Наталья Иову
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте «Звуки [М — М’] и буква М»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей со звуками [ М-М’] и буквой М
Задачи:
Образовательные :
- познакомить детей со звуками [М-М’]
-закрепить знания детей об особенностях гласных и согласных звуков;
-умение выполнять звуко - буквенный анализ слова;
-умение определять наличие места звука в слове;
-продолжать учить определять количество слогов в слове;
-составлять схемы предложений.
Развивающие:
-развивать речь, внимание, мышление, фонематический слух.
Воспитательные:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте „Звуки [М — М’] и буква М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
-воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
Методические приемы: словесный, наглядный, игровой, практический, музыкальное сопровождение, наблюдение за работой детей.
Оборудование: знаки – символы, тренажер букв, кукла, куклы – звуковички, иллюстрации предметов в названии которых есть звуки [М –М’]
Раздаточный материал: пособие «Светофорчики», пуговицы для выкладывания букв, пособие «Схемы предложений»
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент: Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся. Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей – улыбнитесь. Пусть наши гости почувствуют как мы им рады.
Они оказались здесь не случайно. Гости хотят посмотреть, как вы отвечаете на вопросы, что умеете делать. Перед тем как мы с вами начнем заниматься давайте повторим правило:
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим
Никуда мы не спешим!
Мотивационная игра: Ребята вставайте скорей в кружок и давайте поиграем в игру «Назови слово»
Назовите мне пожалуйста слова: добрые, умные, мягкие, пушистые, белые, колючие, короткие, длинные, усатые, полосатые и т. д.
А сейчас я хочу предложить вам блиц-опрос:
Какие бывают звуки;
мы видим буквы или звуки;
чем гласные буквы отличаются от согласных;
каким цветом обозначают твердые согласные;
каким цветом обозначают мягкие согласные звуки;
из чего состоят слова;
что такое слоги;
что такое предложение.
Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием!
Введение в тему занятия: Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша и рассказала удивительную историю:
Жила – была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: «Какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Маша подошла к окну и увидела корову и кошку. Они стояли рядом и разговаривали.
- Что могла сказать корова кошке? (Му-у-у)
- Какой первый звук в песенке коровы? (М)
- А кошка отвечала корове: «Мяу»
- Какой первый звук в песенке кошки? (М)
- Маша улыбнулась: «Значит сегодня я буду играть и дружить со звуками М и М,. Маша пошла на кухню, где мама готовила завтрак. Она сказала маме: «Ты в моей игре самая главная, потому что в твоем слове есть сразу два звука».
- Какие два звука имела в виду Маша? (Звук [м].) Где в слове мама слышен звук [м]? (В начале и середине слова.)
Маша вышла в сад. Она хотела нарвать букет цветов со звуками [м – м’]. На клумбе росли цветы: ирисы, маки, пионы.
- Как вы думаете, какие цветы Маша сорвала? (Маки.) Почему?
Маша вернулась с букетом маков. Поставила их в вазу. А на столе уже стояла манная каша и молоко. маша засмеялась: «мамочка, какя ты молодец! Ты помогаешь мне в моей игре».
Почему так сказала Маша? (В словах манная, молоко – первый звук [м].)
После завтрака Маша пошла в огород. надо помочь маме приготовить обед. Маша сорвала морковь для супа, малину для компота.
- Какой первый звук в словах морковь и малина? (Звук [м].)
Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежали макароны и мясо. Догадливая девочка поняла, что мама будет готовить макароны по-флотски.
- Какие звуки слышны в начале слов макароны, мясо? (Звуки [м – м’].)
К обеду приехал папа. Увидев дочку, папа спросил: «В какую новую игру играешь, Машенька?»
«Я играю в слова со звуками [м – м’]», ответила Маша.
«Пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю, - сказал папа, посадил машу себе на колени и стал загадывать ей загадки, - ехал я полем и увидел вот кого со звуком [м] в названии :
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки. Кто это?
