Оксана Махота
Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе на тему «Звук [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе.
Тема: «Звук «Ж».
Цель: совершенствовать умение произносить звук Ж.
Задачи: Упражнять детей в правильном произношении звука «Ж» : изолированно, в слогах, в словах. Развивать фонематический слух: учить слышать звук «Ж» в словах, учить различать слова со звуком «Ж». Развивать артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи, слуховое внимание. Воспитывать заботу о более слабых, отзывчивость.
Публикация «Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе на тему „Звук [Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Материал: игрушка пчелки, колонка с жужжанием пчел, карточка с чистоговорками на звук Ж, мячик, «волшебная палочка», картинка с изображением улья, цветы из бумаги по количеству детей на полу с заданием, желтые карандаши, картинка с буквой Ж, картинка с ротиком и язычком для гимнастики.
Ход
1. Организационный момент.
Ребята, всем доброго утра! Предлагаю проговорить нашу с Вами «Напоминалочку».
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
Ребята, тема нашего занятия "Звук Ж". Мы с Вами будем учиться произносить звук Ж, для этого мы будем тренироваться в его произношении, научимся слышать звук Ж в словах и слогах и сможем стать большими помощниками. Мы сможем сделать доброе дело и помочь одному маленькому существу. Поможете?
Но для начала, Вам нужно будет отгадать, загадку: «Если б не было его, не сказали б ничего». Что это такое?
Дети: - Язык.
Воспитатель: - А для чего нужен язык человеку? (чтобы разговаривать)
- А где находится язык? (во рту)
- Как работает язычок? Покажите. (Дети показывают)
- А что делает язычок, когда мы молчим? (отдыхает, спокойно лежит).
- А больше всего язычок любит играть. Давайте с ним поиграем.
2. А сейчас предлагаю сделать артикуляционную гимнастику для язычка с помощью вот такой картинки.
1. Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
На губу как блинчик лег. («Блинчик»/»Лопатка»)
2. Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит. («Облизываем губки»)
3. Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам. («Часики».)
4. Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка»)
А теперь наоборот:
Губки тянутся вперед. («Трубочка»)
5. Язычок стал маляром,
Аккуратно красит дом. («Маляр»)
6. На качелях покачался,
Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)
7. Любит он покушать сладко.
После скачет, как лошадка. («Лошадка».)
8. Язычок уже устал
И в свой домик побежал,
В своём домике сидит
И в окошечко глядит.
- Хорошо мы поиграли. А наш Язычок продолжал смотреть в окошко и радовался тёплым солнечным лучикам. А чтобы глазки у Язычка не болели, он делает вот такую гимнастику.
Гимнастика для глаз "Солнечный зайчик"
Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку. (дети вытягивают ладошку вперед)
Солнечный мой заинька, маленький как крошка. (Ставят на ладонь указательный палец другой руки)
Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять на плече давай скакать.
(прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, затем до плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой)
Вот закрыли мы глаза, а солнышко играет.
Щечки теплыми лучами нежно согревает! (Закрывают ладонями глаза)
3. Сюрпризный момент.
- И вдруг Язычок увидел в окне … отгадайте кого?
Всё жужжит, жужжит, жужжит,
Над цветком она кружит,
Целый день, словно юла,
А зовут её … (Пчела).
- Правильно, ребята, наш Язычок увидел пчёлку. Вот она. Она попала между рамами окна осенью, и от холода уснула. Сейчас пчёлка проснулась, как вы думаете, почему? (Ответы детей).
- Конечно, у нас с Вами уже середина зимы, солнышко стало светить ярче и разбудило её. Она проснулась, но вот беда, наша пчёлка забыла, как надо жужжать. Ребята, давайте ей поможем. Кто из вас помнит, как жужжат пчёлы?
- Рита, покажи нам, как твой язычок поёт песенку пчелы. А теперь Ромин язычок поёт. А давайте все вместе споём эту весёлую песенку. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
- Нашу пчёлку кто-то рассердил. Степа, покажи, как жужжит сердитая пчела? (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
- Посмотрела на вас пчёлка, и расхотелось ей сердиться, она развеселилась. Влад, покажи, как жужжит пчела, когда ей весело? (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
- Обрадовалась пчёлка и улетела так далеко, что её стало почти не слышно. Ксюша, пожужжи тихо-тихо.
- Скучно стало пчёлке одной, и решила она снова вернуться к нам и зажужжала громко-громко. Тиимофей, покажи как.
А теперь пожужжим вместе с пчелками (колонка - жужжание пчел).
4. Автоматизация звука Ж в слогах и словах.
