой второй звук в слове? («о»). Найдите на схеме домик для звука «о» и обозначьте его серой фишкой.
Кто скажет слово «котт», чтобы мы услышали третий звук. (2-3 ребенка произносят слово, выделяя третий звук.)
Какой третий звук в слове? («т»). Найдите на схеме домик для звука «т» и обозначьте его серой фишкой.
Молодцы! Давайте еще раз прочитаем слово: кот. (Дети читают, ведя указкой под схемой.)
Молодцы! Ребята, в слове кот есть звук, который можно громко крикнуть, сказать тихо шепотом, протянуть, спеть. При этом во рту ничего не мешает: ни язык, ни зубы ни губы. Какой это звук? («о»). Давайте проверим. (Дети произносят звук громко, тихо, тянут его, пропевают.)
Молодцы! Найдите звук «о» на карточке-схеме и уберите его в пенал. Теперь уберите звук «т». Какой звук остался? («к»). Уберите его в пенал. (Дети выполняют задания.)
Воспитатель. Молодцы! Хотите узнать, что котенок пишет дальше?
«Я очень здоровый котенок, потому что занимаюсь спортом и кушаю все, что мне дает мама». (Вывешиваю картинку: котенок лакает молоко.)
3. Игра «Живые слова»
Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно, что делает котенок. Давайте составим предложение. (Дети составляют предложение.)
«Котенок пьет молоко.»
Сколько слов в предложении? (Три.)
Какое первое слово? (Котенок.)
Какое второе слово? (Пьет.)
Какое третье слово? (Молоко.)
Молодцы! Давайте поиграем в «живые» слова.
Кто хочет быть словом «Котенок»? Выходи… Какое ты слово? (Вызванный ребенок называет слово.)
Кто хочет быть словом «пьет»? Выходи… Какое ты слово?
Кто хочет быть словом «молоко»? Выходи… Какое ты слово?
А теперь прочитайте свое предложение. (Дети по порядку называют свои слова в предложении.)
Прочитаем все вместе.
А теперь я предлагаю слово «пьет» встать первым. Давайте все вместе прочитаем, какое получилось предложение: «Пьет котенок молоко».
А теперь встать первым слово «молоко». Читаем, какое получилось предложение: «Молоко пьет котенок».
Какое предложение вам понравилось больше всего? (Ответы детей.)
Спасибо, ребята! Молодцы!
А вы знаете, что еще ест котенок? (Да.)
4. Игра «Магазин»
Воспитатель. Тогда сейчас отправимся в магазин за продуктами для котенка, выходите на ковер. (Дети встают в круг.)
Покупать можно будет только те продукты, в названии которых есть звук «с». Что вы купите? (Сметана, сыр, колбаса, мясо, простокваша, сало сосиски). А теперь предлагаю купить продукты, в названии которых есть звук «сь». (сосиски, селедка, консервы, караси)
Молодцы! Кто больше всех купил продуктов? (Дети подсчитываю фишки.)
Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, вам понравилось письмо котенка? (Ответы детей.)
А ведь оно волшебное. Чему мы сегодня научились с помощью письма? (Высказывания детей.)
Вы все верно сказали. Очень хорошо сегодня занимались…
Плавный выход из НОД.
Воспитатель. Ребята, будем дружить с котенком? Тогда давайте вечером нарисуем ему картинки о том, как мы дружно и весело живем в детском саду и пригласим его в гости. Согласны? (Высказывания детей.)