Валентина Олеговна Казакова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе ДОУ на тему «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Научить пересказывать содержание сказки, используя схемы.
• Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа сказки и умение выражать свое отношение к нему.
• Закрепить в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.
• Упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе ДОУ на тему „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», картинки-пазлы к сказке, сундучок, нарисованные яблоки (красные, зелёные, желтые, черное, ноутбук, магнитофон.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Ход занятия:
- Ой, ребята, посмотрите, а что здесь стоит? (Сундучок). Правильно! Он очень красивый, правда? Мне кажется, что это не простой сундучок, а волшебный! Давайте попробуем его открыть. (Сундучок не открывается). Ребята, скажите, с помощью каких волшебных слов в сказках открывают замки, двери, вход в пещеру и т. д. (Сим-сим откройся,). Может мы тоже попробуем. (Говорят волшебные слова, сундучок открывается, а там пазлы и записка).
- Ребята, скажите, а что это за картинки? (Пазлы). Что же нужно с ними делать, кто знает? (Надо собрать из них одну целую картинку). Может мы с вами тоже попробуем? (Собирают пазлы). Что же у нас получилось (На картине сестрица Аленушка и братец Иванушка). Правильно! А про записку мы с вами совсем забыли. Давайте прочитаем!
( Читают: «Ребята, если вы собрали картинку и отгадали кто там нарисован, то мы приглашаем вас в гости в нашу сказку.
Сестрица Аленушка и братец Иванушка.»)
- Ребята, а вам хотелось бы попасть в сказку? (Да). Тогда предлагаю отправиться в сказочное путешествие. Для этого нужно дружно взяться за руки, закрыть глаза и сказать :
«Тили-тили-тили-бом
Открывайся сказки дом!»
(Звучит сказочная музыка)
- Вот мы и в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». В сказке, ребята, всё необычно. Посмотрите, тут даже яблоки растут на ёлке? Интересно, почему? (Это сказочная страна). Молодцы, а ёлка – это сказочное «дерево поступков». Скажите, ребята, а какими бывают поступки? (Хорошими, плохими). Сказочные герои тоже совершают и хорошие и плохие поступки, а мы с вами можем показать им как относимся к этим поступкам. Но разговаривать мы с ними не можем, поэтому свое отношение будем показывать через разные цвета. Посмотрите, какого цвета здесь яблоки? (Зелёного, желтого, красного, черный). Что же могут обозначать эти цвета, давайте подумаем вместе? (Зеленый – хочу помочь, желтый – мне жалко, красный – радость). Давайте возьмем эти яблочки с собой, я думаю, что они нам ещё пригодятся.
(Собирают яблоки).
- Все яблоки собрали? Тогда в добрый путь по сказке.
(Звучит запись голосов птиц).
- Ребята, мы попали в сказочный лес! Слышите, поют сказочные, лесные птицы!
1 картинка.
• Кто нарисован на этой картине? (Алёнушка и Иванушка)
• С кем жили Алёнушка и Иванушка? (С дедушкой и бабушкой, но они умерли).
• Что случилось потом с ними? (Аленушка взяла Иванушку и пошла работать в поле). Какие чувства вы испытываете к Аленушке и Иванушке? Какого цвета яблоко оставите? (Желтого). Молодцы! Пойдемте дальше.
2 картинка.
• Какая беда случилась с Иванушкой на этой картинке? (Иванушка попил из козьего копытца и превратился в козлёночка).
• Как вы думаете, почему с ним случилась такая беда? (Он не послушался сестру, ее совета).
• Как вы думаете какой по характеру Иванушка? (Глупый, упрямый). Какие чувства испытываете к нему? Какого цвета яблоко оставите для него? (Желтого, зеленого). Хорошо! Двигаемся дальше.
3 картинка.
• Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (Колдунья).
Почему она это сделала (она злая, завистливая).
- А сейчас какие чувства вы испытываете? (Страх). Каким бы цветом вы обозначили это чувство? (Черным, оставляют черное яблоко).
- Как бы страшно нам ни было, но нужно двигаться дальше. Ой, ребята, а куда это мы с вами забрели? (На полянку).
- Действительно похоже на лесную полянку, давайте присядем, отдохнем. (Садятся на коврики). Ой, а здесь какая-то записка. Может быть она для нас?
( Читает: «Дорогие гости, дорогу из моего леса можно найти только выполнив задание, а справятся с этим только добрые, чуткие люди, а злые останутся здесь навсегда!
Хозяйка волшебного леса.)
Нужно подобрать к простым словам волшебные, ласковые:
Солнце (солнышко)
Иван (Иванушка)
Алена (Аленушка)
Сестра (сестрица)
Брат (братец)
Камень (камушек)
Лес (лесочек)
Хозяйка (хозяюшка)
- Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему мы справились с заданием? (Мы добрые и работали дружно, вместе).
- Молодцы! Давайте никогда не будем забывать добрые, ласковые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко, глядя человеку в глаза и улыбаясь, потому, что от улыбки даже хмурый день становится светлей.
- Ребята, отдохнули чуть-чуть? А сейчас нам пора отправляться в путь по сказке.
4 картинка.
- Странно, ещё какой-то персонаж появился в этой сказке. Кого на пути встретили Аленушка и козленочек? (Встретили купца, который потом женился на Алёнушке). Как вы думаете какой поступок совершил купец? (Добрый). Какие чувства вы испытываете? Какого цвета яблоко оставите? (Красное). Отправляемся дальше.
5 картинка.
- Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? Почему? Что произошло с Аленушкой? (Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца. Она обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка).
- Кто в сказке не поверил колдунье? (Козлёночек).
- Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).
6 картинка.
- Как закончилась сказка? (Купец спас Аленушку, а Иванушка снова стал мальчиком). Какие сейчас чувства вы испытываете? (Радость). Какого цвета яблоко оставите на этот раз? (Красное).
- Вот мы с вами и прошли через сказочный лес, ребята.
- Как вы думаете, что победило в сказке : добро или зло? (Победило добро).
Почему вы думаете так? Молодцы!
- Ребята, я и не думала, что для путешествия по сказке понадобится столько сил, давайте немножко отдохнем (садятся на стульчики). Ой, а что это? Да это же книга со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (воспитатель «открывает книгу» и удивляется). Но почему здесь вместо букв и картинок странные символы? Кто-то, наверное, заколдовал эту книгу. Чьи же это проделки? (Колдуньи). Ребята, что же нам делать? Может быть попробуем расколдовать эту книгу?
(Проводится работа с символами).
- Молодцы, ребята, и с этой трудной задачей вы справились! Ведь перед добром никакое колдовство не может устоять. А у меня, ребята, для вас есть очень красивое стихотворение про доброту, вот послушайте:
Доброта- вещь удивительная
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым- значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым- значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней.
И всё же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой- всегда один…
- Скажите, ребята, а почему злой всегда один (С ним никто не хочет дружить).
- Молодцы! На этом наше путешествие в сказку закончилось, пора возвращаться в детский сад. А сестрица Аленушка и братец Иванушка дарят вам на прощанье книжку со своей сказкой и желают вам оставаться такими же добрыми, чуткими и дружными ребятами. Ведь тогда у вас всегда будет множество хороших друзей!
А теперь возьмемся за руки, закроем глаза и скажем:
«Тили-тили-тили-бом
Закрывайся сказки дом».
(Звучит сказочная мелодия).