Алина Жужма
Конспект НОД с использованием ЦОР в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема. «Насекомые»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Задачи.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог.
Обогащать словарный запас признаками и действиями предметов, закрепить в словаре обобщающее понятие “насекомые”.
Закрепить умение согласовывать количественные числительные один, одна с существительными в роде.
Упражнять в употреблении родительного падежа множественного числа существительных.
Закрепить умение выделять начальные звуки из слов и синтезировать из них новые слова.
Совершенствовать умение делить слова на слоги.
Закрепить правильное употребление предлогов и падежных окончаний в речи детей.
Публикация «Конспект НОД с использованием ЦОР в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР, Тема, „Насекомые“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать внимательное отношение к слову; положительную мотивацию к занятию.
Оборудование. Мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук)
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Организационный момент.
На экране появляется слайд с изображением паутины, паука и бабочки, запутавшейся в паутине. Звучит тревожная музыка. Дети подходят к экрану и встают в круг около логопеда.
Логопед. Посмотрите, дети, случилась беда! Маленькая, хрупкая бабочка попала в сети к страшному пауку и не может освободиться. Хотите помочь ей?
Логопед. Надо выполнить сложные задания, и тогда бабочка сумеет выбраться из сетей паука. Вы уверены, что справитесь? Ну, тогда за дело! Сначала отгадайте загадки.
Отгадывание загадок о насекомых.
На экране появляется текст загадки, логопед читает ее детям. После того, как дети отгадают загадку, на экране появляется картинка-отгадка.
В ярком платье модница –
Погулять охотница.
От цветка к цветку летает,
Утомится – отдыхает. (Бабочка)
Жу-жу, жу-жу, я на ветке сижу,
Я на ветке сижу, букву ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (Жук)
Прыгает пружинка –
Зелененькая спина.
С травки на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
Логопед. Кто это, дети, появился на экране? Назовите их одним словом.
Дети. Это насекомые.
Логопед. А каких насекомых вы еще знаете? (Пчелу, муравья, стрекозу и т. д. )
Логопед. Все насекомые собрались на одной полянке, хотите их рассмотреть?
Работа с корректурной таблицей «Насекомые».
Дети рассаживаются около экрана. На экране появляется таблица с насекомыми. Логопед задает детям вопросы по таблице, добиваясь от них распространенных ответов. Вращение картинки указывает на правильность ответа.
- Назовите насекомых в первом (втором, третьем, четвертом) ряду.
- Назовите насекомое в правом верхнем углу.
- Назовите насекомое в левом нижнем углу.
- Кто живет в муравейнике? (Муравьи.)
- Где живет пчела? (В улье.)
- Кто звенит? (Комар.)
- Комар звенит, а жук? (Жужжит.)
- Кто прыгает? (Кузнечик.)
- Кузнечик прыгает, а божья коровка? (Ползает.)
- Кто жалит? (Оса, пчела, шмель.)
- Оса жалит, а муха? (Кусает.)
- А что делает бабочка? (Подобрать как можно больше слов действий, например: летает, порхает, кружится, на цветы садится, ползает и др. )
- Угадай по описанию: она голубого цвета, у нее длинные крылья, большие глаза и маленькие усики, она напоминает вертолет. (Стрекоза.)
- Придумайте свою описательную загадку о пчеле.
Пальчиковая гимнастика.
Дети поднимаются с мест, встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику:
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем.
(Дети сжимают и разжимают пальцы.)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
(Вращают мизинцем.)
Прячьтесь!
(Дети прячут руки за спину.)
Слайд на экране не меняется.
Логопед. Посмотрите, бабочка немного отодвинулась от паука! Значит мы на правильном пути! Продолжим помогать бабочке?
Лексико-грамматические игры и упражнения.
Дидактическая игра «Один-одна».
На экране появляются девочка, мальчик, цифра 1.
Логопед. Ребята, как вы думаете, для чего тут появилась цифра 1 и эти девочка и мальчик? В какую игру нам предлагает поиграть компьютер?
Логопед. Хотите, поиграем? Поиграем и назовем насекомых с числом 1. Вы помните, что с разными предметами мы число 1 называем по-разному – один или одна. К девочке полетят насекомые, про которых говорим одна (к которым подходит числительное о на). К мальчику полетят насекомые, про которых говорим один.
На экране появляются насекомые, которых необходимо проговорить с числом 1. Ребенок должен правильно согласовать числительное с существительным, и определить, к кому полетит насекомое (к девочке или к мальчику).
