Голикова Оксана
Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Где вода, там и жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Воспитывать у детей бережное отношение к воде; формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов; учить детей проводить несложные опыты, умение анализировать, развивать речь.
Оборудование: Аудиозапись плеска воды. Вода в стаканах, лёд, чайник с кипятком. Картинки с изображением леса и пустыни. Ёмкости с песком, солью. Фильтр бытовой, фильтр водопроводный.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций,
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию „Где вода, там и жизнь“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Ход занятия.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить.
Воспитатель: сегодня мы с вами отправимся в путешествие. И, поскольку нам предстоит плыть по реке, давайте выберем один из видов водного транспорта. Какой водный транспорт вы знаете?
Дети: пароход, лодка, яхта, катер, катамаран т. д.
(звучит музыка прибоя)
Воспитатель: Закройте глаза и послушайте, как плещется вода за бортом. Нас ждёт путешествие с несколькими остановками, вот и первая пристань. Как она называется?
Дети: (читают) Пристань «Где вода – там и жизнь»
Пристань «Где вода – там и жизнь»
Воспитатель: Для чего мы ежедневно используем воду?
Дети: Пить, купаться, цветы поливать, кушать готовить и т. д.
Воспитатель: Почему нужно поливать комнатные растения?
Дети: Они без воды погибнут.
Воспитатель: как вы думаете, сможет ли человек прожить без воды?
Дети: нет, человек может умереть без воды.
Воспитатель: все, верно, всему живому, в том числе растениям и животным нужна вода. Без неё всё гибнет. Взгляните на эти две картинки. Так выглядит пустыня (демонстрация картинки, где нет воды, а вот так выглядят берега реки или озера.
И так, мы с вами выяснили, что для жизни человека вода имеет очень важное значение. А откуда вода появляется в водопроводном кране?
Дети: Из реки.
Воспитатель: Верно, вода из рек попадает по трубам через водозаборник, затем в водоочистные сооружения, там она очищается, становится питьевой. Уже тогда по водопроводным трубам попадает к нам.
А вы знаете, что на нашей планете Земля много воды, но не вся она пригодна, - растительному, животному миру и человеку нужна вода только пресная. Какая это вода?
Дети: вода, которая в реках озёрах, без соли.
Воспитатель: Правильно, пресная вода – это вода без солей. А в морях и океанах она солёная и употреблять её человеку не возможно, поэтому люди берут воду из рек, озёр, подземных скважин. А теперь давайте посмотрим на глобус. Сколько у нас рек, озёр и сколько морей и океанов? Какой воды на нашей планете больше – пресной или соленой?
Дети: Пресной – меньше, солёной – больше.
Воспитатель: верно, пресной воды меньше. Давайте вспомним, как вы дома и в саду используете воду. Плотно ли закрываете краны за собой?
Дети: да, закрываем, экономим. Не всегда закрываем.
Воспитатель: так давайте обращать внимание на воду. Если вы увидели, что с крана капает вода – закройте. Знаете ли вы, что если оставить на ночь капающий кран, то за это время вытекает в никуда более 10 литров воды. Так давайте, будим бережнее, относиться к воде дома и в саду.
Воспитатель: Ой, а кто это?
Дети: это капелька воды.
Воспитатель: капелька пришла к нам не просто так, а подготовила рассказ.
- Жил, был, маленький ручеёк. Бежал он среди лесов, лугов. На пути он встретил незнакомца, очень похожего на него.
- Ты кто? – спрашивает он. – Я ручеёк, а ты кто? – и я ручеёк. – Отвечает наш ручеёк. Давай дружить, и потечём вместе. Так, воды многих ручейков слились в одну большую и красивую реку. Катит она свои воды многие километры, по пути щедро даря воду всему живому.
Пришёл человек к реке, залюбовался её чистыми водами и попросил реку поделиться своими дарами.
Поделилась река с человеком водами и дарами своими. И сделал человек водопроводы. Вот так и попала я капелька к вам.
Воспитатель: Ребята, так как же образуются реки?
Дети: Они образуются от ручейков.
Воспитатель: реки образовываются так: сперва, где – то из под земли бьёт ключ (родник, от родника образуется ручей, а потом и река образуется при слиянии нескольких ручьёв.
Воспитатель: ребята, давайте с собой в путешествие капельку возьмём.
Дети: Давайте.
Воспитатель: А мы отправляемся дальше. Вот и следующая пристань. Как она называется? Давайте прочтем вместе.
Пристань «Лаборатория»
Воспитатель: и так, пристань – «Лаборатория». Здесь мы немного больше узнаем о воде и проведём несколько опытов.
(перед детьми на столе стаканы с водой)
Воспитатель: Ребята, перед вами стаканы с водой. Возьмите каждый по стакану. Посмотрите, понюхайте, попробуйте и ответе, имеет ли вода запах, цвет, вкус?
Дети: нет не имеет.
Воспитатель: как вам уже известно, вода бывает в трёх состояниях, в каких, кто мне подскажет?
Дети: твёрдое, жидкое и газообразное (газ).
Воспитатель: Верно, твёрдое, жидкое и газообразное. Если посмотреть на воду в микроскоп, то увидим, что вода состоит из маленьких частиц, которые я изобразила в виде человечков.
(Вывешивание на фланелеграф схем)
- Это частицы в жидком состоянии воды. Здесь человечки стоят спокойно с вниз опущенными руками.
Вспомните, какие вы знаете жидкости?
Дети: Чай, молоко, река, море, кофе т. д.
Воспитатель: Верно, молодцы. Так как же у нас стоят человечки в жидкости?
Дети: спокойно с вниз опущенными руками.
Воспитатель: Посмотрите, что это у меня в тарелке?
Дети: лёд.
Воспитатель: Что такое лёд?
Дети: замёршая вода.
Воспитатель: А лёд – это, какое состояние воды?
Дети: Твёрдое.
Воспитатель: В этой замёршей воде также есть частицы, где они крепко – крепко держаться за руки. Посмотрите на схемы с человечками.
(на фланелеграф помещается схема)
- Посмотрите, человечки очень крепко держаться за руки друг друга.
Что ещё бывает твёрдым?
Дети: Камень, стол, стул, дерево т. д.
Воспитатель: верно, как стоят человечки в твёрдом состоянии?
Дети: Руки человечков крепко держатся.
Воспитатель: Посмотрите, что поднимается у меня из кружки?
Дети: пар.
Воспитатель: какое это состояние воды?
Дети: газообразное. (пар)
Воспитатель: Верно, в таком состоянии тоже живут частицы. Они очень – очень быстро перемещаются, поэтому пар разлетается. Посмотрите на схему с человечками.
(на фланелеграф помещается схема)
- Посмотрите, человечки в движении.
А что еще так можно изобразить?
Дети: Дым.
Воспитатель: А сейчас мы поработаем с этими схемами. С помощью схем можно изображать не только воду, но и различные предметы. Я буду показывать вам картинки, а вы должны отыскать соответствующую схему с человечками и прикрепить картинку возле схемы.
-камень – лужа – облако
- сосулька – стакан с чаем – кружка с паром.
(дети подходят, выбирают картинки и прикрепляют рядом с нужной схемой).
Игра «Три состояния»
Воспитатель: Я буду называть различные состояния веществ, объектов, а вы должны будете их изобразить.
- река – пар – дым из трубы
- камень – стол – лед – туман.
Воспитатель: А сейчас проведем несколько опытов. Давайте насыплем соль в стакан с водой и размешаем. – Что произошло с солью? Куда она исчезла?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель: Верно, соль в воде растворяется. Попробуйте, раствориться ли песок в воде? (опыт с песком).
Дети: Нет, не растворяется.
Воспитатель: Какая грязная вода получилась. Капелька, а ты бы смогла жить в такой воде?
Капелька: Нет.
Воспитатель: А очистить воду можно вот так. Берем марлю и складываем ее в несколько слоев – это получится фильтр для очистки воды. Затем процеживаем воду.
- Посмотрите, что у нас осталось на фильтре?
Дети: Мусор.
Воспитатель: Какая стала вода?
Дети: Чистая без мусора.
Воспитатель: А сейчас мы будем очищать от мелкого мусора. Для этого между слоями марли кладем вату, она соберет весь мусор.
(Воспитатель вместе с детьми проводит опыт по очистке воды от мусора).
Воспитатель: Посмотрите, какая вода у нас получилась
Дети: Чистая.
Воспитатель: Такую воду можно пить?
Дети: Нет, Да.
Воспитатель: А какую воду можно пить?
Дети: Кипяченную.
Воспитатель: Верно, кипяченную. А еще есть специальные фильтры, выпускаемые заводами. (Воспитатель показывает фильтры). А еще чистая вода бывает в минеральных источниках, она очень полезная для нашего организма.
- Ребята, капелька приготовила вам сюрприз, принесла воду из минерального источника и просит вас попробовать. (Капелька угощает детей минеральной водой).
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к завершению. Пора возвращаться в детский сад.
Капелька: Ребята, перед тем как вы вернетесь в детский сад, ответьте мне на мои вопросы.
- Где я могу быть в жидком состоянии?
Дети: Вода, чай, компот.
Капелька: Где я могу быть в твердом состоянии?
Дети: Лед, сосулька.
Капелька: Где я могу быть в газообразном состоянии
Дети: Пар.
Воспитатель: Все верно, пора возвращаться в детский сад. Конечная!