Ольга Целовальникова
Конспект НОД в рамках коррекции звукопроизношения у детей подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [Р]-[Р’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно организованной деятельности в рамках коррекции звукопроизношенияу детей подготовительной к школе группе по теме :
«Дифференциация звуков Р-Рь»
Цели:
Уточнить правильное произношение звуков «Р», «Р’», учить давать акустико-артикуляционную характеристику этим звукам.
Публикация «Конспект НОД в рамках коррекции звукопроизношения у детей подготовительной к школе группы „Дифференциация звуков [Р]-[Р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Темочки
Закреплять понятия «звук», «буква», «слог», «слово»; «согласный звук»
Упражнять в навыках звукобуквенного анализа.
Закрепить связь звука и буквы Р.
Развивать фонематическое восприятие, используя метод наглядного моделирования.
Развить артикуляционную, мелкую, общую моторику и координацию движений, память, внимание.
Сформировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно-вибрационный контроль.
Воспитывать усидчивость, уважение к товарищу.
Задачи:
1. Организовать рациональную двигательную активность на занятии: мимическая, пальчиковая гимнастика, физминутки.
2. Применять психологические и психопрофилактические средства и методы, включающих в себя психогимнастику: игры и упражнения со звуками для развития эмоциональной сферы, тренинги для устранения отрицательных эмоций и снятия невротических состояний, музыкоте-рапию.
3. Создавать благоприятный психологический климат с преобладанием положительных эмоций.
Оборудование: предметные картинки, наборы для составления схем, разрезные кассы букв, мультимедийный проектор, презентация к занятию, предметные картинки, шляпа факира, игрушками, в названии которых есть звуки Р. Рь.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Планируемые результаты: умеет правильно артикулировать и давать характеристику звукам «Р, Рь», умеет показывать различные эмоции, умеет проговаривать стихотворение и одновременно выполнять движения, умеет определять позицию звука в слове, владеет навыками элементарного звукового анализа, умеет делить слова на слоги, правильно понимает и употребляет предлоги.
Методы и приё мы: словесные, наглядные, практические.
Оргмомент:
Л. - Ребята давайте поприветствуем друг друга и наших гостей:
Приветствие с элементами логоритмики:
Я здороваюсь везде (ладони на груди)
Дома и на улице (руки над головой и в стороны)
Даже «Здравствуй» говорю (руки на пояс)
Я знакомой курице. (руки на поясе движения локтями)
-Здравствуй солнце золотое (одна рука вверх)
-Здравствуй небо голубое (другая рука вверх)
- Здравствуй легкий ветерок (движение кистями поднятых рук в стороны)
- Здравствуй маленький дубок (присесть, руки соединить над голо-вой)
- Здравствуй утро, здравствуй день (одна рука вверх, другая)
-Мне здороваться не лень. (руки на груди, затем развести)
Л. - Сегодня нас ждет встреча с двумя удивительными клоунами, зовут их Рома и Рима. Назовите первый звук в слове Ром, Рим (Р и Рь).
Вы, конечно, догадаетесь, кто из них Ром, а кто Рим, если посмотрите на колпачки. (Слайд №1)
Дети дают характеристику звуков.
Л. -Какой звук «Р» гласный или согласный?
Д. : Согласный; твердый, звонкий.
ЗВУК РЬ : согласный, мягкий, звонкий.
Л. - Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки «Р-РЬ»
Игра «Четвертый лишний» (Слайд №2)
Л. - Определите, пожалуйста, какая картинка лишняя?
(на слайде появляются изображения предметов, в названии которых есть звуки Р,Рь)
Д. Определяют и объясняют свой выбор.
Л. -Сегодня у клоунов необычный день. Сегодня день рождения Рома и Рима. (Слайд «3-4)
И я хочу сообщить вам замечательную новость: мы с вами тоже приглашены на праздник.
Какие чувства вы испытываете, узнав эту новость, какие эмоции будут на вашем лице
Дети изображают радость, улыбку, удовольствие.
И так, друзья, собираемся в путь.
Л. –А поедем мы в цирк на машине.
Игра «Мотор» (изолированное произнесение звука «Р»)
Дети сгибают руки в локтях перед собой и произносят звук «Р» на долгом выдохе.
