Екатерина Елисеева
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Вода и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.
на тему: «Вода и ее свойства»
подготовил воспитатель I кв. категории
Елисеева Екатерина Сергеевна
Образовательная область: Познание, речевое развитие.
Цели: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Вода и ее свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Задачи:
Образовательные:
ознакомление детей со свойствами воды:
- у жидкой воды нет формы
- вода не имеет запаха
- вода не имеет вкуса
- вода прозрачна
- вода бесцветна
- вода растворитель
Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека.
Развивающие:
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
- закреплять умение работать с прозрачной пластиковой посудой и трубочками (соломинки для коктейля).
- закреплять умение работать с незнакомыми и знакомыми растворами, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
- развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Вовлекать детей в беседу, стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем (слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос, слушать пояснения педагога);
развивать способность анализировать, сравнивать, классифицировать. Устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;
активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Воспитательные:
- соблюдать аккуратность при работе.
- умение работать в группе, сообща.
- умение договариваться и учитывать мнение партнера.
- сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
- прививать бережное отношение к воде.
Материал и оборудование опытной деятельности:
Прозрачные пластиковые стаканчики, пластиковые трубочки (соломинки для коктейля, прозрачные пластиковые бутылочки различной формы, пластиковые тарелочки и формочки, предметы круглой и квадратной формы, глобус, мяч-капелька, дидактический материал (карточки с условными обозначениями, учебная магнитная доска, стакан с молоком, ложка, вода, полоски из цветной бумаги, сахарный песок, сок, кофе растворимый, соль, сок лимона.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, о её роли в жизни человека и всего живого.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
3. Чтение художественной литературы по теме «Вода», чтение сказки «Путешествие капельки».
4. Отгадывание загадок по теме.
5. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
Ход занятия:
I Вводная часть
Воспитатель: Ребята посмотрите, кто пришел к нам в гости (мяч-капелька).
Она будет помогать мне сегодня.
Посмотрите пожалуйста, что капелька вам принесла. Что это такое такое?
Дети: глобус
Воспитатель: А что такое глобус?
Дети: Глобус это модель нашей планеты. Земля в уменьшенном виде.
Воспитатель: Ребята посмотрите на глобус. На нем голубой краски, гораздо больше, чем зеленой, коричневой, белой.
А почему? (Ответы детей) Потому что голубым цветом обозначены моря, океаны, озера и реки.
Вода занимает три четверти земной поверхности нашей планеты.
Скажите мне ребята, а какая вода в морях и океанах? (Ответы детей) соленая.
А в реках и озерах, какая вода? (Ответы детей) пресная.
Правильно, пресная вода – это вода без соли.
Человек, какую воду может пить и какой водой может пользоваться? (Ответы детей) только пресной.
Вода полезна и необходима животным и растениям, насекомым и птицам и человеку, без нее не обойтись.
Вода не только поит, она и еще работает на человека:
Добывает ток на электростанциях.
По морям и океанам плывут тысячу рыболовных судов. Вода самая большая и удобная дорога. По ней перевозят грузы и пассажиров.
Где еще человек использует воду? (Ответы детей)
Полив огородов и садов, поливаем комнатные растения, моем машину, для приготовления пищи, стираем, моемся и умываемся, моем посуду, моем полы, окна и тд.
Воспитатель: Без воды не замесить тесто для хлеба. Без воды нельзя сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни лекарства, ни конфеты. Вот она какая вода! Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. А все это стало возможным потому, что человек очень хорошо изучил ее свойства.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с нашей капелькой в игру, которая называется «Какая бывает вода?»
Игра: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос «какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая, талая, дождевая, океаническая, озерная, речная, пресная, святая, лечебная, фильтрованная, кипяченая и т. д.).
II Основная часть
Дети, а где проводят опыты и эксперименты? Правильно в лаборатории.
Сегодня мы с вами станем исследователями, и наша с вами задача будет изучить некоторые свойства воды. Для этого мы проделаем некоторые опыты.
А сейчас пройдем в нашу лабораторию.
