Папки-передвижки

Конспект НОД по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста на тему «Предложение»

Лариса Андреева
Конспект НОД по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста на тему «Предложение»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно-организованной деятельности по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста по теме : «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Задачи:

- формировать представление о предложении, значимости каждого слова в предложении;

- учить дошкольников подбирать родственные слова.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Угадай, что делать»

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста на тему „Предложение“» размещена в разделах

У каждого из вас по 2 флажка. Я буду играть на дудочке. Если я играю громко – поднимайте вверх флажок в правой руке, если тихо – флажок в левой руке. Внимание: начинаем игру!

2. Формирование представлений о предложении.

Дети, нам сейчас принесли телеграмму от Карандаша. Он отправился на прогулку в лес и сообщает о том, что там увидел. Давайте прочитаем.

ПРЫГАЕТ ПЕРЕЛЕТАЮТ ТРЕЩИТ СТУЧИТ

Ой, ребята, что-то я ничего не понимаю. А вы? Нужно подождать Карандаша, может быть, он нам объяснит, что хотел сказать.

Карандаш: Здравствуйте, ребята. Вы получили мою телеграмму? (Да, но здесь ничего не понятно.) Почему не понятно? Ведь я же написал: ПРЫГАЕТ.

Педагог: Карандаш, ты же не сказал, кто прыгает. Поэтому мы ничего не поняли.

Карандаш: ПРЫГАЕТ ЗАЙЧИК.

Педагог: Ребята, как вы думаете, почему нам была не понятна телеграмма? Правильно, потому что Карандаш написал только одно слово ПРЫГАЕТ, а другое важное слово – ЗАЙЧИК – написать забыл. Мы с вами знаем, что слово может только называть предмет или действие, но ничего не рассказывает нам об этом предмете. А вот если мы хотим что-то рассказать, то нужно сказать не слово, а ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль. В телеграмме было слово ПРЫГАЕТ. Как только Карандаш добавил еще одно слово, то сразу стало понятно, о ком он хотел рассказать: ЗАЙЧИК ПРЫГАЕТ. «Зайчик прыгает» - это предложение. В предложении говорится о ком-нибудь или о чем-нибудь.

Давайте попробуем разобраться, о чем еще хотел нам сообщить Карандаш в своей телеграмме.

ПЕРЕЛЕТАЮТ – ПТИЦЫ ПЕРЕЛЕТАЮТ С ВЕТКИ НА ВЕТКУ.

ТРЕЩИТ – ТРЕЩИТ СОРОКА.

СТУЧИТ – ДЯТЕЛ СТУЧИТ КЛЮВОМ ПО ДЕРЕВУ.

Карандаш, мы правильно прочитали твою телеграмму? (Да.)

Что мы сейчас говорили? (Предложения.)

Сколько предложений мы сказали? (Четыре предложения.)

О ком говорится в каждом из этих предложений?

Из чего состоят предложения? (Из слов.)

Послушайте, это предложение или нет :

МАШИНА КРАСИВЫЙ БЫСТРО. (Нет.)

Почему вы так думаете? (Это три слова, которые не связаны между собой и не выражают законченную мысль.)

Любой рассказ или сказка состоят из предложений. Посмотрите на картинку.

К какой сказке эта картинка? (К сказке «Репка».)

Вы помните, как начинается эта сказка?

Назовите первое предложение.

ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ.

О чем или о ком говорится в этом предложении?

Какое второе предложение в этой сказке?

ВЫРОСЛА РЕПКА БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ.

Что стало потом?

СТАЛ ДЕД РЕПКУ ТЯНУТЬ.

Сколько предложений вы сказали?

О чем вы успели рассказать? (Мы рассказали начало сказки «Репка».)

Что вы называли сейчас? (Предложения.)

А мы можем посчитать, сколько слов в предложении ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ?

Сколько? (Три слова.)

Какое слово первое? Какое слово второе? Какое слово третье?

Давайте с помощью полосок выложим это предложение :

Почему у нас на схеме полоски разной длины? (Потому что слово «посадил» -

длинное, а слово «дед» - короткое.)

Чем слово отличается от предложения? Запомните, ребята:

В ПРЕДЛОЖЕНИИ ГОВОРИТСЯ О ЧЕМ-ЛИБО ИЛИ КОМ-ЛИБО, А СЛОВО ТОЛЬКО

НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТ, ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРИЗНАК, НО НИЧЕГО НАМ О НИХ НЕ СООБЩАЕТ.

КОГДА МЫ ХОТИМ ЧТО-ТО РАССКАЗАТЬ, МЫ ГОВОРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

3. Подбор родственных слов.

