Наталья Бондаренко
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «В мире стекла и пластмассы»
▼ Скачать + Заказать документы
Бондаренко Наталья Васильевна
Воспитатель первой категории.
г. Мурманск
МБД0У№104
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «В мире стекла и пластмассы»
Цели и задачи.
1. Закрепить представления детей о стекле, его свойствах. Познакомить детей с возникновением стекла.
Публикация «Конспект образовательной ситуации в старшей группе „В мире стекла и пластмассы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пластмасса. Свойства пластмассы
- Старшая группа
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
2. Совершенствовать умение определять вещи из стекла и пластмассы, характеризовать их, определять их качественные характеристики (структура поверхности, свойства, сравнивать их между собой.
3. Развивать связную речь детей, уметь составлять рассказ о свойствах стекла с опорой на крточки-схемы.
Материалы: кукла Карлсон, стеклянные и пластмассовые предметы, карточки-символы свойств стекла, ширма.
Предварительная работа
1. Сравнение предметов из стекла и пластмассы в уголке экспериментирования.
2. Заучивание стихотворения Дж. Родари «Стекляндия».
3. Дидактические игры «Эксперты», «Так и не так», «Узнай на ощупь», «Звуки предметов».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Звучащее, прозрачное воды не боюсь,
А ударь - разобьюсь!
Как вы думаете, о каком предмете эта загадка?
Дети: Эта загадка о стекле.
Воспитатель: Какие предметы из стекла вы знаете? Сегодня мы поговорим с вами о стекле, узнаем много интересного (слышится фонограмма разбитого стекла).
Ребята! Что за шум? Что произошло? Пойду, посмотрю. Воспитатель вносит куклу Карлсона и говорит за неё.
Карлсон: Здравствуйте, ребята! Я мимо сада пролетал. И вас в окошко увидал! Я быстро в форточку влетел Пропеллер что-то мой задел!
Воспитатель: Ребята, а вы догадались, что же произошло с Карлсоном? (ответы детей)
Карлсон: Ой, ребята, я не знал, что так получится! Я думал, что стекло - твёрдое.
Воспитатель: Ребята, какая неприятность могла произойти с Карлсоном?
Дети: Он мог бы пораниться, порезаться!
Воспитатель: Вот сегодня мы и поговорим о стекле, его качествах и свойствах, узнаем, как оно произошло. Мы приглашаем и Карлсона послушать.
Стекло изобрели в давние времена. Однажды моряков на старинном корабле застал шторм. Они решили причалить к берегу, чтобы переждать бурю, а мешки с содой забрали с собой, чтобы подсушить у костра. Ночью люди уснули, а один из мешков, который лежал у самого костра лопнул. Сода, перемешавшись с песком, стала плавиться. Утром, проснувшись, моряки с удивлением обнаружили прозрачные кусочки. Это и было стекло. Много веков прошло с тех пор. Производство стекла изменилось. На помощь людям пришли машины и станки. Есть у нас в стране большие стекольные заводы, где изготавливают различные предметы из стекла.
Воспитатель предлагает детям подойти к окнам, посмотреть, что они видят вокруг (перечисляют).
Воспитатель: Почему мы все это видим? (стекло прозрачное). Выставляет карточку-модель (прозрачность) .
Воспитатель: Мы знаем, что все изделия из стекла -прозрачные. А представьте себе, что было бы, если бы витрины магазинов были железные? (ответы детей)
Проводится игра «Это так или не так?» Воспитатель бросает мяч ребё нку и говорит:
Мяч - из стекла
Окна - из пластмассы
Аквариум - из дерева
Сумка - из стекла
Витрины – из кожи и т. д.
Дети дают правильные ответы, доказывают, почему так.
Воспитатель: ребята, давайте ещё раз вспомним, что случилось с Карлсоном и найдём, еще одно свойство стекла.
Воспитатель выставляет карточку. Стекло при ударе разбивается надо быть очень осторожным.
Послушайте стихотворение:
«Однажды я нашёл стекло
Такое острое оно!
В песочнице лежат осколки
Они остры и очень колки!
А здесь ведь малыши играют
Опасность их подстерегает!
И вместе с ней я всё убрал!»
Вопросы: Какая опасность подстерегает малышей? Почему мальчик позвал старшую сестру? Как вы поступите, если найдёте стекло? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы замечали, как в магазине проверяют стеклянные предметы? (их осматривают, постукивают по ним) Сегодня и мы с вами будем продавцами-контролёрами. Подойдите к столу и проверьте, как звучат различные предметы из стекла (стакан, ваза, бокал, статуэтка). Затем воспитатель прячет эти предметы за ширму и вновь постукивает по ним. Проводится игра «Узнай предмет по голосу». Дети пытаются угадать какой предмет звучит за ширмой. Воспитатель подводит с детьми итоги. Звук стекла зависит от качества стекла, от толщины стекла.
На магнитную доску выставляется карточка с символом (звук) и карточка-символ, которая обозначает тонкое или толстое стекло. Воспитатель выставляет еще одну карточку. Эта карточка обозначает, что определять качества стекла нам будут помогать наши руки.
Пальчиковая гимнастика
Разогреем наши руки
Пусть они не знают скуки
Могут руки нам опять
О предмете рассказать
Гладкий ли, шероховатый
Всё хотят узнать ребята
Твёрдый, мягкий иль иной
Всё узнаем мы с тобой!
Воспитатель предлагает пройти к столам, взять в руки предметы из стекла, осторожно потрогать, определить на ощупь (гладкое, холодное, твёрдое). А теперь ребята, расскажите, что вы сегодня узнали о стекле, помогут вам эти карточки:
Рассказы детей о свойствах и качествах стекла.
Карлсон: Ребята! Как много я узнал нового о стекле. Спасибо вам!
Я решил открыть магазин стеклянной посуды. Он будет называться «Мир стекла».
Воспитатель предлагает детям проверить, правильно ли Карлсон подобрал предметы (дети сортируют пластмассовые и стеклянные изделия). Дети доказывают Карлсону, что он ошибся, сравнивают свойства пластмассы и стекла. Карлсон благодарит детей прощается с ними.
Использованная литература
1. «Ребёнок и окружающий мир» О. В. Дыбина «Мозаика_Синтез», Москва 2010г.
2. Дыбина О. В. Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников_ТЦ «Сфера» 2000г.
3. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Сценарии игр-занятий для дошкольников – ТЦ «Сфера» 2004г.
В конспекте использованы авторские стихи и пальчиковая гимнастика воспитателя Бондаренко Н. В.