Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство со свойствами стекла и пластмассы»

Марина Лукина
Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство со свойствами стекла и пластмассы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД

«Знакомство со свойствами стекла и пластмассы» в подготовительной к школе группе.

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы.

Стекло – гладкое, твердое, водонепроницаемое, хрупкое, прозрачное, тяжелое, холодное.

Пластмасса – гладкая, мягкая, упругая, водонепроницаемая, прочная, непрозрачная, легкая, теплая.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Знакомство со свойствами стекла и пластмассы“» размещена в разделах

2. Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства, руководствуясь указаниями воспитателя.

3. Закрепить умение детей группировать предметы по общим признакам.

4. Продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов.

Наглядный материал: предметы из стекла и пластмассы у воспитателя, по одной стеклянной и пластмассовой пластинке у каждого ребенка на столе.

Ход занятия:

Воспитатель раскладывает на отдельном столе предметы из стекла и пластмассы на две группы : с одной стороны предметы из стекла, с другой – предметы из пластмассы. Дети встают вокруг стола так, чтобы всем всё было видно.

- Ребята, посмотрите внимательно на предметы, которые лежат на столе. Скажите, что вы видите? (Дети перечисляют – стаканчики, пузырьки, игрушки и др.).

- Предметы разные по назначению. Чем ещё они отличаются друг от друга? (Предметы разные по цвету, по форме, по величине).

- Кто из вас догадается, по какому признаку я разделила все предметы на две группы?

- Чем похожи все эти предметы? (Воспитатель показывает на предметы, сделанные из стекла).

- Правильно, все эти предметы сделаны из стекла, они стеклянные. Стекло изобрели 5 тыс. лет назад. Делали его так. В глиняный горшок сыпали песок, золу, соду, добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер-стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри. На один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльные пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму, и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом.

Однажды старому мастеру-стеклодуву пришла мысль : выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. Получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобретатели придумали машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ровной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части, и вот готово оконное стекло, стекло для шкафов.

Стеклодув – трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина.

- А эти предметы что объединяет? (Показывает на предметы из пластмассы). Они тоже сделаны из одного и того же материала. Кто знает, как он называется?

- Правильно это пластмасса. Повторите все это слово – пластмасса. Послушайте какое это интересное слово. Оно состоит из двух слов: пластическая масса. Пластическая – это значит мягкая. Если стекло делают из природного материала – песка, то пластмассу изобрели учёные-химики. Это искусственный материал.

- Как вы понимаете слово искусственный? (Не природный).

- Сегодня мы поговорим с вами о свойствах стекла и пластмассы.

Воспитатель берёт в руки линейку из пластмассы.

- Эта линейка из пластмассы. Её можно немного согнуть. (Сгибает).

- Посмотрите, я её отпускаю и она снова выпрямляется, принимая свою первоначальную форму. О каком свойстве пластмассы мы можем сказать?

- Верно, этот материал мягкий, упругий. Повторите все это слово – упругий. Какой ещё материал обладает таким свойством? (Резина).

- У вас на столе лежат стеклянные пластинки. Возьмите их в руки, попытайтесь согнуть. Получилось? (Нет). Значит, если пластмасса материал мягкий, то стекло какой материал? (Твёрдый).

- У стекла и пластмассы разные свойства, но есть и одинаковые. Посмотрите, я налью воды в стеклянный стакан и в пластмассовый. Протекают стаканы? (Нет). Значит, какое у них общее свойство? (Дать возможность детям подобрать подходящее слово).

- Стекло и пластмасса - материалы водонепроницаемые, т. е. вода сквозь них не проникает. Повторите это трудное слово.

- Есть ли у стекла и пластмассы ещё одинаковые свойства?

- Проведите ладонью сначала по стеклянной пластинки, а потом по пластмассовой. Что можно сказать о поверхности стекла и пластмассы? (Стекло и пластмасса гладкие).

- Теперь положите на одну руку стеклянную пластинку, а на другую – пластмассовую, взвесьте их. О каких свойствах мы можем сказать? Какой материал тяжелее? (Стекло тяжелее, чем пластмасса).

- А сейчас приложите руку сначала к стеклянной пластинке, а затем к пластмассовой (показать обследовательское действие). Какая пластинка холодит руку? (Стеклянная). Значит, о каких ещё свойствах стекла и пластмассы мы можем сказать? Стекло какое? (Холодное). А пластмасса какой материал? (Тёплый). Стекло холоднее, чем пластмасса. Пластмасса теплее, чем стекло.

- Кто знает, что произойдет, если стеклянный предмет уронить на пол, он разобьется?

- Правильно, стекло бьётся, значит, оно какое? (Стекло бьющееся, хрупкое, непрочное).

- А если я уроню пластмассовый предмет (роняет, он разбился? Как можно сказать про пластмассу, какой это материал? (прочный, не бьющийся). Пластмасса прочнее стекла. Повторите.

- Да, ребята, пластмасса прочнее стекла, она не бьётся, поэтому из пластмассы делают много разных предметов – игрушки, линейки, разные стаканчики и тарелочки, которые удобно брать в дорогу, в лес. (Все эти предметы показать детям).

