Людмила Архипова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап-кап-капелька»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап – кап - Капелька».
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
Цель:
расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: формировать представление детей о свойствах воды и значимости чистой воды в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
- создать целостное представление о воде, как о природном явлении;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе „Кап-кап-капелька“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- познакомить со свойствами воды;
- дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;
- обогащать и активизировать словарь.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать и выявить лишнюю картинку в д/и «Кому нужна вода».
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде;
- стимулировать самостоятельное выполнения заданий и формулирование выводов;
- воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
Оборудование: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, мелкие камешки, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, лимон, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями. Картинки: корова, бабочка, береза, лук, щука, часы, фонарик, человек, синица, камыш, лиса.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим зимним настроением! А вы любите, когда к нам приходят гости? Сегодня к нам на занятие пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и печальная.
Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?
Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.
- Капелька из чего состоит? (Из воды). И живет она где? В воде.
Молодцы. А где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране и т. д)
В: Кирилл прочитает стихотворение «Вы слыхали о воде».
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
В: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить
различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?
- Да!
Тогда прошу за столы!
Опыт № 1. «Вода – это жидкость.
В: Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыпем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?
Д: Сыпется.
В: А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? По
Д: Льется, потому что вода жидкая.
В: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
В: Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников
Опыт №2. «На определение прозрачности воды».
В: Положите в стаканчик с водой камушки. Видно их?
Д: Да
В: А теперь такие же камешки мы положим в стаканчик с молоком. Видно их?
Д: Нет
В: Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле прозрачная.
А скажите мне ребятки, какого цвета вода?
Д: Прозрачная.
Вывод: вода не имеет цвета.
Опыт №3. «На определение вкуса воды»
А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды?
Возьмите трубочки и попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?
Д: Вкусный, сладкий.
В: Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (даю попробовать воду на вкус). Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. - Нет
А какая вода?
Вывод: Вода – безвкусная жидкость.
В: Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала, и обрадовалась, а мы немного отдохнем.
Физкультминутка «Капельки»
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
Опыт № 4: «На определение запаха воды»
В: Ребята, давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет.
Д: Нет.
В: Правильно вода ничем не пахнет. А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах?
Д: Есть.
В: А почему вода с лимоном пахнет?
Д: Потому, что лимон пахнет.
В: Да, потому, что у лимона есть запах.
Вывод: чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в нее добавили.
Опыт №5 «На определение формы»
В: А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у них разная.
В: У меня есть колба. Какую форму имеет нижняя часть колбы? (Шар) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?
Д: круга, цилиндра, цветочка, прямоугольника.
В: А в моей колбе, какую форму приняла вода? (Форму шара)
(Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки)
Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.
Молодцы, вижу, вы много знаете о воде.
В: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?
Давайте расскажем Капельке, кто нуждается в воде?
Д/и «Кому нужна вода»
(Подбор картинок)
- Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям. А нам, в детском саду, нужна вода?
- Да!
А для чего?
- Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
В: Молодцы ребята! Вы сказали все правильно: растениям нужна вода
и их нужно поливать водой — иначе они погибнут.
Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода
необходима для того чтобы: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды.
Ни одно живое существо не может жить без воды.
Посмотрите, какая Капелька веселая и радостная стала. Давайте еще раз напомним капельке свойствах воды.
Ответы детей:
Вода – это жидкость, не имеет цвета, прозрачна, не имеет вкуса, не имеет запаха, не имеет собственной формы.
На память о себе она хочет подарить вам своих подружек - “капелек”.
Дружите с ними и берегите их!