Наталья Мустайкина
Конспект НОД по развитию речи «Северные олени» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:
«Северные олени»
для детей старшей группы
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативно развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: учить составлять сюжетный рассказ по картине
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Северные олени“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Олень. Детям про оленей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные:
- учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием);
Развивающая :
ГСР: упражнять в образовании названии предметов с уменьшительными суффиксами;
ЗКР: добиться отчётливого произношения слов со звуками Ц, Ч в быстром и медленном темпе.
Воспитательная:
Воспитывать умение выслушивать рассказ сверстника, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор;
Воспитывать чувство уважения друг к другу.
Тип: Обучающее, закрепление знаний, умений и навыков.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.
Форма работы с детьми: совместная деятельность, фронтальная, индивидуальная.
Словарная работа:
Ягель – мох, который служит кормом северным оленям.
Олениха – мать оленёнка;
Оленёнок (или телёнок) – детёныш оленя;
Предварительная работа:
Сюжетное рисование “Северный олень”, имитация действий с «подзорной трубой» - кто больше заметит интересного, чтение рассказов Чаплиной В. В. «Фомка белый медвежонок»; Н. Сладков «Плясунья», А. Толстой «Заяц»; Б. Житков «Рассказы о животных», беседа о Севере.
Оборудование: картина «Северные олени», картинки с изображением животных, лист бумаги на каждого ребёнка, звуковые сигналы, звукозапись «Тундра».
Демонстрационный материал: картина «Северные олени», картинки с изображением животных.
Раздаточный материал: лист бумаги на каждого ребёнка, звуковые сигналы.
Методические приемы:
1. Словесный метод: беседа; вопросы по картине, педагогическая оценка, пояснение.
1. Наглядный: демонстрация (рассматривание) картин.
2. Практический: упражнения (в составление рассказов и загадок).
3. Игровой: игровая ситуация «Путешествие на Север», дидактическая игра «Найди друзей», «Подзорная труба».
Структура НОД:
I. Вводная часть (3 мин.)
1. Приветствие гостей
2. Путешествие на Север
II. Основная часть (20 мин.)
1. Рассматривание картины "Северные олени".
2. Вопросы по содержанию.
3. Рассказы детей, их оценка.
4. "Греемся" – физкультминутка.
5. Д/и "Найди друзей"
6. Возвращение в группу
7. Работа со звуками Ц, Ч.
8. Словесная игра «Большой – маленький»
III. Заключительная часть (2 мин.)
1. Подведение итогов
Ход образовательной деятельности
I. Вводная часть
Воспитатель: Послушайте загадку
Есть у радости подруга
В виде полукруга
На лице она живет,
То куда- то вдруг уйдет, то внезапно возвратится,
Пусть тоска ее боится.
Дети: Улыбка.
Воспитатель: Улыбнемся друг другу, подарим улыбки нашим гостям и с хорошим настроением отправимся в путешествие на Север, а куда попробуйте отгадать (послушайте песню).
Дети: В тундру.
II. Основная часть:
Воспитатель: А как вы думаете какая там зима (ответы детей - морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная) Какой снег зимой? (ответы детей - легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый).
А давайте с вами посмотрим на тундру из далека, для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?
Игра «Подзорная труба»
Ход игры: Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.
Воспитатель: (Воспитатель собирает детей около себя).
- А сейчас мы с вами отправимся путешествовать на самолёте в очень холодный край. Для этого нам надо одеться. Одеваем валенки, шубы, шапки, варежки. (Воспитатель проговаривает и имитирует движения, дети повторяют за ней).
- Заводим мотор и полетели (имитация движений).
Воспитатель подводит детей к стульям в другом месте группы.
- Прилетели. Садимся.
Мы прилетели на Север, где живут. (поворачивает картину).
-Посмотрите внимательно на картину (пауза для рассматривания).
Рассматривание картины «Северные олени».
– А теперь я предлагаю вам посмотреть на картину и ответить на вопросы:
Что нарисовано на этой картине? (олениха с оленёнком)
Что делает олениха? (наклонила голову и ест ягель – олений мох)
Что делает оленёнок? (он стоит рядом и смотрит на неё)
Сравните олениху с оленёнком.
Чем они отличаются? (у оленёнка шерсть тёмная, а у оленихи – серая, у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у оленихи крепкие, сильные она ими разгребает снег, находит корм – ягель, (олениха большая и сильная, а оленёнок (маленький и слабый)
Чем похожи, олениха и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)
Воспитатель обобщает ответы детей. Олениха с олененком живут на Севере. У них густая тёплая шерсть. На голове рога. На ногах копыта. Они достают из-под снега олений мох - ягель.
- Как вы думаете, что с ними происходило до того, что изображено на картине?
(Гуляли - проголодались, недавно родился. Утром проснулись - надо поесть).
- Какими словами можно начать свой рассказ?
(Жили - были, Однажды, Как-то, Один раз).
- Подумайте, что может произойти с ними быть после?
(Поели, пошли в стадо; оленёнок захотел есть молоко, побегать, поиграть; вырос, стал оленем, помогал людям).
Физ. минутка: «Греемся».
А на улице мороз
Ну – ка все потерли нос
Ни к чему нам бить баклуши
Быстро взялись все за уши
У кого не отлетели
С нами дальше полетели
Головою покачали!
По коленкам постучали!
По плечам похлопаем!
А теперь потопаем!
Воспитатель: А сейчас нам надо составить рассказ при оленуху и оленёнка.
Подумайте, как вы начнёте, о чём будете говорить вначале, середине, чем закончите.
- Пауза для обдумывания.
- Ответы 2-3 детей. Оценка
Д/и «Найди друзей»
Воспитатель: Ребята, здесь очень холодно, у меня ручки начали замерзать. А у вас? Мне, кажется,надо собираться в детский сад. Заводим моторы, полетели (имитация движений). - Вот и прилетели, здесь тепло, можно раздеться.
Воспитатель загадывает загадки.
Кто ходит в костяном пальто? (Черепаха)
Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы)
Дети отгадывают.
Почему вы думаете, что это черепаха, ножницы?
Дети отвечают.
Ч-черепаха. Какой звук слышится в начале слова?
Дети отвечают.
Ножниц-цы. Какой звук я выделила?
Дети отвечают.
Произнесите звук «Ц».
Дети произносят.
А теперь звук «Ч».
Дети произносят.
Воспитатель: Молодцы!
А теперь поиграем в другую игру: " Большой- маленький". Я буду называть большие предметы, а вы - придумывать слова про маленьких.
Большая птица - маленькая птичка
Большой цветок - маленький цветок
Большое кольцо - маленькое колечко
Большой лист - маленький листочек.
А теперь придумайте сами.
- Молодцы!
III. Заключительная часть.
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Что вы узнали интересного о тундре? С какими новыми словами вы познакомились?