Пляскина Наталья
Где вода — там жизнь.
Программное содержание: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учить детей проводить несложные опыты с водой,упражнять детей в чтении, развивать мышление, умение анализировать.
Материал для оборудования: аудиозапись шума прибоя, картинки с разными состояниями воды и способами её использования, вода в стаканчиках, чайные ложечки по количеству детей, соль, песок, фотографии пустыни и леса, табличка с названиями пристаней.
Предварительная работа:
Публикация «Где вода — там жизнь,» размещена в разделах
Чтение отрывка их стихотворения С. Я. Маршака "Вчера и сегодня".
Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:
-Никто по воду не ходит,
Коромысла не берёт.
Стали жить по новой моде-
Завели водопровод.
Разленились нынче бабы,
Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума-
По домам пошла сама!
А бывало, с перезвоном
К берегам ее зелёным
Шли девицы за водой
По улице мостовой,
Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
-Здравствуй, речка, наша мать,
Дай водицы нам набрать!
А теперь двухлетний внучек
Повернёт одной рукой
Ручку крана, точно ключик,-
И вода бежит рекой.
Нынче в людях мало смысла, Пропадает коромысло!
Ход образовательной деятельности:
Педагог предлагает детям отправиться в путешествие.
Педагог: И, поскольку нам предстоит плыть по реке, давайте выберем какой -нибудь вид водного транспорта.
Ребята, какие виды водного транспорта вы знаете?
Что же мы выберем ( ответы детей: пароход, лодка, яхта, катер, катамаран и т. д)
Педагог предлагает детям закрыть глаза и послушать как плещется вода за бортом.
Педагог: Нас ждёт удивительное путешествие с несколькими остановками, что мы знаем о воде.
Первая пристань"Где вода -там жизнь"
1. Для чего мы ежедневно используем воду?
2. Почему нужно поливать комнатные растения?
3. Как вы думаете, сколько дней человек может прожить без воды?
Педагог. Всему живому, в том числе растениям и животным, нужна вода. Без неё всё погибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от трёх до семи). Давайте посмотрим на картинки где у нас изображена пустыня, как же она выглядет? В ней нету воды, а вот так выглядят берега реки или озера (показ картинок). Ну что же, отправимся дальше, за следующим поворотом реки нас ждет ещё одна остановка.
Вторая пристань" Откуда к нам пришла вода?"
Педагог предлагает послушать рассказ капельки.
Жил- был маленький ручеёк. Бежал он среди лесов, луго. Напут встретил незнакомца, очень похожего на него.
-Ты кто?-спросил он.
- Я -ручеёк. А ты кто?
-И я ручеёк, -ответил наш ручей. - Давай дружить и потечём дальше вместе. Так воды многих ручейков слились в одну большую и красивую реку.
Пришёл человек к реке, залюбовался ее чистыми водами и опросил реку поделится своими дарами. Поставил человек насосы, чтобы качать воду из реки и подавать ее в водопровод. Но какой бы ни казалась река чистой человеку, в ней всё равно оставались песчинки, частички ила, грязи. Чтобы избавиться от этих"попутчиков" воды, человеку пришлось построить очистные сооружения, и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь - в наши водопроводные краны. Вот так капелька и попала к вам.
Педагог. В какой долгий и сложный путь проделывает капелька. Она становится драгоценной, так, как дорого обходится человеку. А мы продолжим наше плавание.
Треть пристань"Драгоценная капелька".
Педагог. Давайте вспомним, как мы с вами дома и в детском саду используем воду. Плотно ли закрываем за собой краны, экономим ли воду? Если вы заметите незакрытый кран-закройте его поплотнее. Будьте бережливыми. Берегите драгоценную капельку.
Плывём дальше.
Четвёртая пристань" Исследователи"
Педагог. Мы остановились и теперь познакомимся с водой поближе, проделаем с вами несколько опытов.
Педагог предлагает взять стакан с водой.
Педагог. Посмотрите, понюхайте, попробуйте и ответьте, имеет ли вода запах, цвет и вкус? (Ответы детей).
Педагог. Насыпьте в стакан с водой ложку соли и размешайте. Что произошло с солью? Куда она исчезла?
Проверьте, растворяется ли в воде песок.
Рассмотрите, в каком состоянии бывает вода в природе (рассматривание рисунка).
Закончите предложение: "Вода это -дождь"(пар, град, снег,лёд).
Как доказать, что снег и лёд - это замершая вода?
Продолжим наше плаванье. Вот впереди уже виднеется очередная пристань! Причаливаем.
Пятая пристань"Вредная и полезная".
Педагог. Не всякая вода полезна. Какая вода вредна для здоровья? (Грязная). Как люди заботятся о чистоте водоёмов (они их чистят специальными приспособлениями).
Педагог. Но есть источники с чистой и полезной водой. Это минеральная вода, она очень полезна для нашего организма.
Я предлагаю вам попробовать выпить стаканчик с полезной минеральной водой. (Угощает детей).
На этом наше с вами удивительное путешествие закончилось.