Получи документы

Конспект НОД по развитию речи в старшей группы «Выделение свойств стекла и пластмассы»

Анна Добровольская
Конспект НОД по развитию речи в старшей группы «Выделение свойств стекла и пластмассы»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Выделение свойств стекла и пластмассы.

Цель: Формирование у детей представления о свойствах предметов.

Задачи:

- Обучение детей способам обследовать предметы, с целью выделения их качества и свойства.

- Закрепить умение детей группировать предметы по общим признакам.

- Воспитывать аккуратность.

Планируемый результат: Дети освоят способы выявления свойств предметов.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группы „Выделение свойств стекла и пластмассы“» размещена в разделах

Образовательная среда: предметы из стекла и пластмассы : пузырьки, игрушки, пластинки, линейки, разные стаканчики и тарелочки

Ход занятия:

Вводно-мотивационная часть.

Дети заходят в группу и видят на столе лежат разные предметы.

- Ребята кто это к нам приходил и оставил свои вещи?

- Смотрите здесь записка. Давайте ее прочтем?

«Здравствуйте ребята. Я пролетал мимо и нечаянно обронил свои корзинки с вещами, потому что очень торопился. Помогите мне, пожалуйста, соберите мои вещи в две корзинки. Большое вам спасибо. Карлсон.»

- Ребята вы поможете Карлсону?

Основная часть:

- Ребята, посмотрите внимательно на предметы, которые лежат на столе. Скажите, что вы видите?

(Ответы детей)

- Давайте разделим их по назначению. Чем ещё они отличаются друг от друга? (Ответы детей).

- Кто из вас догадается, по какому признаку я разделила все предметы на две группы?

- Чем похожи все эти предметы? (Воспитатель показывает на предметы, сделанные из стекла).

(Ответы детей).

- Правильно, все эти предметы сделаны из стекла, они стеклянные. Стекло изобрели 5 тыс. лет назад. Делали его так. В глиняный горшок сыпали песок, золу, соду, добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер-стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри. На один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльные пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму, и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом.

Однажды старому мастеру-стеклодуву пришла мысль : выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. Получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобретатели придумали машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ровной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части, и вот готово оконное стекло, стекло для шкафов.

Стеклодув – трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина.

- А эти предметы что объединяет? (Показывает на предметы из пластмассы). Они тоже сделаны из одного и того же материала. Кто знает, как он называется?

(Ответы детей)

- Правильно это пластмасса. Повторите все это слово – пластмасса. Послушайте какое это интересное слово. Оно состоит из двух слов: пластическая масса. Пластическая – это значит мягкая. Если стекло делают из природного материала – песка, то пластмассу изобрели учёные-химики. Это искусственный материал.

- Как вы понимаете слово искусственный? (Не природный).

(Ответы детей)

- Сегодня мы поговорим с вами о свойствах стекла и пластмассы.

Воспитатель берёт в руки линейку из пластмассы.

- Эта линейка из пластмассы. Её можно немного согнуть. (Сгибает).

- Посмотрите, я её отпускаю и она снова выпрямляется, принимая свою первоначальную форму. О каком свойстве пластмассы мы можем сказать?

(Ответы детей)

- Верно, этот материал мягкий, упругий. Повторите все это слово – упругий. Какой ещё материал обладает таким свойством?

(Ответы детей)

- У вас на столе лежат стеклянные предметы. Возьмите их в руки, попытайтесь согнуть. Получилось?

(Ответы детей)

Значит, если пластмасса материал мягкий, то стекло какой материал?

(Ответы детей)

- У стекла и пластмассы разные свойства, но есть и одинаковые. Посмотрите, я налью воды в стеклянный стакан и в пластмассовый. Протекают стаканы?

(Ответы детей)

-Значит, какое у них общее свойство? (Дать возможность детям подобрать подходящее слово).

(Ответы детей)

- Стекло и пластмасса - материалы водонепроницаемые, т. е. вода сквозь них не проникает. Повторите это трудное слово.

(Ответы детей)

- Есть ли у стекла и пластмассы ещё одинаковые свойства?

(Ответы детей)

- Проведите ладонью сначала по стеклянной пластинки, а потом по пластмассовой. Что можно сказать о поверхности стекла и пластмассы?

(Ответы детей)

- Теперь положите на одну руку стеклянный стакан, а на другую – пластмассовый, взвесьте их. О каких свойствах мы можем сказать? Какой материал тяжелее?

(Ответы детей)

- А сейчас приложите руку сначала к стеклянному стакану, а затем к пластмассовому (показать обследовательское действие). Какой холодит руку?

(Ответы детей)

Значит, о каких ещё свойствах стекла и пластмассы мы можем сказать? Стекло какое?

(Ответы детей)

А пластмасса какой материал?

(Ответы детей)

-Стекло холоднее, чем пластмасса. Пластмасса теплее, чем стекло.

- Кто знает, что произойдет, если стеклянный предмет уронить на пол, он разобьется?

(Ответы детей)

- Правильно, стекло бьётся, значит, оно какое?

(Ответы детей)

- А если я уроню пластмассовый предмет (роняет, он разбился? Как можно сказать про пластмассу, какой это материал?

