Анна Добровольская
Конспект НОД по развитию речи в старшей группы «Выделение свойств стекла и пластмассы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Выделение свойств стекла и пластмассы.
Цель: Формирование у детей представления о свойствах предметов.
Задачи:
- Обучение детей способам обследовать предметы, с целью выделения их качества и свойства.
- Закрепить умение детей группировать предметы по общим признакам.
- Воспитывать аккуратность.
Планируемый результат: Дети освоят способы выявления свойств предметов.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группы „Выделение свойств стекла и пластмассы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пластмасса. Свойства пластмассы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
Образовательная среда: предметы из стекла и пластмассы : пузырьки, игрушки, пластинки, линейки, разные стаканчики и тарелочки
Ход занятия:
Вводно-мотивационная часть.
Дети заходят в группу и видят на столе лежат разные предметы.
- Ребята кто это к нам приходил и оставил свои вещи?
- Смотрите здесь записка. Давайте ее прочтем?
«Здравствуйте ребята. Я пролетал мимо и нечаянно обронил свои корзинки с вещами, потому что очень торопился. Помогите мне, пожалуйста, соберите мои вещи в две корзинки. Большое вам спасибо. Карлсон.»
- Ребята вы поможете Карлсону?
Основная часть:
- Ребята, посмотрите внимательно на предметы, которые лежат на столе. Скажите, что вы видите?
(Ответы детей)
- Давайте разделим их по назначению. Чем ещё они отличаются друг от друга? (Ответы детей).
- Кто из вас догадается, по какому признаку я разделила все предметы на две группы?
- Чем похожи все эти предметы? (Воспитатель показывает на предметы, сделанные из стекла).
(Ответы детей).
- Правильно, все эти предметы сделаны из стекла, они стеклянные. Стекло изобрели 5 тыс. лет назад. Делали его так. В глиняный горшок сыпали песок, золу, соду, добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер-стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри. На один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльные пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму, и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом.
Однажды старому мастеру-стеклодуву пришла мысль : выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. Получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобретатели придумали машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ровной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части, и вот готово оконное стекло, стекло для шкафов.
Стеклодув – трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина.
- А эти предметы что объединяет? (Показывает на предметы из пластмассы). Они тоже сделаны из одного и того же материала. Кто знает, как он называется?
(Ответы детей)
- Правильно это пластмасса. Повторите все это слово – пластмасса. Послушайте какое это интересное слово. Оно состоит из двух слов: пластическая масса. Пластическая – это значит мягкая. Если стекло делают из природного материала – песка, то пластмассу изобрели учёные-химики. Это искусственный материал.
- Как вы понимаете слово искусственный? (Не природный).
(Ответы детей)
- Сегодня мы поговорим с вами о свойствах стекла и пластмассы.
Воспитатель берёт в руки линейку из пластмассы.
- Эта линейка из пластмассы. Её можно немного согнуть. (Сгибает).
- Посмотрите, я её отпускаю и она снова выпрямляется, принимая свою первоначальную форму. О каком свойстве пластмассы мы можем сказать?
(Ответы детей)
- Верно, этот материал мягкий, упругий. Повторите все это слово – упругий. Какой ещё материал обладает таким свойством?
(Ответы детей)
- У вас на столе лежат стеклянные предметы. Возьмите их в руки, попытайтесь согнуть. Получилось?
(Ответы детей)
Значит, если пластмасса материал мягкий, то стекло какой материал?
(Ответы детей)
- У стекла и пластмассы разные свойства, но есть и одинаковые. Посмотрите, я налью воды в стеклянный стакан и в пластмассовый. Протекают стаканы?
(Ответы детей)
-Значит, какое у них общее свойство? (Дать возможность детям подобрать подходящее слово).
(Ответы детей)
- Стекло и пластмасса - материалы водонепроницаемые, т. е. вода сквозь них не проникает. Повторите это трудное слово.
(Ответы детей)
- Есть ли у стекла и пластмассы ещё одинаковые свойства?
(Ответы детей)
- Проведите ладонью сначала по стеклянной пластинки, а потом по пластмассовой. Что можно сказать о поверхности стекла и пластмассы?