- Бывает такая прочная пластмасса, которая даже может заменить металл. Посмотрите и скажите, какие предметы можно сделать и из пластмассы и из металла? (Бидон, миски, тазик для стирки белья и т. д.).

- У пластмассы и стекла есть ещё разные свойства. Посмотрите сквозь стеклянную пластинку. Вы видите что-нибудь?

- А теперь посмотрите через пластмассовую пластинку. Что-нибудь видно?

- Если через предмет видно, значит, он какой? (Прозрачный). А если через него не видно, то он какой? (Непрозрачный). Итак, стекло материал прозрачный, а пластмасса – непрозрачный. Где используется это свойство стекла? Какие прозрачные предметы человек делает из стекла? (Оконное стекло, аквариум, электрические лампочки).

- Вот как много разных качеств у стекла и пластмассы. Зачем человеку надо знать свойства материалов? (Чтобы знать какие предметы из этих материалов можно сделать).

- Давайте ещё раз вспомним, какие же свойства стекла и пластмассы мы узнали. Сначала вспомним одинаковые свойства.

- Стекло и пластмасса водонепроницаемые, гладкие.

- Теперь я начну, а вы продолжите:

- стекло твердое, а пластмасса … (мягкая, упругая);

- стекло холодное, а пластмасса … (тёплая);

- стекло прозрачное, а пластмасса … (непрозрачная);

- стекло хрупкое, а пластмасса … (прочная);

- стекло тяжёлое, а пластмасса … (лёгкая).

- А сейчас кто-нибудь из вас начнет говорить о свойствах пластмассы, а продолжать будет тот, кому передадут вот эту пластмассовую игрушку.

Воспитатель даёт в руки игрушку первому ребенку. Он начинает, передавая игрушку следующему:

- пластмасса мягкая, упругая, а стекло … (твёрдое);

- пластмасса непрозрачная, а стекло … (прозрачное);

- пластмасса теплая, а стекло (холодное);

- пластмасса прочная, а стекло (хрупкое, бьющееся);

- пластмасса лёгкая, а стекло … (тяжёлое).

- Сегодня на занятии мы с вами познакомились со свойствами стекла и пластмассы. Эти материалы обладают свойствами, которые нужны людям для изготовления различных предметов.

- Стекло это не только посуда, зеркала. Это и объективы фотоаппаратов, кинокамер. Мы говорили, что стекло – очень хрупкий материал. Но сейчас ученые сумели создать очень прочное стекло. Из него можно делать окна автомобилей и самолетов. И если в автобусе или автомобиле стоят такие стёкла, то при аварии люди осколками не поранятся, так как от него не будет осколков с острыми краями.

- А некоторые пластмассы тоже обладают необыкновенными свойствами. Есть пластмассы прочнее стали. Все пластмассы не боятся влаги, не ржавеют, не гниют. Поэтому часто пластмасса заменяет дерево, металл, стекло. И все эти свойства человек узнал, изучая их.

- Вот и вы, когда пойдете в школу, будите изучать науку химию и узнаете ещё очень много интересного и полезного.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Знакомство с матрёшкой» по познавательному развитию для детей младшей группыКонспект НОД «Знакомство с матрёшкой» по познавательному развитию для детей младшей группы Конспект НОД «Знакомство с матрёшкой»по познавательному развитию для детей младшей группы. Цель: познакомить детей с предметом народного.

Конспект занятия «Знакомство с водой и ее свойствами» Тема: Знакомство с водой и ее свойствами. Программное содержание: Задачи: Образовательные: -Закрепить знания об основных свойствах воды.

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с космосом» Конспект НОД по познавательному развитию в средней группеТема: «Знакомство с космосом»Программное содержание: - познакомить детей с космосом.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «В мире стекла и пластмассы» Бондаренко Наталья Васильевна Воспитатель первой категории. г. Мурманск МБД0У№104 Конспект образовательной ситуации в старшей группе.

Конспект ОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет «Знакомство со свойствами воздуха» КОНСПЕКТ Тема: Знакомство со свойствами воздуха Образовательная область (познавательное развитие) для детей от 6 до 7 лет Выполнил: Резванцева.

Конспект ОД по познавательному развитию «Знакомство с творчеством кубанского поэта В. Нестеренко» Тема организованной образовательной деятельности: «Знакомство с творчеством кубанского поэта В. Нестеренко». Группа (возраст детей): старшая.

Конспект ООД по познавательному развитию детей средней группы «В мире стекла» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы Тема: «В мире стекла» Разработал.

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Ознакомление со свойствами стекла» в старшей группе .

Конспект занятия «Знакомство со свойствами дерева, металла, бумаги» Конспект занятия. Знакомство со свойствами материалов. Программное содержание: Продолжать знакомить со свойствами дерева, металла, бумаги.

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «В мире стекла» Конспект в старшей группе «В мире стекла» Цель: знакомство с историей возникновения стекла, процессом его производства и свойствами. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство со свойствами стекла и пластмассы»
Опубликовано: 20 января 2019 в 21:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство со свойствами стекла и пластмассы»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Лукина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД