Лариса Андреева
Конспект НОД по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста на тему «Предложение»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-организованной деятельности по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста по теме : «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Задачи:
- формировать представление о предложении, значимости каждого слова в предложении;
- учить дошкольников подбирать родственные слова.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Угадай, что делать»
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста на тему „Предложение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
У каждого из вас по 2 флажка. Я буду играть на дудочке. Если я играю громко – поднимайте вверх флажок в правой руке, если тихо – флажок в левой руке. Внимание: начинаем игру!
2. Формирование представлений о предложении.
Дети, нам сейчас принесли телеграмму от Карандаша. Он отправился на прогулку в лес и сообщает о том, что там увидел. Давайте прочитаем.
ПРЫГАЕТ ПЕРЕЛЕТАЮТ ТРЕЩИТ СТУЧИТ
Ой, ребята, что-то я ничего не понимаю. А вы? Нужно подождать Карандаша, может быть, он нам объяснит, что хотел сказать.
Карандаш: Здравствуйте, ребята. Вы получили мою телеграмму? (Да, но здесь ничего не понятно.) Почему не понятно? Ведь я же написал: ПРЫГАЕТ.
Педагог: Карандаш, ты же не сказал, кто прыгает. Поэтому мы ничего не поняли.
Карандаш: ПРЫГАЕТ ЗАЙЧИК.
Педагог: Ребята, как вы думаете, почему нам была не понятна телеграмма? Правильно, потому что Карандаш написал только одно слово ПРЫГАЕТ, а другое важное слово – ЗАЙЧИК – написать забыл. Мы с вами знаем, что слово может только называть предмет или действие, но ничего не рассказывает нам об этом предмете. А вот если мы хотим что-то рассказать, то нужно сказать не слово, а ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль. В телеграмме было слово ПРЫГАЕТ. Как только Карандаш добавил еще одно слово, то сразу стало понятно, о ком он хотел рассказать: ЗАЙЧИК ПРЫГАЕТ. «Зайчик прыгает» - это предложение. В предложении говорится о ком-нибудь или о чем-нибудь.
Давайте попробуем разобраться, о чем еще хотел нам сообщить Карандаш в своей телеграмме.
ПЕРЕЛЕТАЮТ – ПТИЦЫ ПЕРЕЛЕТАЮТ С ВЕТКИ НА ВЕТКУ.
ТРЕЩИТ – ТРЕЩИТ СОРОКА.
СТУЧИТ – ДЯТЕЛ СТУЧИТ КЛЮВОМ ПО ДЕРЕВУ.
Карандаш, мы правильно прочитали твою телеграмму? (Да.)
Что мы сейчас говорили? (Предложения.)
Сколько предложений мы сказали? (Четыре предложения.)
О ком говорится в каждом из этих предложений?
Из чего состоят предложения? (Из слов.)
Послушайте, это предложение или нет :
МАШИНА КРАСИВЫЙ БЫСТРО. (Нет.)
Почему вы так думаете? (Это три слова, которые не связаны между собой и не выражают законченную мысль.)
Любой рассказ или сказка состоят из предложений. Посмотрите на картинку.
К какой сказке эта картинка? (К сказке «Репка».)
Вы помните, как начинается эта сказка?
Назовите первое предложение.
ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ.
О чем или о ком говорится в этом предложении?
Какое второе предложение в этой сказке?
ВЫРОСЛА РЕПКА БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ.
Что стало потом?
СТАЛ ДЕД РЕПКУ ТЯНУТЬ.
Сколько предложений вы сказали?
О чем вы успели рассказать? (Мы рассказали начало сказки «Репка».)
Что вы называли сейчас? (Предложения.)
А мы можем посчитать, сколько слов в предложении ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ?
Сколько? (Три слова.)
Какое слово первое? Какое слово второе? Какое слово третье?
Давайте с помощью полосок выложим это предложение :
Почему у нас на схеме полоски разной длины? (Потому что слово «посадил» -
длинное, а слово «дед» - короткое.)
Чем слово отличается от предложения? Запомните, ребята:
В ПРЕДЛОЖЕНИИ ГОВОРИТСЯ О ЧЕМ-ЛИБО ИЛИ КОМ-ЛИБО, А СЛОВО ТОЛЬКО
НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТ, ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРИЗНАК, НО НИЧЕГО НАМ О НИХ НЕ СООБЩАЕТ.
КОГДА МЫ ХОТИМ ЧТО-ТО РАССКАЗАТЬ, МЫ ГОВОРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
3. Подбор родственных слов.
Мы учились подбирать к слову родственные слова. Помните? Слова-родственники звучат похоже. У них обязательно есть одинаковая часть. Давайте поиграем со словами-родственниками. Я назову слово и брошу кому-т мяч, вы подберете родственное слово и передадите мяч кому-то из своих товарищей. Когда все родственные слова будут названы, мяч вернется ко мне.
ВОДА – ВОДНЫЙ, ВОДИЧКА, ВОДЯНОЙ, НАВОДНЕНИЕ, ВОДОЛАЗ.
ЛИСТ – ЛИСТИК, ЛИСТОК, ЛИСТОЧЕК, ЛИСТАТЬ. ЛИСТВЕННИЦА, ЛИСТОПАД, ЛИСТВА, ЛИСТВЕННЫЙ.
ГРИБ – ГРИБНОЙ, ГРИБНИК, ГРИБНИЦА, ГРИБОК, ГРИБОЧЕК.
ЛЕС – ЛЕСОК, ЛЕСОЧЕК, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК, ЛЕСНИЧИЙ.
А сейчас я буду бросать вам мяч и называть слова. Все слова – родственники, а одно слово – не подходит к остальным, хотя похоже по звучанию. Если услышите такое «неродственное» слово - мяч не ловите.
ГОРА – ГОРКА – ГОРНЫЙ – ГОРЕ
МОРЕ – МОРСКОЙ – МОРЩИНЫ – МОРЯК
БОЛЬ – БОЛЬНИЦА – БОЛЕТЬ – БОЛЬШОЙ – БОЛЕЛЬЩИК
ЛЕС – ЛЕСНИК – ЛЕСОВИК – ЛЕСТНИЦА
4. Развитие интонационной выразительности речи. Стихотворение Г. Сапгира «Футбол»
Послушайте стихотворение. Подумайте, как относятся к футболу мальчик, его тетя, мама, сестра:
СКАЗАЛА ТЕТЯ:
- ФИ, ФУТБОЛ!
СКАЗАЛА МАМА:
- ФУ, ФУТБОЛ!
СЕСТРА СКАЗАЛА:
- НУ, ФУТБОЛ!
А Я ОТВЕТИЛ:
ВО, ФУТБОЛ!
Произнесите предложение, сказанное каждым персонажем стихотворения, выражая голосом разное отношение к футболу.
Тетя: «Фи, футбол!» - с пренебрежением.
Мама: «Фу, футбол!» - с раздражением.
Сестра: «Ну, футбол!» - с безразличием.
Мальчик: «Во, футбол!» - с восторгом, восхищением.
Прочитайте стихотворение еще раз по ролям.
5. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Этот пальчик -я»
ЭТОТ ПАЛЬЧИК – ДЕДУШКА,
ЭТОТ ПАЛЬЧИК – БАБУШКА,
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ПАПОЧКА, ЭТОТ ПАЛЬЧИК – МАМОЧКА,
ЭТОТ ПАЛЬЧИК – Я,
ВОТ И ВСЯ МОЯ СЕМЬЯ.
(Пальцы сжаты в кулак. Отгибается сначала большой палец, затем указательный, средний, безымянный и мизинец.)
6. Проведение линии посередине листа по опорным точкам, написание на линии фигур круглой формы «Мячи»
7. Итог занятия.