(Ответы детей)
- Теперь положите на одну руку стеклянный стакан, а на другую – пластмассовый, взвесьте их. О каких свойствах мы можем сказать? Какой материал тяжелее?
(Ответы детей)
- А сейчас приложите руку сначала к стеклянному стакану, а затем к пластмассовому (показать обследовательское действие). Какой холодит руку?
(Ответы детей)
Значит, о каких ещё свойствах стекла и пластмассы мы можем сказать? Стекло какое?
(Ответы детей)
А пластмасса какой материал?
(Ответы детей)
-Стекло холоднее, чем пластмасса. Пластмасса теплее, чем стекло.
- Кто знает, что произойдет, если стеклянный предмет уронить на пол, он разобьется?
(Ответы детей)
- Правильно, стекло бьётся, значит, оно какое?
(Ответы детей)
- А если я уроню пластмассовый предмет (роняет, он разбился? Как можно сказать про пластмассу, какой это материал?
(Ответы детей)
Пластмасса прочнее стекла. Повторите.
- Да, ребята, пластмасса прочнее стекла, она не бьётся, поэтому из пластмассы делают много разных предметов – игрушки, линейки, разные стаканчики и тарелочки, которые удобно брать в дорогу, в лес. (Все эти предметы показать детям).
- Бывает такая прочная пластмасса, которая даже может заменить металл. Посмотрите и скажите, какие предметы можно сделать и из пластмассы и из металла? (Бидон, миски, тазик для стирки белья и т. д.).
- У пластмассы и стекла есть ещё разные свойства. Посмотрите сквозь стеклянную пластинку. Вы видите что-нибудь?
(Ответы детей)
- А теперь посмотрите через пластмассовую пластинку. Что-нибудь видно?
(Ответы детей)
- Если через предмет видно, значит, он какой?
(Ответы детей)
-А если через него не видно, то он какой?
(Ответы детей)
-Итак, стекло материал прозрачный, а пластмасса – непрозрачный. Где используется это свойство стекла?
(Ответы детей)
- Какие прозрачные предметы человек делает из стекла?
(Ответы детей)
- Вот как много разных качеств у стекла и пластмассы. Зачем человеку надо знать свойства материалов?
(Ответы детей)
- Давайте ещё раз вспомним, какие же свойства стекла и пластмассы мы узнали. Сначала вспомним одинаковые свойства.
- Стекло и пластмасса водонепроницаемые, гладкие.
- Теперь я начну, а вы продолжите:
- стекло твердое, а пластмасса … (мягкая, упругая);
- стекло холодное, а пластмасса … (тёплая);
- стекло прозрачное, а пластмасса … (непрозрачная);
- стекло хрупкое, а пластмасса … (прочная);
- стекло тяжёлое, а пластмасса … (лёгкая).
- А сейчас кто-нибудь из вас начнет говорить о свойствах пластмассы, а продолжать будет тот, кому передадут вот эту пластмассовую игрушку.
Воспитатель даёт в руки игрушку первому ребенку. Он начинает, передавая игрушку следующему:
- пластмасса мягкая, упругая, а стекло … (твёрдое);
- пластмасса непрозрачная, а стекло … (прозрачное);
- пластмасса теплая, а стекло (холодное);
- пластмасса прочная, а стекло (хрупкое, бьющееся);
- пластмасса лёгкая, а стекло … (тяжёлое).
Рефлексивный этап
- Сегодня на занятии мы с вами познакомились со свойствами стекла и пластмассы. Эти материалы обладают свойствами, которые нужны людям для изготовления различных предметов.
- Стекло это не только посуда, зеркала. Это и объективы фотоаппаратов, кинокамер. Мы говорили, что стекло – очень хрупкий материал. Но сейчас ученые сумели создать очень прочное стекло. Из него можно делать окна автомобилей и самолетов. И если в автобусе или автомобиле стоят такие стёкла, то при аварии люди осколками не поранятся, так как от него не будет осколков с острыми краями.
- А некоторые пластмассы тоже обладают необыкновенными свойствами. Есть пластмассы прочнее стали. Все пластмассы не боятся влаги, не ржавеют, не гниют. Поэтому часто пластмасса заменяет дерево, металл, стекло. И все эти свойства человек узнал, изучая их.