Л. - вот мы подъехали к цирку, а он закрыт
Пальчиковая гимнастика
На двери висит замок
Кто его открыть бы мог?
Постучали, покрутили,
Потянули и открыли.
Л. -Мы вошли в цирк, но для того чтобы пройти на представление нам нужны билеты.
- Возьмите картинки - билеты, определите, какой звук в названии Твердый или Мягкий и займите место, согласно вашим билетам: если в слове звук твердый – на стульчик с синим квадратом, если мягкий – с зеленым квадратом. (Слайд №5)
(дети берут картинку, называют предмет, определяют твердостый звук или мягкий и садятся на места)
Л. - Представление начинается.
Определение позиции звука в слове (Слайды №6-10).
Наших клоунов встречают цирковые артисты. Назовите их и определи-те место звука в словах
Дети дают полные ответы.
В слове «акробат» звук «Р» твердый, находится в середине слова и т. д.
Воспроизведение слоговых рядов (Слайд №11)
Л. - Какое же представление без музыки. Я предлагаю вам поиграть на трубе: ра –ря ра -ря;
На скрипке :ря-ря-ри; ри-ри-ря;
На гитаре: трям – трям – трам - трям, ;
На гармошке три – тры – три - тры.
Отбор картинок на звуки Р,РЬ (слайд № 12)
Л. : Конечно, на дне рождения нельзя обойтись без подарков. Ром и Рим тоже их получили. Посмотрите, какие красивые коробки для подарков. Как их можно назвать? (подарочные).
Сейчас мы узнаем, что подарили Рому и Риму
Дети дают полные ответы
Барабан подарили Рому, потому, что в этом слове звук Р-твердый.
Ирисы подарили Риму, потому, что в этом слове звук Рь.
Деление слов на слоги (слайд № 13)
Л. : Ну, какой же день рождения без угощений. А что подавали к праздничному столу, мы узнаем, если разделим слова на слоги.
(Дети делят слова на слоги с помощью хлопков)
Д. : В слове пряники,три слога и т. д.
Л. : Какое самое длинное слово? Какое самое короткое?
Л. – А сейчас выступает жонглер! Ребята, у жонглера рассыпались ша-рики, помогите составить слова из них. (слайд № 14-17)
Дети составляют слова береза, радуга
Л. –Антракт. Ребята, клоуны приглашают н, отдохнуть. (слайд №18)
Психогимнастика:
Я могу быть веселым (улыбнуться)
могу удивляться (удивиться)
вот возьму и загрущу «У (огорчение, потереть глаза кула-ками)
и опять удивлюсь «АХ» (удивление, плечи поднять)
и чего-то испугаюсь (сесть на корточки, руки на голову)
и опять развеселюсь! (радосто раскинуть руки встороны)
Веселюсь я потому (хлопки в ладоши)
Всех вас очень я люблю! (обнять себя)
Л. Садимся на места, представление продолжается.
Поздравить клоунов спешит угадайте кто? 9слайд № 18-19)
Загадка
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу.
Д. - Курица
Л. - Правильно. Откройте коробочки, составим схему слова, курица.
(Дети обозначают на схеме слово, количество слогов, определяют по-следовательность звуков и выкладывают слово из букв)
Составление предложений с предлогами. (слайд №20)
Л. - Кто это рычит? Вы догадались, кто будет вы ступать следующим номером нашей программ - дрессированный пес Рэкс! Посмотрите, что он умеет делать?
Составьте предложение с маленькими с предлогами.
Д. ответы детей
Рэкс подбежал к зеркальному шару.
Рэкс запрыгнул на зеркальный шар.
Рэкс спрыгнул с зеркального шара.
Рэкс обежал вокруг зеркальный шар. И. т. д.
Ига «Фокусники» Один-много
Л. - Ребята, давайте выйдем на арену и побудем тоже фокусниками.
Произносим волшебные слова, достаем из цилиндра предмет, называем его так, чтобы стало много.
Д. - Зебра- много зебр
Леопард - много леопардов
Тигр - много тигров. И т. д.
Итог занятия. (слайд №21-22)
Л. -Что ж, ребята настало время нам расставаться, давайте вспомним, что мы делали на занятии. Что вызвало у вас затруднения? А что удалось лучше?