Марина Трамбовецкая
Конспект НОД в старшей группе «Удивительные свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить знания детей о воде. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Задачи:
Образовательные: Расширить представления детей о свойствах воды,
Учить детей проводить несложные опыты с водой. Учить отгадывать загадки.
Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Удивительные свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
мышление, внимание,память, любознательность,способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, круговорот воды в природе.
Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.
Материал: для опытной работы- зеркала, Халаты, шапочки, пластиковые стаканы по 2 шт. (с надписью 1,2) салфетки, камешки, пуговицы, блюдца, кусочки льда. Ароматизированное масло, ложечки. Презентация.
Методические приемы: Организационный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка (игра – импровизация) анализ, подведение итогов.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие: ознакомление с миром природы; развитие познавательно – исследовательской деятельности», «Социально – коммуникативное развитие: формирование основ безопасности, социализация»
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
6. Наблюдение за водой на прогулке.
Ход НОД:
Дети входят в группу.
Воспитатель:
— Доброе утро я вам говорю,
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься.
Слушать внимательно, ума набираться.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в нашу лабораторию. Кто работает в лабораториях? (ученые). Что они делают в лабораториях? (проводят опыты) Но чтобы узнать тему нашего исследования, нам надо разгадать загадки, которые я вам приготовила.
Вот первая загадка. Закройте глаза. Сейчас я вам что- то положу в ладошку, а вы крепко ее зажмите и отгадку не говорите, держите в секрете («в кулачке»).
(Положить каждому ребенку в ладошку кусочек льда).
- Вот вторая загадка — звуковая. Послушайте внимательно. (Шум морского прибоя, всплеск волн). Запись.
- А сейчас скажите мне: что было у вас в ладошке и что за звуки вы услышали? О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (ответы детей).
- Да, верно, это был кусочек льда, который в ваших ладошках быстро превратился в воду и звуки морского прибоя вам тоже знакомы. Сегодня будем продолжать опыты с водой и исследовать ее свойства.
-Проходите в нашу лабораторию, садитесь за столы. Не забывайте правила безопасности при работе: - аккуратно пользуйся емкостью для воды, своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, вытирайте разлившуюся на стол воду салфеткой.
-Послушайте стихотворение, которое приготовил нам Ярослав.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить.
Воспитатель: - А вы ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды? (ответы детей). Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).
Опытно-исследовательская деятельность.
-Скажите, а есть ли жидкость в человеке? Что же доказывает, что в каждом из нас есть вода? (ответы детей).
- Да, я с вами полностью согласна, это и слезы, слюни, пот, кровь. А чтобы еще раз убедиться в этом, мы проведем с вами опыт.
1. Опыт.
- Возьмите в руки зеркальца, подышите на них приоткрытым ртом и сразу дотроньтесь пальцем до зеркала. Что вы чувствуете? (ответы детей).
- Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода и при дыхании он её теряет.
2. Опыт.
- А как вы думаете, у воды есть вкус?
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
- А теперь в другой стаканчик с водой добавьте сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая).
- А если мы добавим в воду соль. Какая она будет на вкус?
(солёная).
- А теперь снова попробуйте воду в стаканчике с №1. Есть ли у неё вкус? Какой вывод мы можем сделать? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса)
Воспитатель:
- Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
- А как вы думаете, имеет ли вода запах? Давайте проверим.
3. Опыт «Вода не имеет запаха»
Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей)
Теперь я добавлю вам в стаканчик капельку ароматизированного масла, а вы перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? Чем она пахнет (вода изменила запах).
Вывод: вода не имеет запаха.
4. Опыт
Воспитатель:
- Ребята, что обозначает слово «прозрачный»? (ответы детей) Перед вами набор мелких предметов: пуговицы, камешки.
- Докажите, что вода стоящая перед вами в стакане, прозрачная.
- Опустите предметы в стакан с водой. (Дети бросают в воду предметы, они видны.)
-Загляните в стакан. Что вы видите в нем?
- Значит какая вода? (прозрачная). А может вода поменять цвет? А как мы можем поменять?
5. Опыт
- А теперь давайте перельём воду из стакана в «блюдца». Обратите внимание. Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды. – Значит, что мы можем сказать о форме воды? Вывод: вода не имеет формы.
- А какое свойство воды мы использовали, что бы провести этот опыт? (вода жидкая и может литься, течь и принимать форму того сосуда в который мы ее налили.)
Физкультминутка Сказка про капельки». (игра-импровизация)
- А теперь мы с Вами поиграем.
Я буду - мама Тучка, а вы - дети – Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
6. Опыт.
А сейчас я вам предлагаю посмотреть мультфильм «Круговорот воды в природе»
ВЫВОД: Посмотрите на экран. Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – это дождь, зимой – снег.
Так происходит круговорот воды в природе.
Итог: - Ребята, наше исследование подходит к концу. Что интересного мы сегодня с вами узнали? Какими же свойствами обладает вода?
(вода прозрачная, бесцветная, без вкуса, без запаха, текучая, без формы.
А так же, как происходит круговорот воды в природе.)
- Сегодня вы были настоящими учеными. Удачно провели все опыты. И в группе вас ждет награда.