(Мышки.)
- Маша подумала и отгадала. А вы отгадали, кого увидел Машин папа?
«Я привез тебе игрушку. Угадаешь – будет твоя:
Бьют его рукой и палкой –
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут».
(Мяч.)
- Эту загадку Маша отгадала сразу. А вы, дети?
Определение места звука в словах :
А сейчас ребята давайте и мы с вами поиграем со звуком [М] – детям предлагается найти на доске картинки со звуком [М] в начале, середине и конце слова
Физминутка:
Игра «Светофорчик». У каждого ребенка три светофора с разным положением красного сигнала (в начале, середине и конце) Варианты слов: молоко, умница, гром, малина, мойдодыр, скромный, ум, мир, рама, мороженое и т. д.
- Ребята. А как вы думаете этот звук гласный или согласный? Почему?
Звуко - буквенный анализ слов. Загадки (звук. анализ слова)
Ни на меру, ни на вес,
Но у всех людей он есть. (Ум.)
Кто вас детки крепко любит,
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз,
Кто заботится о вас. (Мама.)
Кто над нами вверх ногами (Муха).
Дидактическая игра: ребята, а сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру «Мамина сумка» (Дети называют продукты в названии которых есть звук [М].
Деление слов на слоги. Воспитатель показывает иллюстрации продуктов, а дети делят слова на слоги, используя хлопки в ладоши.
Составление схем предложений:
- А сейчас составьте схему такого предложения:
Мама моет посуду. (дети выполняют анализ предложения и выкладывают его схему) А сейчас составьте предложение сами со словами: мама, магазин. (дети придумывают предложения и выкладывают их схему)
Знакомство с буквой : А сейчас давайте познакомимся с буквой
[ М] .
Пальчиковая гимнастика
«Замок-чудак»
На двери замок-чудак.
Не открыть его никак.
Я его и так,
Я его и сяк,
Я его туда,
Я его сюда.
Ну никак не открывается!
Вынул связку я ключей –
Ну-ка, ключик, поскорей!
Этот ключик не подходит.
Этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает,
Этот ключ не вылезает.
Этот ключик – от сарая.
Вынул связку я другую.
Этот ключик не подходит,
Этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает,
Этот ключ не вылезает.
Этот ключик – от рояля.
Дверка, миленькая, откройся!
- Входите, пожалуйста! Пальцы сцеплены в «замок».
Несколько раз
эмоционально
и с ускорением
выворачивать «замок»
в разные стороны.
Выполнять потягивания, пытаясь открыть «замок».
Энергично встряхивать кистью одной руки.
Поочередно, начиная с мизинца,
в кулачке другой;
безымянный и указательный пальцы
«застревают в замке».
Поднять большой палец вверх.
Те же движения выполнить другой рукой.
Поднять большой палей вверх.
Развести руки в стороны.
- прописываем букву в воздухе, используя схему (тренажер букв)
- выкладываем букву из пуговиц
Физминутка: Дети под музыку изображают буквы в парах
Дидактическая игра: Сегодня у буквы М новоселье, как вы думаете кто придет к ней в гости? (Дети называют зверей, птиц, насекомых в названии которых есть звук М). А сейчас подумайте и скажите какие подарки они принесли? В названии подарка тоже должен быть звук «М»
Ребята, давайте поможем букве М развлечь гостей. Игра «Отгадай букву» (дети по элементам отгадывают букву)
Итог занятия: Вот мы с вами и выполнили все задания, скажите мне пожалуйста с каким звуком мы познакомились? Расскажите кукле Маше, какое задание вам показалось самым интересным? А какое задание было самым сложным?
Рефлексия: Ребята, а сейчас пожалуйста подойдите к нашим буквам звуковичкам и подарите им свои пиктограммы (у каждого ребенка пиктограммы с изображением грустного и веселого человечка) Дети выбирают нужную пиктограмму по своему желанию.