- Ребята, пчёлке очень понравилось, как вы умеете жужжать. А чтобы это получалось у вас ещё лучше, предлагаю произнести чистоговорки. Сначала я произнесу чистоговорку, а потом вы повторите за мной. Молодцы. А теперь я хочу проверить, кав вы их запомнили. Я буду называть чистоговорку и кидать мячик, вам нужно будет его поймать и проговорить чистоговорку громко и четко. Попробуем?
ЖА-ЖА-ЖА - видели в лесу ежа.
ЖУ-ЖУ-ЖУ - спели песню мы ежу.
ЖИ-ЖИ-ЖИ- нас услышали ежи.
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ - приползли ужи к меже.
5. Физминутка. «Весёлые звуки».
- Замечательно у вас получилось, а теперь пчёлка хочет посмотреть, что звуки мы умеем не только произносить, но и показывать.
Жили-были три пингвина (руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево)
Пик, Пак, Пок (хлопать в ладоши);
Хорошо и дружно жили (ладошка поглаживает ладошку);
Пик, Пак, Пок (хлопать в ладоши);
Чтобы жить все время дружно (руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево).
Уступать друг другу нужно (ладошка поглаживает ладошку).
6. Развитие фонематического слуха.
– А теперь мы поиграем.
а) - Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звук Ж : Т Ж Щ Ш Ж Ж З Ч Ш С Ж.
б) – Следующие задание, я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слог со звуком Ж : ТЯ-ЖА-ЗО-ЩО-ЧИ-МИ-ЛА-ЖИ.
в) – И последнее, я буду произносить слова, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слово со звуком Ж : масло, жук, собака, жёлудь, бабочка, машина, жираф, забор, шапка, ёжик, журнал, шкаф, зебра и др.
- Молодцы, хорошо справились с заданием!
- Ребята, а вы знаете, что пчёлы очень трудолюбивые насекомые. (Картинка улья). С самого раннего утра и до позднего вечера они перелетают с цветка на цветок, собирая вкусный и сладкий нектар, который потом превращается в мёд.
Чтобы получить всего 1 ложку мёда, 200 пчелок должны целый день летать на цветочную поляну. А вы любите мёд?
- А чем полезен мёд для человека?
- Правильно, мёд помогает нам бороться с болезнями и быть здоровыми, его используют и как вкусное лакомство, а ещё применяют в уходе за кожей. Вот сколько пользы приносят такие маленькие пчёлки для человека.
- А что мы можем сделать для пчёл полезного (не срывать цветы напрасно, сажать как можно больше цветов)
- А вы хотите побыть пчёлками? Тогда сейчас я взмахну волшебной палочкой и скажу волшебные слова и вы полетите на полянку и найдете для себя цветок и принесете его м не. Итак: «Раз, два, три, повернитесь, и в пчёлок превратитесь». (Колонка, жужжание пчел).
- Как хорошо поиграли. А сейчас «вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь». А на ваших цветочках пчелка приготовила вам задание. Вам надо будет внимательно посмотреть и найти глазками букву Ж, которой обозначается звук Ж и закрасить ее желтым карандашом. Вот она буква Ж на доске. Вставайте около стола и выполняйте задание от пчелки (Колонка, жужжание пчел).
Давайте посмотрим, все ли справились. Ребята, Вы большие молодцы! Все буквы Ж нашли. А давайте их посчитаем!
Но посмотрите, наша пчёлка устала и почти уснула. Давайте не будем ей мешать. Пусть ей приснится тёплое лето и красивая цветочная поляна. А чтобы она никогдане забыла, как надо жужжать, мы подарим ей вот эту картинку с чистоговорками.
7. Итог.
Дети встают в круг. Рефлексия с мячом.
Ребята, предлагаю вам вспомнить все наше занятие и ответить на вопросы. Я буду кидать мяч, а вы мне его возвращать с ответом.
Ребята, вы сегодня большие молодцы! Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Вы справились почти со всеми заданиями.
А кому мы сегодня помогали?
А с помощью чего мы смогли помочь пчелке? (Язычок)
А зачем человеку язычок? (разговаривать)
А какой звук мы сегодня учились говорить? (Ж)
А что нам с вами помогло научиться произносить этот звук? (чистоговорки, физминутка)
А что тебе понравилось сегодня на занятии?
А какое из заданий для тебя было трудно?
А что Вы расскажите сегодня вечером своим родителям?
А что мы с Вами научились делать? А чему научилась пчелка?
Ну и на последок, давайте все вместе улыбнемся и громко и радостно пожужжим! ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ!
Всем спасибо!