(Ответы детей)

Пластмасса прочнее стекла. Повторите.

- Да, ребята, пластмасса прочнее стекла, она не бьётся, поэтому из пластмассы делают много разных предметов – игрушки, линейки, разные стаканчики и тарелочки, которые удобно брать в дорогу, в лес. (Все эти предметы показать детям).

- Бывает такая прочная пластмасса, которая даже может заменить металл. Посмотрите и скажите, какие предметы можно сделать и из пластмассы и из металла? (Бидон, миски, тазик для стирки белья и т. д.).

- У пластмассы и стекла есть ещё разные свойства. Посмотрите сквозь стеклянную пластинку. Вы видите что-нибудь?

(Ответы детей)

- А теперь посмотрите через пластмассовую пластинку. Что-нибудь видно?

(Ответы детей)

- Если через предмет видно, значит, он какой?

(Ответы детей)

-А если через него не видно, то он какой?

(Ответы детей)

-Итак, стекло материал прозрачный, а пластмасса – непрозрачный. Где используется это свойство стекла?

(Ответы детей)

- Какие прозрачные предметы человек делает из стекла?

(Ответы детей)

- Вот как много разных качеств у стекла и пластмассы. Зачем человеку надо знать свойства материалов?

(Ответы детей)

- Давайте ещё раз вспомним, какие же свойства стекла и пластмассы мы узнали. Сначала вспомним одинаковые свойства.

- Стекло и пластмасса водонепроницаемые, гладкие.

- Теперь я начну, а вы продолжите:

- стекло твердое, а пластмасса … (мягкая, упругая);

- стекло холодное, а пластмасса … (тёплая);

- стекло прозрачное, а пластмасса … (непрозрачная);

- стекло хрупкое, а пластмасса … (прочная);

- стекло тяжёлое, а пластмасса … (лёгкая).

- А сейчас кто-нибудь из вас начнет говорить о свойствах пластмассы, а продолжать будет тот, кому передадут вот эту пластмассовую игрушку.

Воспитатель даёт в руки игрушку первому ребенку. Он начинает, передавая игрушку следующему:

- пластмасса мягкая, упругая, а стекло … (твёрдое);

- пластмасса непрозрачная, а стекло … (прозрачное);

- пластмасса теплая, а стекло (холодное);

- пластмасса прочная, а стекло (хрупкое, бьющееся);

- пластмасса лёгкая, а стекло … (тяжёлое).

Рефлексивный этап

- Сегодня на занятии мы с вами познакомились со свойствами стекла и пластмассы. Эти материалы обладают свойствами, которые нужны людям для изготовления различных предметов.

- Стекло это не только посуда, зеркала. Это и объективы фотоаппаратов, кинокамер. Мы говорили, что стекло – очень хрупкий материал. Но сейчас ученые сумели создать очень прочное стекло. Из него можно делать окна автомобилей и самолетов. И если в автобусе или автомобиле стоят такие стёкла, то при аварии люди осколками не поранятся, так как от него не будет осколков с острыми краями.

- А некоторые пластмассы тоже обладают необыкновенными свойствами. Есть пластмассы прочнее стали. Все пластмассы не боятся влаги, не ржавеют, не гниют. Поэтому часто пластмасса заменяет дерево, металл, стекло. И все эти свойства человек узнал, изучая их.

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей старшей группы «История создания стекла» Конспект НОД для детей старшей группы. Тема: «История создания стекла». Выполнила: Воспитатель МБДОУ «Нальмес» Шантыз Н. М. а. Тахтамукай.

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство со свойствами стекла и пластмассы» Конспект НОД «Знакомство со свойствами стекла и пластмассы» в подготовительной к школе группе. Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами.

Конспект НОД по развитию речи «Северные олени» для детей старшей группы Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Северные олени» для детей старшей группы Интеграция образовательных.

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы «Переделывание рассказа» КОНСПЕКТ занятия по развитию речи для детей старшей группы ТЕМА: «Переделывание рассказа в сказку». ЦЕЛЬ: • Учить детей отличать сказку.

Конспект НОД по развитию речи «Гостья Зима» для старшей группыКонспект НОД по развитию речи «Гостья Зима» для старшей группы Конспект НОД по развитию речи на тему: «Гостья Зима». Описательный рассказ по картинке используя метод моделирования. Старшая группа. Воспитатель.

Конспект НОД по развитию речи «Мы — воспитанники старшей группы» Конспект НОД по развитию речи Тема: «Мы – воспитанники старшей группы» Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они.

Конспект НОД по развитию речи «Мы — воспитанники старшей группы» Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «В мире стекла и пластмассы» Бондаренко Наталья Васильевна Воспитатель первой категории. г. Мурманск МБД0У№104 Конспект образовательной ситуации в старшей группе.

Конспект ООД по познавательному развитию детей средней группы «В мире стекла» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы Тема: «В мире стекла» Разработал.

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Ознакомление со свойствами стекла» в старшей группе .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группы «Выделение свойств стекла и пластмассы»
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 14:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группы «Выделение свойств стекла и пластмассы»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Добровольская (УИ 918195) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД