Людмила Демиденко
НОД по познавательному развитию «Какая ты, вода?» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитию в старшей группе
Задачи: Расширять представление детей о значимости воды в жизни человека, Закрепить понятие о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека.
-формировать наблюдательность и любознательность ;
-развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно-следственные связи;
-воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, к водным ресурсам
Публикация «НОД по познавательному развитию „Какая ты, вода?“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Словарная работа: Исследователи, лаборатория, прозрачная, свойства, вещество, пресная, сосуд, утолять жажду, обеззараживание.
Материалы: В-лю: Заготовка Капельки, загадки в капельках, картинки с видом реки, тучи, дождя, карточки с условными обозначениями для приёма «моделирование». Для детей: Пустой стакан-, стакан с водой, стакан с соком, соломки, (на 19 детей, карточки с условными обозначениями для приёма «моделирование»-1 набор на двоих на тарелочке. Картинка - перечеркнутый кран, с капелькой воды, тряпка, салфетки бумажные, лейка, шар, куб, конус, стеклян. сосуды этих форм.
-Ребята, сегодня у нас в гостях Капелька. Она пришла с загадками (дети достают по одной из ведёрка)
1.- Течёт-течёт-не вытечет, бежит-бежит – не выбежит
Д. - Река (В-ль крепит капельку с загадкой на доску) (картинку реки)
2. Пушистая вата плывёт куда-то. Чем она ниже, тем дождик ближе. (крепит каплю с загадкой и картинку – тучу)
Д. – Туча.
3. –Люди ждут меня, зовут, а прийду к ним - прочь бегут.
Д. – Дождик. (в-ль крепит капельку и картинку дождя).
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
-О воде.
-Скажите, где в природе можно встретить воду.
-В озере, океане, речке, море.
-А вы знаете, что вода в океане называется океанической. (повтор хором) А в море как называется? А в реке? В болоте? В роднике?
- Какая на вкус вода в море? Её пить можно? А как думаете, вода в реке, роднике, озере какая в отличие от морской? Такая же солёная? Это пресная вода. Повтор. Её можно пить, только необходимо очистить и вскипятить.
-Для чего людям нужна вода?
-Пить, мыть посуду, умываться, купаться, стирать, пищу готовить, тушить пожар.
-А животным нужна вода? Для чего?
-Пить, купаться.
-А рыбам нужна вода? Для чего?
-Они живут в воде. Для рыб вода-это их дом.
-А растениям нужна вода? Для чего?
-Чтоб они росли.
- Как они её получают?
В: Давайте вспомним, как мы сажали фасоль. С чего начинали? (замачивали семена в воде) Какие условия создали для своих семян при посадке? (1 -поместили в тёмное место, 2- без полива, 3- на светлом месте, с поливом) - Что стало с нашими посадками? Что необходимо для роста растений?
Д. Свет, тепло, вода
В: Одним растениям нужно больше воды, другим меньше, третьим всего одна капелька. Но вода необходима любому растению.
- Давайте поиграем. Вы будете семенами цветов, а я хозяйкой. Я сажаю семена в землю. Ярко светит солнышко, на улице тепло. Я беру лейку с водой и поливаю посевы. Семена набухают и начинают потихоньку прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они начинают тянуться вверх. Я ещё поливаю. Вот цветы подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом, свежо и дышится легко и глубоко.
-Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми свойствами воды, потому, что вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Для того, чтобы узнать это, предлагаю вам стать исследователями. Чем они занимаются? Но прежде, чем пройти в нашу лабораторию, давайте вспомним правила.
Очень важно - быть аккуратными;
- не спешить;
- внимательно слушать, поднимать руку
- не толкаться; (проходят за столы со стульями)
Опыт 1- Перед вами 2 стаканчика. Один пустой а во втором что? Попробуйте аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой. Что происходит с водой? У Сергея льётся, у Миши льётся, а у Артёма? Поставьте аккуратно стаканчик с водой в пустой. Придерживайте рукой.
-Почему вода льётся? -Потому что она жидкая. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Повт (знак)
Опыт 2 -Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик.
Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? У меня на столе три разных стеклянных сосуда. Какую форму они напоминают? В-ль просит перелить воду из кувшина в др. сосуд, а из другого - в третий (на столе в-ля) -Вода льётся и принимает форму того сосуда, в который налита. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так, вода не имеет формы. А если зимой в морозную погоду вынести воду на улицу, оставить на некоторое время, как она может измениться? А снег, принесённый с улицы во что превратится? Значит, снег и лёд – это что? (тоже вода)
Опыт 3-Возьмите стакан в руку и понюхайте. Вода пахнет?
-Нет.
-Значит, она не имеет чего? Запаха. (знак) Повтор – Вода не имеет запаха
Опыт 4 -Возьмите соломинку и попробуйте воду. Какая она? Она имеет вкус?
-Нет.
-Возьмите соломинку и попробуйте сок, какой он на вкус.
-Вкусный, сладкий, витаминный. Из чего делают сок? Ваш сок какой на вкус? Из чего сделан? Сок имеет вкус яблока. А вода не имеет вкуса, как вы сказали. Но в жару, когда очень хотите пить, вы пьё те и восхищаетесь: Какая вкусная вода! Правда? Но на самом деле вкуса не ощущаете, вы просто утоляете жажду. И поэтому отмечаем ещё одно свойство-вода не имеет вкуса. (Знак)-повтор детьми.
Опыт 5– вода прозрачная
В обоих стаканчиках стоят соломинки.
В. -Скажите, ребята, в каком из стаканчиков видна вся соломинка, а в каком – нет? Почему? (Потому, что вода прозрачная, а сок – нет) (знак на доску, дети на стол)
-Кто может рассказать о свойствах воды, которые мы узнали из наших опытов.
-Перерыв у исследователей. Физкультминутка.
(Возвращаются за столы).
В. - Ребята, откуда у нас в доме и в детском саду вода? Мы пользуемся водой из питьевого водохранилища, она подаётся на станцию очистки воды, где фильтруется от песка, грязи, обеззараживается от микробов. Инженеры-водопроводчики построили длинный путь к каждому дому, детскому саду, школе, магазину, заводу. Вода по трубам проходит до самых верхних этажей. Много людей должны потрудиться, чтобы очистить эту воду, поэтому к воде надо бережно относиться.
-А что будет, ребята, если вода на Земле исчезнет? (погибнет всё живое).
А вы умеете воду беречь, экономить? Какие правила нам нужно соблюдать?
Давайте предложим нашим гостям послушать советы о том, как беречь воду
ответы детей —
1. Закрывать кран с водой, из незакрытого крана может целая река убежать.
2. Не пускать воду сильной струёй, не играть с водой, которая течет из крана; не оставлять без надобности открытые краны).
3. Набирать воды столько, сколько необходимо.
4. Содержать реки, озёра, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоёмы). Молодцы, ребята, ваши советы очень важны.
А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак (перечеркнутый кран, с капелькой воды) мы повесим в умывальной комнате.
-Что очень важное мы с вами узнали сегодня?
- Сегодня мы узнали, что вода источник жизни, без воды нет жизни на Земле. Вода нужна всем. У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли. Вода-помощница человека. Необходимо ценить чистую воду. Что вам понравилось? Молодцы ребята, сегодня вы хорошо занимались, много узнали о воде. Наше занятие закончено