Елена Ращенко
Конспект НОД по речевому развитию и обучению грамоте «Звук [З], [З’], буква З»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжить знакомить звуками [З], [З’].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Познакомить с буквой З.
2. Уточнить артикуляцию звуков «[З], [З’]»
3. Формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости.
4. Определять положение звука в слове, делить слова на слоги.
5. Делать звуковой анализ слова.
Коррекционно-развивающие :
1. Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию и обучению грамоте „Звук [З], [З’], буква З“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
2. Развивать связную речь (умение отвечать полным ответом).
Коррекционно-воспитательная:
1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к окружающему миру.
Материалы и оборудование: письмо, цветные карандаши, набор картинок, рабочие тетради, букварь, фишки, звуковой ряд, два шарика, два комарика (картинка, простой карандаш.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход НОД:
Воспитатель: Мы приветствуем друг друга,
В этом месте, в этот час,
И, держась за руки дружно,
Вместе: Все получится у нас.
(вместе заходят в группу, где к потолку прикреплены два гелиевых шарика, на ниточках висят комарики-один побольше, другой -поменьше)
Учитель-логопед: Утро начинается с сюрпризов. Как же попали в группу эти комарики? Очень странно. Ребята, какое сейчас время года? Что в это время делают насекомые? (выслушать ответы детей) Посмотрите, у комарика записка. Наверно, это для нас. (читает)
«Ребята, мы не успели найти себе на зиму убежище, очень замерзли и забыли свою песенку. Помогите нам вспомнить ее и найти местечко для зимовки»
- Ребята, кто знает песенку комара? (З-з-з-з-з)
- А какую песенку будет петь маленький комарик? (зь-зь-зь-зь)
Учитель-логопед: Посмотрите на доску и назовите нарисованные на картинках предметы: ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, ЗАМОК, ЗАБОР, КУКУРУЗА.
Какой звук мы слышим в каждом слове?
Учитель-логопед: Правильно это звуки З и Зь. Что происходит с губами, когда вы произносите звук [З]?
Дети: «Улыбаются».
Учитель-логопед: А язычок?
Дети: «Лежит у нижних зубов».
Учитель-логопед: А теперь давайте посмотрим, какой дует ветерок при произнесении звука.
Дети: Холодный.
Учитель-логопед: Давайте определим, какие это звуки- звонкие или глухие (дети прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят длительно звук [З], [З’]).
Учитель-логопед: Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем.
Д/И «Поймай комара»
Учитель-логопед: Я буду произносить, разные звуки, слоги и слова в которых встречается звук [З]. Как только вы его услышите, хлопните в ладоши.
М - З - Р – З - К – Т – З …; МА – ЗА – СО – ЗО – ПО – ЗЫ – СИ – ЗИ …; ЗЕБРА – МАК – РЫБА – ЗАБОТ – ЗАМОК – НАСОС - ЗЕМЛЯНИКА - …. ;
Молодцы вы замечательно справились с заданием. (Садятся за столы)
Пальчиковая гимнастика «Замок»
Исходное положение: Ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.
На двери висит замок,
(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять)
Кто его открыть бы смог?
Потянули!
(Пальцы - в замке, потянуть, не расцепляя)
Покрутили!
(Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе)
Постучали!
(Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга).
И открыли!
(Расцепить пальцы).
Знакомство с буквой «З»
Учитель-логопед: Посмотрите, вот буква «З». (Выставляется карточка с изображением буквы «З»). На что она похожа?
Учитель-логопед: Ребята, этой буквой обозначаются звуки [з] и [з,]. Она состоят – из двух полуколец, соединённых между собой или двух неполных кругов. Перед вами на столах в тарелочках стоит фасоль. Найдите букву «З» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите).
Напечатайте букву «З» в своих тетрадях. (следить за осанкой, моторикой рук)
Наши пальчики устали, мы немного отдохнём.
Учитель-логопед: Молодцы! А теперь отгадайте загадку?
Как прекрасна королева –
королева всех цветов!
Но на стебле справа, слева –
ну, везде полно шипов!
Наклонять цветок не буду –
полюбуюсь им отсюда!
(роза)
(на доску повесить картинку розы)
Учитель-логопед: Напечатайте слово «роза» в тетради и самостоятельно сделайте звуковой анализ, используя цветные карандаши. (ребенок у доски)
Физминутка: «Комарики»
Прилетели комары,
Как назойливы они,
Полетали, полетали,
Нас чуть-чуть не покусали. (пальчик к носу)
Мы в ладоши хлопнули, (хлопают)
Ножками притопнули. (топают)
Испугались комары, улетели за дворы. (присели, спрятались)
Учитель-логопед: Ребята мы познакомились с новой буквой, давайте прочитаем слоги и слова в нашем волшебном букваре.
Итог занятия:
Учитель-логопед: Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились благодаря комарикам? А с какой буквой? Важно ли то, что мы узнали? Как вам это пригодится в жизни? Что было самым трудным? Почему? Кто тебе помог? Кому помог ты?