Галина Федорчук
Конспект НОД по развитию речи «Гостья Зима» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи на тему : «Гостья Зима». Описательный рассказ по картинке используя метод моделирования. Старшая группа.
Воспитатель : Федорчук Г. А.
Цель:
- обобщить и систематизировать знания о зиме.
- учить отвечать на вопросы.
- учить подбирать родственные (однокоренные) слова - формирование словаря.
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшой рассказ используя метод моделирования, мнемотехники.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Гостья Зима“ для старшей группы» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый снег) – формирование словаря.
- развивать навык словообразования, логическое и образное мышление.
- прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь.
-воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе, бережное отношение к живой природе.
Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяная, снегири, снегопад, снежок, стужа, капель, подснежник, валежник, жаворонки.
Оборудование: сундучок с заданиями; проэктор; снежок; фланелеграф, мнемотаблица на слово «Зима» ; карандаши простые, пустые мнемотаблицы для индивидуальной работы.
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и илюстраций. Чтение стихов и пословиц, наблюдение за природой и погодой на улице.
Ход занятия.
Организационный момент
Собрались все дети в круг
Я твой друг,и ты - мой друг
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся,
Подмигнём – заниматься мы начнём.
Ребята, у меня в руках сундучок, он не простой, а волшебный. Смотрите, как он весь сияет, блестит, очень красивый. Подарила мне его одна женщина. Я встретила её по дороге в садик, когда шла к вам. Женщина была одета в блестящие белоснежные одежды, на голове была корона из льда и в руках она держала волшебную палочку и этот сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина? (Ответ Зима). Я тоже так думаю.
Закрепить признаки зимы
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы-
И зима настала!
Пришла Зима и подарила нам свой сундучок. Давйте, вместе и посмотрим, что же там внутри находится. Но для этого произнесём чё тко и понятно волшебные слова:
«Чик, чук, чак, чок – открывайся,сундучок!»
- Не открывается, ещё раз и погромче повторить надо. Молодцы. Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов и мы с вами должны на них ответить. Первый сюрприз – волшебный снежок.
Основная часть.
1. И первое наше задание. Зима шагает по земле и хочет знать - знаете ли вы её приметы? Вот сейчас мы с вами поиграем – буду вам давать снежок, а вы берите и отвечайте только те – у кого в руках снежок.
Д/и «Приметы зимы» :
Какая у нас зима? (снежная, холодная, морозная).
Что бывает зимой на улице? (метель, снег,ветер, мороз, река замёрзла, деревья спят – не растут)
Что можно сказать о снеге? Какой он? (пушистый, белый, укрыл всю землю)
Что происходит с животными зимой (медведь и ёжик впадают в спячку, заяц и белка меняют шубку) – на фланелеграфе изображение животных.
Что случилось с птицами? (перелётные улетели в тёплые страны, а зимующим надо помогать – строить кормушки, подкармливать) – на фланелеграфе изображение птиц.
Люди стали как одеваться зимой? (одеваются в тёплые шубы, куртки, надевают шерстяные шапки, варежки, носят валенки).
А как же называются зимние месяцы?
Молодцы! Хорошо описали зиму.
2. Ребята, а теперь сядьте все красиво и покажите мне, что вы готовы к занятию.
^ Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.
А вот и второй сюрприз – смотрите кто это спрятался в сундучке? (Дети отвечают – снегирь) Снегирь – вестник зимы, прилетает в гости с севера,когда к нам приходит зима, а улетит от нас весной. Он принёс нам письмо, где зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем нужные слова.
Д/и «Доскажи словечко»
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю…снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые….снежинки!
На деревья, на лужок, всё снижается…. снежок!
Вот веселье для ребят - всё сильнее…снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в…. снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился….снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка….снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой…снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…снег!
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик)
На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)
4. Развитие связной речи
Рассказ воспитателя «Гостья зима»
Ребята, послушайте как мы с вами будем составлять описательный рассказ по мнемотаблице. Мы уже занимались по таблицам и знаем для чего они нужны – чтобы зашифровывать слова, нам так легче запомнить и пересказать рассказ (показываю на схеме таблицы в квадратиках символ и на картинке составляю поэтапно рассказ)
«Пришла зима. У зимы три месяца : декабрь, январь, февраль. Идёт белый, пушистый снег. Он накрыл землю белым покрывалом Дует ветер. Трещит мороз. Солнце светит, но не греет. Деревья стоят голые, только зеленеют ёлочки. Люди стали одеваться в теплую одежду – шубы, тёплые куртки, надевают шерстяные шапки, варежки, носят валенки. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла зимние забавы: дети катаются на санках, лыжах, коньках. Животные зимой медведь и ёжик впадают в спячку, заяц и белка меняют шубку – маскируются от врагов. Перелётные птицы улетели в тёплые страны, им не стало корма, ведь замёрзли озёра, реки, насекомые спрятались и спят. Зимующие птицы – синица, воробей, дятел – ищут себе корм под снегом, но им надо помогать – строить кормушки, подкармливать. Клёст выводит своих птенчиков зимой – ведь он питается семенами шишек. Мне очень нравится зима!»
Рассматривание мнемотаблицы на слово “Зима”.
Первичное восприятие рассказанного воспитателем: - Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы? …
5. Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
6. Рассматривание мнемотаблицы и перекодирование информации. Дети за своими столами выполняют индивидуальную работу в своих мнемотаблицах.
Гимнастика для глаз: «Зима» - на экране.
Составление описательного рассказа о зиме по воспроизведённой детьми мнемотаблице. Беседа по мнемотаблице.
Дети рассказывают о каждом нарисованном предмете в квадратике.
Объясняют, почему именно он нарисован.
Например:
1-й реб. 1-снежинка, потому что зимой часто идёт снег.
2-й реб. 1-снежинка, потому что земля покрыта белым снегом.
Заключительная часть.
7. Снегирю очень понравилось как вы умеете называть приметы зимы, составлять мнемотаблицы, отвечать на вопросы. Он улетает вместе с Гостьей- зимой на север и прощается с нами до следующего года. Но нам не стоит грустить ведь в каждом времени года есть своя красота. Так устроена природа, что одно время года сменяет другое. Мы радовались, когда на смену хмурой осени пришла белоснежная, весёлая зима. И радуемся теперь, что на смену холодам приходит цветущая весна. Каждое время года по-своему прекрасно, и каждое время года мы любим по-своему. А чтобы Весна-красна к нам пришла пораньше, мы сделаем жаворонков- вестников весны и вместе с веснянкой позовём в гости Весну-Красну.
Выполняем задания (дети складывают гармошкой заготовки цветной бумаги прямоугольной формы – крылышко получается у жаворонка. После чего каждый ребёнок крылышко приделывает в боковое отверстие фигурки жаворонка, сделанного из картона и развешиваем птичек-жаворонков на модель весеннего солнышка.
1. Ой, бежит ручьём вода,
Нет ни снега, нет ни льда.
Ой, вода, ой, вода,
Нет ни снега, нет ни льда.
2. Мы весняночку поём,
Весну красную зовём.
Ой, поём, ой, поём,
Весну красную зовём.
Ребята, вам понравилось наше занятие, что нового вы можете рассказать о мнемотаблицах? А вы какое время года любите больше всего и почему?
Мнемотаблица «Зима»