Свойство № 1 «Вода - это жидкость»
Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на тарелочку. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и перетекает. (ребенку можно дать два стаканчика, один с водой, другой – пустой, предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.)
Льется вода? Вода растекается? Почему так происходит? Потому что она жидкая, она может течь. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана, не падала бы вниз в водопадах.
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
После опыта дети вместе с воспитателем вывешивают на магнитную доску условное обозначение.
Свойство № 2 «У жидкой воды нет формы»
Предложить ребятам рассмотреть игрушечный кубик. Какой он формы? Изменит ли кубик свою форму, если мы его опустим в стакан, положим на тарелку, опустим в сосуд. Нет, в любом месте он остается кубиком. А как ведет себя жидкая вода? Ребята наливают воду в различные сосуды различной формы. Что происходит теперь?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того сосуда или предмета, в который ее наливали.
Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.
После опыта дети вместе с воспитателем вывешивают на магнитную доску условное обозначение.
Свойство № 3 «Вода не имеет запаха»
Когда мама печет пироги, ароматный запах раздается за дверями квартиры, тонкий аромат издают цветы и духи, а чем же пахнет вода?
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет?
Дети нюхают воду и убеждаются, что вода не пахнет.
Воспитатель: Однако вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Вывод: У воды нет запаха.
После опыта дети вместе с воспитателем вывешивают на магнитную доску условное обозначение.
Свойство № 4 «Вода не имеет вкуса»
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у нее вкус?
Дети: У воды нет вкуса.
Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, а чтобы выразить свое удовольствие говорит: “Какая вкусная вода!”, хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок.
А чем важно нам это свойство, когда вода не сладкая и не соленая, мы можем удалить жажду.
Вывод: У воды нет вкуса.
После опыта дети вместе с воспитателем вывешивают на магнитную доску условное обозначение.
Свойство №5 «Вода прозрачна»
На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Воспитатель предлагает опустить ложку в стакан с водой, другую ложку с молоком.
Воспитатель: Что заметили? В каком из стаканчиков ложка видна, а в каком нет.
Дети высказывают свое мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивается. Вода прозрачная, а молоко - нет
Вывод: Чистая вода прозрачна.
После опыта дети вместе с воспитателем вывешивают на магнитную доску условное обозначение.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Вы ребята хорошо поработали и можно отдохнуть.
Физкультурная минутка:
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим дальше изучение воды.
Свойство № 6 «Вода бесцветна»
Воспитатель: На столе лежат цветные полоски. С их помощью мы определим цвет воды. Приложим каждую полоску и проверим, совпадает ли цвет.
Можно ли сказать что вода синяя, красная, зеленая, белая?
Дети: Ни с одной из этих полосок цвет воды не совпадает.
Вывод: У воды нет цвета. Она бесцветна.
После опыта дети вместе с воспитателем вывешивают на магнитную доску условное обозначение.
Свойство № 7 «Вода растворитель»
Перед детьми 3 стаканчика с водой. В один из них дети кладут сахарный песок, в другой сок лимона, а в третий кофе и размешают ложечкой.
Вещества растворились в воде и при этом вода приобрела запах и вкус того вещества, которое мы добавили.
Вывод: Вода растворитель.
Когда нам нужно это свойство воды: сахар растворяется в воде (пить чай сладкий, порошок растворяется в воде (стирать, гуашь растворяется в воде (рисуем, соль растворяется в воде (при приготовлении пищи).
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте подведем итоги и скажите, пожалуйста, какие свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии?
Дети перечисляют свойства воды.
Воспитатель: Молодцы! Вода – добрый друг и помощник человека. Вода – это основной источник жизни на нашей планете! Всему живому она необходима и без нее не обойтись. И мы должны бережно относиться к ней!
А как мы с вами можем беречь воду?
Дети: Не оставлять без надобности открытыми краны, не бросать мусор в водоем.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какая наша капелька счастливая, она рада тому, что вы сегодня узнали много про воду. Услышала, что вы умеете ее беречь и использовать по назначению. А на прощание она вам дарит маленькую частичку воды. Капельку.
Давайте попрощаемся с капелькой!