Мы учились подбирать к слову родственные слова. Помните? Слова-родственники звучат похоже. У них обязательно есть одинаковая часть. Давайте поиграем со словами-родственниками. Я назову слово и брошу кому-т мяч, вы подберете родственное слово и передадите мяч кому-то из своих товарищей. Когда все родственные слова будут названы, мяч вернется ко мне.

ВОДА – ВОДНЫЙ, ВОДИЧКА, ВОДЯНОЙ, НАВОДНЕНИЕ, ВОДОЛАЗ.

ЛИСТ – ЛИСТИК, ЛИСТОК, ЛИСТОЧЕК, ЛИСТАТЬ. ЛИСТВЕННИЦА, ЛИСТОПАД, ЛИСТВА, ЛИСТВЕННЫЙ.

ГРИБ – ГРИБНОЙ, ГРИБНИК, ГРИБНИЦА, ГРИБОК, ГРИБОЧЕК.

ЛЕС – ЛЕСОК, ЛЕСОЧЕК, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК, ЛЕСНИЧИЙ.

А сейчас я буду бросать вам мяч и называть слова. Все слова – родственники, а одно слово – не подходит к остальным, хотя похоже по звучанию. Если услышите такое «неродственное» слово - мяч не ловите.

ГОРА – ГОРКА – ГОРНЫЙ – ГОРЕ

МОРЕ – МОРСКОЙ – МОРЩИНЫ – МОРЯК

БОЛЬ – БОЛЬНИЦА – БОЛЕТЬ – БОЛЬШОЙ – БОЛЕЛЬЩИК

ЛЕС – ЛЕСНИК – ЛЕСОВИК – ЛЕСТНИЦА

4. Развитие интонационной выразительности речи. Стихотворение Г. Сапгира «Футбол»

Послушайте стихотворение. Подумайте, как относятся к футболу мальчик, его тетя, мама, сестра:

СКАЗАЛА ТЕТЯ:

- ФИ, ФУТБОЛ!

СКАЗАЛА МАМА:

- ФУ, ФУТБОЛ!

СЕСТРА СКАЗАЛА:

- НУ, ФУТБОЛ!

А Я ОТВЕТИЛ:

ВО, ФУТБОЛ!

Произнесите предложение, сказанное каждым персонажем стихотворения, выражая голосом разное отношение к футболу.

Тетя: «Фи, футбол!» - с пренебрежением.

Мама: «Фу, футбол!» - с раздражением.

Сестра: «Ну, футбол!» - с безразличием.

Мальчик: «Во, футбол!» - с восторгом, восхищением.

Прочитайте стихотворение еще раз по ролям.

5. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Этот пальчик -я»

ЭТОТ ПАЛЬЧИК – ДЕДУШКА,

ЭТОТ ПАЛЬЧИК – БАБУШКА,

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ПАПОЧКА, ЭТОТ ПАЛЬЧИК – МАМОЧКА,

ЭТОТ ПАЛЬЧИК – Я,

ВОТ И ВСЯ МОЯ СЕМЬЯ.

(Пальцы сжаты в кулак. Отгибается сначала большой палец, затем указательный, средний, безымянный и мизинец.)

6. Проведение линии посередине листа по опорным точкам, написание на линии фигур круглой формы «Мячи»

7. Итог занятия.

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весна» Из опыта работы по программе "Вдохновение" Цель: Обобщить представления детей о весне. Активизировать речевую деятельность детей через игровую.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста «Звук и буква М» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «Красивская СОШ» филиал «Хорошавский» Инжавинского района Тамбовской области.

Конспект занятия по обучению грамоте «Предложение» в подготовительной группе Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Предложение». В подготовительной группе. Цель: Познакомить детей с понятием «предложение»;.

Настольная игра «Дорожки грамотеев» по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ТНР, ЗПРНастольная игра «Дорожки грамотеев» по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ТНР, ЗПР Игру можно использовать как во время индивидуальной работы, так и на подгрупповых занятиях (до 6 игроков). Может использоваться учителями.

План — конспект занятия по обучению грамоте «Предложение» в подготовительной группе План - конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Предложение». В подготовительной группе. Цель: Познакомить детей с понятием «предложение»;.

Пособие по подготовке к обучению грамоте «Город звуков» для детей старшего дошкольного возрастаПособие по подготовке к обучению грамоте «Город звуков» для детей старшего дошкольного возраста Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада «Детство» детский сад № 318 Пособие по подготовке.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста на тему «Предложение»
Опубликовано: 29 марта 2015 в 08:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста на тему «Предложение»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Андреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД