Наталья Зуйкова
Конспект ННОД по произношению в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: «К нам едет новосел»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в стар-шей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи по теме «К нам едет новосел»
Автор конспекта : Зуйкова Наталья Владимировна, учитель-логопед муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 13 «Сказка».
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» :
Публикация «Конспект ННОД по произношению в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: „К нам едет новосел“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Знакомство со звуками «с», «с*», закрепление навыка произношения звуков «с», «с*».
Задачи:
Обучающие задачи: Закреплять знания детей о механизмах образования звуков «с», «с*». Фор-мировать понятия: «звук», «согласный», «глухой», «твердый», «мягкий».
Развивающие задачи: Совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата; развивать кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад; развивать фонематический слух (различать гласный – согласный звук, слышать заданный звук в слове, определять его позицию, выполнять звуковой анализ и синтез открытых слогов); развивать неречевые психические процессы; активизировать словарь; совершенствовать умение построения и проговаривания предложений с противительным союзом А.
Воспитательные задачи: Воспитывать языковое чутье, интерес к содержанию занятия, трудо-любие; умение работать в группе.
В интеграции:
«Физическое развитие» : развитие физиологического и речевого дыхания, снятие физической и психоэмоциональной напряженности, профилактика близорукости.
«Познавательное развитие» : расширение кругозора детей (знание названия птиц, их классификация, поезд едет по железной дороге).
«Художественно-эстетическое» : формирование навыка понимания текста и различения его жанровой формы.
«Социально-коммуникативное развитие» : развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; приобщение к выполнению социальных правил через развитие игровой ситуации «Строим железную дорогу».
Предпосылки УУД:
коммуникативные - умение слушать и слышать обращенную речь, проявлять активность при решении коммуникативных и познавательных задач;
познавательные - использовать наглядные модели для решения познавательных задач, класси-фицировать, осуществлять сериацию на конкретном материале;
регулятивные - умение действовать по заданному образцу и правилам, умение оценивать свои и чужие действия.
Оборудование: настенное сенсомоторное панно «Город красивой речи» : домик для гласных звуков (У,А,И,Э,О,Ы, домик для согласных звуков (справа – М,Л; слева- П,Т,К,Х); картинки на вагончиках паровозика: сокол, сова, сорока, соловей, синица; зеркала, звуковой портрет звука «с» в разобранном виде (шляпка, башмаки); 5 контейнеров с пробками, массаж-ными мячами, шарами, колпачками, карандашами синего и зеленого цветов; символ ударения; молоточки; пазлы (рельсы для паровоза) с изображенными на них предметами: коса, лиса, коле-со, носок, сумка, ананас, гусь, лось, карась, рысь, семерка, осел; домики с указанной позицией звука «с», «с*»; смайлики.
Авторский подход: разработка и проведение занятий по произношению согласно лексических тем; внедрение в практику работы лексико-грамматического подхода; использо-вание авторских пособий (сенсо-моторное настенное панно «Город красивой речи», офтальмотренажер).
Предварительная работа: знакомство детей с гласными, согласными звуками; звуко-буквенный анализ сочетаний из гласных звуков, открытых, закрытых слогов, односложных слов; упражнение в определении места звуков в слове, отработка умения работать в группах.
Вводная часть (мотивационный подготовительный этап).
Учитель-логопед отвлекает детей от игровой деятельности, обращая внимание на сенсо-моторное настенное панно «Город красивой речи».
Вопросы:
- Что вы видите на лесной полянке?
- Какие звуки живут в этих домиках?
- Почему в этом домике все звуки красного цвета?
- Какие звуки расселились в правой стороне домика для согласных? (согласные, звонкие).
- А в левой стороне? (согласные глухие). Значит, звуки могут быть: ….(ответы детей).
Проблемная ситуация, самостоятельная формулировка темы занятия:
- Сегодня в домик для согласных звуков поселится еще один звук. Гласный или соглас-ный? А привезут его: сорока, сокол, соловей, сова, синица. Догадались, какой звук поселиться в домике для согласных слева? С каким звуком будем сегодня играть? («С»).
Но звуку «с» еще нужно добраться до домика. Поможем? А для этого нужно подготовиться.
Приветствие:
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
(дети поглаживают закрытые глаза, открывают глаза, смотрят в “бинокль”, поглаживают уши,
прикладывают ладонь к ушам, поглаживают руки сверху вниз, встряхивают кистями рук,
поглаживают ноги сверху вниз).
Глазки – смотрят? Смотрят!
Ушки – слушают? Слушают!
Ручки – хлопают? Хлопают!
Ножки – топают? Топают!
Основная часть (содержательный, деятельностный этап).
1. Знакомство со звуком «с».
Учитель-логопед обращает внимание детей на домик для гласных и рассказывает сказку: - Жили-были в домиках для гласных веселые звуки. Они умели петь песни. Какую песню поют веселые звуки? (У,А,И,Э,О,Ы). Сколько всего звуков? Назовите первый, второй, третий. А вместе их называют (гласные). У гласных были звонкие голоса. Они пели: УАИЭОЫ. А теперь послушайте, какой звук «пропал» : АИЭОЫ (УАИЭО? (упражнение на развитие фонематического восприятия). Услышал их ручеек, журчит, бежит по лесу и только слышно песенку его водички: с---с.
- Что слышно? Какой звук слышали? Захотелось звуку «с» тоже петь: с---с – потянул звук «с». А громкой песенки не получается (Предлагает взять зеркала, произнести звук «с») : - Пропоем. Поется? Протянем. Тянется? Если тянется, значит, гласный? Почему? Свободно ли выходит воздушная струя?
Работа со схемой-анализом.
Итог: звук не поется, воздушная струя встречает препятствие – это звук согласный. (Выбор зву-кового человечка).
Предлагает проверить, спит ли наш голосок или дрожит?
Итог: Значит, звук глухой. (дети прикрепляют к звуковому человечку цилиндр).
- Мы произносим его сердито : с-с-с – звук «с» твердый. (Дети «надевают» башмачок синего цвета на звукового человечка). Можем ли надеть второй башмачок зеленого цвета? Почему? (Дети доказывают, что у звука «с» есть младшая сестренка – звук «с*».
Детям предлагается, рассказать, что они узнали о звуке «с» - песенке водички лесного ручейка, ориентируясь на совместно составленный портрет звука «с» (Характеристика звука).
2. Произношение звуков изолированно
Учитель-логопед предлагает образовать на лесной полянке много ручейков. Ручейки бу-дут длинные, составленные из звуков. Из чего можно сделать длинные ручейки? (пробки, шары, мячи, колпачки, карандаши, конструктор). Для этого нужно разбиться в команды по 4 человека. Каждая команда должна выложить одну звуковую дорожку слева направо соответственно услышанным звукам, произносимым учителем-логопедом. Для этого нужно хорошо слушать, уметь выполнять работу вместе: все договариваются, один кладет.
Дорожка: С-С*-С-С-С*.
Чтение командой, по одному, чтение указанного в порядке звука.
Гимнастика для пальчиков.
Логопед предлагает поиграть со звуком «с» (работа детей с мячами-массажерами синего и зеле-ного цвета).
Вот согласный глухой звук: с-с-с, с-с-с.
Покатаем между рук: с-с-с, с-с-с.
- У кого в руках твердый звук «с»?
Вот согласный глухой звук: сь-сь-сь, сь-сь-сь.
Покатаем между рук: сь-сь-сь, сь-сь-сь.
- У кого в руках мягкий звук «с*»?
3. Произношение звука в слогах.
Анализ и синтез слогов.
- Плачет и горюет звук «с» : - Ох, какой я невезучий, у меня нет голоса, меня почти никто не слышит.
- Не печалься, - сказал голосистый звук «А». – Мы, гласные, тебе поможем. Только ты должен стоять рядом с нами. Согласен? – Согласен, согласен,- обрадовался звук «с». – Вот и хорошо! За это мы будем называть тебя согласный звук.
Работа на панно: - Встал звук «с», а рядом с ним звук «А». Какая песенка у них получилась? (СА). Что получится, если рядом встанут звуки «С» и «У»? Что получится, если сначала скажу «С», а потом «И»? (Выставляет на панно синий и красный символ). В случае, если дети не уви-дят ошибку, обращает на это внимание.
Учитель-логопед предлагает прочитать получившиеся слоги: СА, СУ, СИ хором, группами, индивидуально.
Учитель-логопед предлагает чтение слогов с ударением на заданный слог.
Выделение «лишнего» слога в ряду. Дети доказывают, почему слог «СИ» «лишний».
Звуковой анализ слога – СИ. - Сколько звуков в песенке СИ? Назови первый. Что знаешь про него? Назови второй? Он какой?
4. Работа с офтальмотренажером.
Учитель-логопед обращает внимание детей на тренажер. Дети следят глазами за движе-нием огонька: - слева – направо; - справа – налево; - с увеличением и уменьшением скорости движения.
5. Произношение звука в словах.
По окончании гимнастики для глаз учитель-логопед предлагает детям отвернуться, быстро поморгать глазами и сказать: Было ли на панно еще что-то кроме огонька? ( иллюстра-ции птиц: сорока, сова, соловей, сокол).
- Какой птицы не хватает? Кто из птиц еще собирался привезти на паровозике звук «с»? Поче-му ей не досталось места? ( В словах: сокол, сова, соловей, сорока звук «с» твердый, а в слове синица звук «с» мягкий).
- Итак, птицы решили помочь звуку «с» добраться до своего домика. И на чем они решили по-ехать? (На паровозике). Но паровозик не может тронуться с места. Почему? (Подвести к версии отсутствия железнодорожного полотна).
Задание: нужно построить железную дорогу: одну линию будут составлять пазлы, в названии которых будет твердый звук «с» в середине слова. Строить ее будут мальчики. Вторую линию будут строить девочки из пазлов с мягким звуком «с*» в конце слова.
Анализ выполненного задания.
6. Произношение звука в чистоговорках.
- Весело стало звуку «с», что он найдет свой домик. Едет он в паровозике и поет песенки (дети договаривают фразу, подбирая рифму) :
- Са-са-са, вот бежит в лесу …лиса.
- Сы-сы-сы, пушистый хвостик у ….лисы.
- Су-су-су, расскажу я про … лису.
Чтение с различной интонацией.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Итог.
- Вот и лесная остановка. Мы помогли звуку «с» добраться до своего домика. А в каком домике поселится согласный, глухой, твердый (мягкий) звук «с»? Давайте проводим его.
Дети доказывают свое решение.
- Какой хороший конец получился у нашей истории! Мы помогли звуку «с» найти свой домик. А нам было интересно? Что оказалось для вас трудным?
Кто научился различать звуки "с" и "с*" - возьмёт человечка весёлого, кто ещё путает эти звуки - возьмёт молчаливого человечка. А кто совсем не научился различать эти звуки - возьмут грустного человечка.