Дидактическая игра «Один-много».
Логопед. На картинке одна оса, а на полянке много ос. Хотите помочь мне договорить предложения?
- Одна оса – много … (ос).
- Одна пчела – много… (пчел).
- Одна муха – много… (мух).
- Один жук – много… (жуков).
- Одна бабочка – много… (бабочек).
Слайды плавно сменяют друг друга (по клику, а дети помогают договорить предложения, правильно проговаривая падежные окончания слов.
Слайд на экране не меняется.
Логопед. Посмотрите, наша бабочка еще ближе к краю паутины! Какие мы молодцы! Ну, еще немного поможем бабочке?
Физминутка.
Логопед. Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку. Она очень полезна для нашего здоровья.
На экране появляется картинка с изображением зеленого луга. Стоя в кругу, дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.
Я шагаю по лужайке – (Дети шагают на месте. )
Великан в трусах и майке, (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх. )
Сверху ясно мне видна
Вся зеленая страна. (Правая рука «козырьком», смотрят себе под ноги. )
Вот улитка – добрый гномик – (Кладут кулак в кулак. )
На себе таскает домик, (Наклоняются, имитируют движение. )
Вот квартирка для жука – (Приседают на корточки. )
Дырка старого пенька. (Складывают из пальцев кольцо и смотрят в него. )
Вот стоит высотный дом – (Поднимаются, руки над головой треугольником. )
Муравьи хлопочут в нем, (Шевелят всеми пальцами рук. )
Вот цветок ромашки – (Делают из пальцев «цветок».)
В нем живут букашки, (Шевелят всеми пальцами рук. )
Эта славная страна
Вся кругом заселена. (Наклоняются, разводят руки в стороны. )
Е. Серова
Дидактическая игра «Прочитай слово по первым звукам названий картинок».
Логопед. Прочитаем зашифрованные слова? Хотите? А сможете?
На экране появляются картинки:
облако, собака, аист;
майка, утенок, хвост, апельсин.
Дети должны определить первые звуки в названиях этих картинок и сложить из них слова-названия насекомых. Когда дети правильно составят слово, на экране появляется отгадка.
Дидактическая игра «Отгадай, на какой цветок сядут насекомые?»
На экране появляется слайд с изображением мака, лютика и василька.
Логопед. Посмотрите, какие красивые цветы распустились на нашей полянке! Как они называются?
Дети. Мак, лютик и василек.
Логопед. Вы умеете делить слова на слоги хлопками? Давайте прохлопаем в ладоши эти слова по слогам и посчитаем, сколько в каждом из них частей (слогов).
Дети делят слова-названия цветов хлопками на слоги и определяют, сколько в каждом из них слогов. На экране под каждым цветком появляется схема слогового состава слова, а вверху экрана – маленькая муха.
Логопед. Эта муха сядет на тот цветок, в названии которого столько же слогов, сколько и в названии насекомого. Давайте поделим слово «муха» на слоги и узнаем, на какой цветок она сядет.
Затем на экране появляются и другие насекомые. Дети делят слова-названия насекомых на слоги и определяют, на какой цветок они сядут.
Дидактическая игра «Бабочка-путешественница».
Составление предложений по демонстрации действия с использованием простых предлогов.
Логопед. Ребята, вот наша бабочка и освободилась из сетей паука! Мы, все вместе, помогли ей это сделать. Хотите узнать, что бабочка будет делать теперь?
На экране появляется бабочка, которая попеременно садится на цветок, на ветку, прячется под деревом, за грибом и т. д. Дети смотрят на экран и составляют предложения о том, что делает бабочка.
Логопед. Внимательно посмотрите на экран и расскажите, что делает бабочка?
Дети. Бабочка села на цветок.
Логопед. С каким маленьким словом вы составили предложение?
Дети. На.
Логопед. А что теперь делает бабочка?
Дети. Бабочка сидит под дубом.
Логопед. С каким маленьким словом вы составили предложение?
Дети. Под.
И т. д.
Работа в альбомах. Развитие мелкой моторики.
Дети переходят в другую зону групповой комнаты. На столах приготовлены карандаши и альбомы.
Логопед. Посмотрите, бабочка освободилась из сетей паука, и прилетела к вам в альбом. Хотите ее дорисовать и раскрасить?
Рефлексия, подведение итогов.
Логопед. Что вам понравилось? Что было трудно? Почему?