Наталья Каусова
Конспект НОД в старшей группе по экологии на тему «Юные друзья леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы №3 МДОУ «Детский сад №1» по экологии на тему : «Юные друзья леса».
Подготовила:
Каусова Наталья Николаевна, воспитатель.
г. Энгельс, 2020 г.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по экологии на тему „Юные друзья леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель:
- Создать условия для познавательного развития детей через закрепление представлений об экосистеме леса.
Образовательные задачи:
-Уточнить и расширить представления о лесе и его обитателях.
- Показать взаимосвязь, взаимодействие человека и природы.
- Систематизировать знания детей о правилах поведения в лесу.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей.
- Формировать связную речь и умение анализировать.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать у детей интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к ней.
Материал и оборудование: слайд с изображением осеннего леса, музыкальная запись «Музыка осеннего леса», слайды с изображением деревьев, слайд с изображением экологических знаков «Поведение в лесу», набор карточек с изображением диких животных, набор карточек с изображением птиц перелетных и зимующих, клей, заготовки детских ладошек для выполнения коллективной картины в технике «коллаж».
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и беседа о лесе с детьми. Чтение художественной литературы, загадок о диких животных, птицах.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Дети образуют круг. Беседа о времени года осень.
-Ребята, вспомните, пожалуйста, какое время года сейчас? (Осень).
-Ребята, я вам предлагаю образовать круг и поздороваться друг с другом.
Послушайте это стихотворение:
Воспитатель читает стихотворение С. Погореловского:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
2. Основная часть.
Воспитатель: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая с великими сокровищами. И сохранять природу значит сохранять Родину».
Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес:
- Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
(Ответы детей) :
- Лес – это наше богатство!
- Лес – лес это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
-. Лес – это дом для зверей и птиц.
- Лес это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
-. Лес – это: орехи, ягоды, грибы.
Воспитатель: Да, ребята, все правильно, с ранней весны и до поздней осени в лесах, цветет много цветов – 1 этаж экосистемы лес, произрастают разнообразные кустарники – это 2 этаж леса, и, наконец, самый высокий 3 –ий этаж - деревья.
Я предлагаю вам сыграть в игру, которая так и называется «Этажи леса».
Я буду называть по очереди дерево, кустарник или цветок, а вы по названию определяете, к какому этажу он относится. Если это цветок - 1 этаж, самый низкий, вы приседаете, если кустарник – руки в стороны в ширину, а если дерево – руки вверх, самый высокий 3-ий этаж. Играем, внимание!
(1 этаж, цветы: ромашка, незабудка, василек, одуванчик;
2 этаж, кустарники : лесная малина, шиповник, лесная смородина, можжевельник;
3 этаж: ель, дуб, сосна, клен, рябина, липа).
Воспитатель: Молодцы, ребята! С вами можно отправляться в путешествие в лес, но не в обыкновенный, а в волшебный лес. Вы согласны? Ответы детей (ДА).
Воспитатель: произносит волшебные слова: «Вокруг себя ты обернись, в лесу волшебном очутись!»
(Звучит музыка леса, на экране слайд осенний лес.)
-Ой, что –то шуршит, кто же к нам спешит? (появляется старичок –Лесовичок)
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я очень рад видеть вас в нашем волшебном лесу. Но чтобы подружиться поближе с лесом и его обитателями, нужно выполнить задания из моего волшебного сундучка. Вы готовы! Ответы детей (ДА)
Воспитатель: Ребята а для того чтобы было интересно и весело, мы разделимся на две команды таким образом: каждому из вас нужно подойти по очереди ко мне и выбрать себе фигуру (раздает детям фигурки 2 х елочек, ягод и грибочков).
Дети делятся на команды: «Ягодки» и «Грибочки», кто выбрал елочку, тот- капитан команды.
1 задание Лесовичка: игра «Узнай дерево»
- Узнайте по описанию знакомые вам деревья и найдите их на картинке.
1. Это самое любимое, родное для каждого человека дерево. Его можно назвать символом нашей Родины. Красавица эта, белоствольная, с зелёными летом и золотыми осенью кудрями. /берёза/
2. Это громадное дерево. У него толстый ствол с извилистыми сучьями, образующими широкий шатёр листвы. Кажется, что стоит русский богатырь. /дуб/
3. Это аккуратное, изящное дерево. Оно не сбрасывает осенью свои хвоинки, а в Новый год радует нас своим убранством. /ель/
4. Любимое место этого дерева – берега рек. Оно так и тянется к воде, склоняя над ней в глубоком поклоне свои «плакучие» ветки. /ива/
5. Настоящая красота дерева раскрывается в начале осени, когда раскраснеется оно от обилия ягод. Огнём загорятся их грозди на фоне изящных, как пёрышки, листьев. Стоит дерево нарядное, словно румяная невеста. /рябина/
6. Дерево очень неприхотливо, хорошо растёт в тени, и на скудных почвах. Осенью никто не может с ним сравниться по красоте. Листья у него красные, жёлтые, багряные, зелёные, оранжевые. /клён/
ФИЗМИНУТКА «Деревья».
