Светлана Шабалина
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте «Сказочные герои в гостях у звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа). Тема: «Звуки «Р-Рь». Сказочные герои в гостях у звука «Р».
Цели: Развивать фонематический слух, звуковой анализ и синтез. Учить дифференцировать звуки «Р-Рь» в словах, предложениях. Упражнять в чтении слов, предложений, Развивать связную речь. Учить образовывать сложные слова, антонимы. Упражнять в выделении первого звука в слове.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте „Сказочные герои в гостях у звука [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Материал к занятию: мяч; Карточки с буквами, со словами, Дворец, звуквёнок (Р, Картинки: сказочные герои, Лесная картина, карточки с предложениями, мнемотаблица, цветы.
План занятия: 1. Организационный момент. Добрый день! тебе сказали.
Добрый день! ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Игра» Передай доброту». Дети встают в круг. Каждый ребёнок должен, бросая соседу мяч, сказать ему 2-3 нежных ласковых слова или составить предложения.
2.»Путешествие в сказку». Я прошу вас отгадать слово: ТО Г И С (гости). Сегодня на занятии мы отправимся в гости во дворец, в котором живёт звук «Р». По дороге мы пойдём, в страну Сказок придём. Труден будет путь у нас, я на корабль приглашаю Вас. (Дети складывают из ладошек кораблик). По волнам, по волнам плывём мы с вами к далёким островам. Дети рисуют пальцами обеих рук волны, произнося слоги: ра-ро-ру-ры.
Вот и дворец, где живёт звук «Р». Произнесите наш новый звук. Характеристика звука. У звука «Р» есть братик – мягкий звук «Рь». Характеристика звука. Во дворце звуки «Р-Рь» устраивают пир сказочным героям. Все герои не ссорятся, не враждуют, а дружат. Помогите мне, добавьте слова на звуки «Р-Рь». На троне сидит (царь, рядом (царица). Их охраняет (царевич). (Царевна) разворачивает (скатерть-самобранку). На ней разное угощение (Предметные картинки) : пироги с картошкой, жареная рыба, торт, зефир, пряники, мороженое, сахар, сыр, баранки. Каких сказочных героев пригласили звуки «Р-Рь»? (Дракон, Морозко, Снегурочка, Курочка-Ряба, Три поросёнка, Буратино, три богатыря, русалка, Красная шапочка., Крокодил Гена, Чебурашка). Во дворце были приглашены добрые сказочные герои.
3. Расскажите, какими бывают добрые сказочные герои. У них добрая душа - они добродушные,
Доброе сердце-они добросердечные, любят мир - они миролюбивые, труд любят - они трудолюбивые, жизни радуются-жизнерадостные. У каких сказочных героев сердце доброе? А У каких сказочных героев злое? (Карабас-Барабас, Кощей Бессмертный) Злой колдун захотел превратить добрых героев в злых. Колдун колдует: Дра-дру-дры-дро. А мы с вами наоборот расколдуем сказочных героев. Дети произносят волшебные слова с разной интонацией: Дра-дро-дру-дры. Колдун хотел наделить добрых сказочных героев плохими качествами. А мы сделаем наоборот: зло-добро, ссора-дружба, враг-друг, грусть-радость, лень – трудолюбие, трусость - храбрость, плохой-хороший, грубый-вежливый. Дети читают слова по карточкам и подбирают подходящееся слово.
4 Остров «Загадочные слова». Я называю слова, вы заменяете первый звук в слове на звук «Р» : хобот-робот, танец-ранец, забота - работа. Мычать-рычать, пугать-ругать, дубить-рубить. Макеты-ракеты, жакетка-ракетка. Пыжик-рыжик, нога-рога, козы-розы. высь-рысь, мука-рука, мак-рак, кот-рот.
5. Остров «Почемучка». Приплыли мы к острову, где сказочные герои любят задавать любопытные вопросы.
Даёт молоко кто? (ва-ко-ро) Дети, переставляя слоги, составляют и читают слово.
Сверкает алмазом что? (на-ко-ро).
Кричит кар-кар кто? (на-во-ро).
Скрипят во дворе что? (та-во-ро)
Поле рыхлит что? (на-ро-бо).
Растёт на лице что? (да-ро-бо).
Важна в собаке что? (да-ро-по)
Нас окружает что? (ро-да-при).
6. Остров «Чудесный лес». Мы оказались с вами в чудесном лесу. Он необычный тем, что в нём растёт всё на звук «Р». Посмотрите, что растёт в лесу. Назовите, что растёт в лесу на звук «Р». (Георгин, астра, ромашка, трава, кустарники,роза, нарцисс, настурция, герань, черника, брусника, крыжовник, смородина, деревья) Что ёщё вы увидели в лесу? (ручеёк,реку,озеро,дорогу,тропинку,радугу,корабль). Чем мы любовались в лесу?
7. Физкультминутка. Бороздили мы моря (Стоять прямо, широко расставив ноги).
Труд свой вкладывали не зря. (Руки согнуть в локтях, поворачивать «штурвал влево-вправо).
Будем мы все вместе (Руки сжать в кулаки, поднять вверх и резко бросить вниз)
Капитанами отважными всегда. (Правую руку поднести к виску, отдать честь.)
8. «Телеграммы из сказочного королевства». На карточках написаны предложения, чтобы правильно прочитать предложение, нужно переставить правильно слова и затем прочитать. Игра «Деформированная фраза». Предложения: Принцесса едет в карете. ; Алладин нашёл в пещере сокровище. ; Трон во дворце, ожерелье в ларце; Король на троне в короне, а слева с ожерельем королева; Царевна-лебедь превратила князя Гвидона в комара. ; Девочке - работнице Морозко дал толстый слиток серебра; Ураган принёс Элли в волшебную страну. ; Крокодил Гена и Чебурашка построили игровую площадку для ребят. ; Царь с царицею простился, в путь дорогу снарядился. ;
9. Рассказывание сказки по мнемотаблице. «Поспешили – насмешили». Прискакала лягушка к медвежьему дому, заквакала под окном: «Ква-ква-ква, я к вам в гости пришла». Прибежала мышка, запищала: «Пи-пи-пи, пироги у вас вкусны». Курочка пришла, закудахтала: «Ко-ко-ко, корочки, говорят, у вас рассыпчатые». Гусь приковылял, гогочет: «Го-го-го, горошку бы поклевать». Корова пришла, мычит: «Му-му-му, мучного поилица бы попить». Тут медведь из окна высунулся, зарычал: «Р-р-р», и все разбежались. Да зря трусишки поспешили, дослушали бы, что медведь хотел сказать. Вот что: «Р-р-рад гостям, заходите, пожалуйста».
10. Составление пословицы по первому звуку слов-картинок. «Пожелание сказочных героев». Дети называют картинки, определяют первый звук, затем складывают все выделенные звуки и читают пословицу : Доброму везде добро».
11. Итог занятия. Логопед произносит стихи: Цветы, как море, на добро щедры
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.
Мы над цветами должны наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать
А чтоб увидеть добрые их лица.
И к сердцу то добро принять. Дети собирают цветы на полянке. (Сделанные из бумаги).