Во дворе растет сосна,
к солнцу тянется она.
(Дети поднимают руки и тянутся вверх)
Вырос тополь рядом с ней.
Хочет стать еще длинней.
(стараются подпрыгивать повыше)
Ветер сильный налетал,
враз деревья раскачал.
(наклоняются в разные стороны)
Гнуться ветки взад – вперед.
Их качает ветер, гнет.
(делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Будем с ними приседать —
1, 2, 3, 4, 5.
(приседают)
Отдохнули от души
и за парты мы спешим.
(садятся на свои места).
-Лесовичок: Молодцы, ребята! Обе команды знают деревья! А на деревьях в лесу кого вы можете увидеть? Ответы детей (Птиц).
Воспитатель: Правильно, в лесу живут птицы. А зимой все птицы остаются с нами зимовать, или некоторые улетают? И почему, как вы думаете? (Ответы детей).
- Правильно, ребята, птиц можно разделить на две группы : перелетные и зимующие.
Лесовичок: Верно, ребята, в моем сундучке 2 -ое задание: помогите птичкам разделиться на зимующих и перелетных: у каждой команды на мольберте изображения 5-ти птиц, перелетных птичек вы отмечаете желтым кружком (с солнышком, а зимующих птичек – синим кружком (со снежинкой). Выигрывавет та команда, которая меньше всего или совсем не ошибется.
Воспитатель: дети, вы готовы? Игра «Зимующие и перелетные птицы».
Лесовичок: Молодцы обе команды! Любите помогать птицам? Ответы детей (ДА). Значит, справитесь с 3-им заданием из волшебного сундучка: нужно отыскать спрятанные в веточках зернышки, чтобы накормить зимующих птиц.
Воспитатель объявляет игру «Покормим птиц».
Лесовичок: Для этого каждой команде я приготовил миску с «веточками», в которой спрятаны «зернышки». Та команда, которая найдет большее количество зернышек в миске- выигрывыает (за каждое зернышко – 1 балл). У каждой команды одинаковое количество спрятанных зернышек.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все старались! А кроме птиц, кто же еще живет в лесу? Ответы детей. (Лесные звери).
Лесовичок предлагает детям еще одно 4 задание:
- А вот я и проверю, хорошо вы умеете отгадывать загадки о животных.
Конкурс загадок о лесных животных (медведь, лось, белка, заяц, еж, волк).
Лесовичок: Ребята, какие вы все молодцы, подружились со всеми обитателями леса, помогли птицам найти корм. Но дерево, цветок и птица не всегда умеют защититься. Как же быть?
Воспитатель: Лесовичок, не волнуйся, ведь человек стоит на страже природы. Ребята знают о правилах поведения в лесу. Ребята, давайте расскажем их.
На экране демонстрируется слайд с изображением экологических знаков – правил поведения в лесу).
Игра «Если я приду в лесок».
• - Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет).
• - Если съем я пирожок, выброшу бумажку? (Нет).
• - Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да).
• - Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да).
• - Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет).
• - Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет).
• - Если мусор уберу, банку закопаю? (Да).
• - Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да).
Лесовичок: Молодцы обе команды, мне понравилась наша встреча, и как дружно вы выполняли мои задания! За это я дарю каждому эмблему «Друзья леса» и в знак нашей дружбы зеленые и голубые воздушные шарики! Спасибо, вам друзья! До новых встреч!
Воспитатель: И тебе, дорогой Лесовичок, мы с ребятами в знак дружбы хотим подарить вот такой коллаж, выполненный совместно (коллаж с изображением планеты Земля и детских ладошек).
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Сейчас я произнесу волшебные слова, и мы окажемся в нашем детском саду.
«Вокруг себя ты обернись, глаза закрой и улыбнись!»
(музыка осеннего леса).
Мы попали с вами в наш детский сад!
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вспомнить, куда мы сегодня путешествовали? Ответы детей (в волшебный лес) С кем познакомились? (с Лесовичком) Что интересного рассказали Лесовичку, в какие игры играли?
Если понравилось заниматься поднимите свои воздушные шарики вверх, а если нет - спрячьте их за спину.