Людмила Борзенкова
Конспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, сюжетам, ситуациям, отрывкам музыкальных произведений, по названию сказки, по пословице, заданной теме.
Вызвать чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.
Учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы, присказки, концовки русских народных сказок.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „В гостях у сказки“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Закрепить умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев, использовать в речи диалоги, инсценировать произведения.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: Иллюстрации к сказкам, атрибуты к сказкам.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок
Слушание отрывка музыкального произведения «В гостях у сказки»
Воспитатель: Эта музыка переносит нас в чудесный мир сказки.
Воспитатель: Кто живет в сказках?
Воспитатель: Как начинаются сказки? (Высказывания детей.)
Воспитатель: Какими словами заканчиваются сказки?
Воспитатель: Что можно использовать, чтобы сказка была красивой? (Присказки, песенки, пословицы, поговорки.)
Воспитатель: Какие присказки вы знаете? (Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; сказано — сделано.)
Воспитатель: А как называют людей, которые сочиняют сказки?
Дети: сказочники
Воспитатель: Сказки - это наше первое знакомство с литературой, первые уроки доброты, трудолюбия, храбрости, справедливости. Значит, чем больше сказок знаешь, тем наш замечательный земляк. За восемь лет он собрал, изучил и издал огромное количество русских народных сказок : волшебных и бытовых, сказок потешных и сказок о животных.
Так их и называют теперь - «Сказки Афанасьева».
«Шестьсот сказок - не сочиненных на манер народных и не переделанных на литературный манер, - шестьсот подлинных народных сказок принес нам в своих сундуках Афанасьев Выдающийся русский ученый-фольклорист и сказочник. Родился 11 июля 1826 года в уездном городе Богучаре Воронежской губернии. Вскоре Афанасьевы переехали в Бобров, где отец семейства долгое время служил стряпчим - мелким судейским чиновником.
Афанасьев А. Н. занимается собиранием песен, заговоров, пословиц, примет и загадок, описывает обряды, еще сохранившиеся в русских деревнях. Открываются интереснейшие вещи. Оказывается, известная песня «Во поле березонька стояла» не так проста, как кажется на первый взгляд. Это одна из песен, тайно исполнявшихся девушками в лесу в «русальи дни» и обращенных к этим мифическим обитательницам рек и озер.
Разные герои живут в сказках А. Н. Афанасьева: необычайные, волшебные - Кощей и Марья Моревна, Жар-Птица и Баба Яга; самые обыкновенные - солдат и крестьянин, бедняк и богач, поп и работник. В каждом сказочном образе показаны хорошие и дурные стороны человека, заложен «добрым молодцам урок». Ведь даже животные в сказках учат нас не бояться и не завидовать, быть храбрыми и находчивыми.
Воспитатель: Покатилось, покатилось светлое колечко, Покатилось, покатилось с нашего крылечка. Кто колечко найдет, тот и сказку начнет.
Выставляются иллюстрации «Лиса печет блины», «У леса на опушке», «Сказочная избушка».
Дети выбирают иллюстрацию, составляют по ней сказку.
Образец сказки : Жила-была лиса. Печь блины была мастерица А как; говорится: «Дело мастера боится». На блины всех зверей созвала был и за- инька-горностаинька, и волчище-серый хвостище, и ежик — ни головы, ни ножек И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Воспитатель: Покатилось, покатилось светлое колечко, Покатилось, покатилось с нашего крылечка Кто колечко возьмет, тот и сказку начнет.
Составление сказки по модели : лес, елочка, заяц, лиса и другие животные.
Составление сказки по названию.
Воспитатель: Вам нужно придумать сказку на тему «Правда и кривда».
Дети придумывают сказки, используя сказочных персонажей.
Физкультминутка
Дети имитируют движения животных. Отгадайте без подсказки :
Кто пришел сюда из сказки?
Длинноухий и косой —
Верно, зайчик озорной.
• Весь лохматый, косолапый,
Знай, сосет большую лапу.
Отгадали, ребятишки,
Это мишка-шалунишка
• Платье, будто бы у елки,
У него иголки колки.
Ах, какой колючий ежик,
Нет ни головы, ни ножек.
• Любят спорт, игрушки, книжки.
Это наши ребятишки.
Дети выполняют различные движения.
Воспитатель: Жила у нас в Воронежской области бабушка Куприяниха и сочиняла сказки. Были у нее сказки волшебные, сказки о животных, бытовые — особенно она любит рассказы про попов. Основные ее сказки — бытовые, хотя сама она, как свидетельствует собирательница, больше всего ценит и любит сказки волшебные, отмечая всегда при рассказе, «что данная сказка особенно хороша и интересна». Главной и основной особенностью ее сказок является зачин, концовка, рифмовка. Так, в сказке про козу с козлятами: «ухватил за хвост, сел маленький кузнечишка на нос»; в сказке «Два брата» дети бедного брата получают определенные имена: Тишка и Танька. Имена эти вызваны к жизни. «Ох, жена, поди-ка ты в лавку, купи ты Тишке книжки. купи Таньке — раздуванку». Этим же вызвано и прозвище мерина: «упала осина и убила мерина Максима».
Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по сказкам, искать будем страницы из книги сказочника Афанасьева, а поможет нам карта Василисы Премудрой.
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять
Сказку будем начинать.
Воспитатель: - Ребята, вот мы и в волшебном лесу. Вот тут нам и пригодится карта Василисы Прекрасной. Посмотрите, в каком направлении, по какой дорожке нам идти. (Дети по карте определяют направление, идут по дорожке).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, да это сказочный домик. Давайте постучим, поздороваемся, да узнаем, кто в домике живет. (Дети стучат, узнают, что там живет Лисичка-сестричка)
Воспитатель: - Скажи-ка нам лисичка, не находила ли ты странички из волшебной книги сказочника Афанасьева.
Лиса: страничку я нашла, вон под тем пеньком, только я вам ее так просто не отдам. Два задания моих выполните. Мое первое задание будет таким – на этих листах я «спрятала» названия знакомых вам сказок. Отгадаете названия сказок – отдам вам странички из книги. Ребусы «Лиса и козел», «Лиса и волк». (На карточках написаны названия сказок, но пропущены гласные буквы. Например «Л…С… и к…з…л.»)
Лиса: ладно, первое мое задание вы выполнили, но это еще не все. Мое второе задание будет таким – соберите-ка ребятки волшебные кубики, да сказку отгадайте. (Ребята собирают кубики и отгадывают название сказок).
Лиса: молодцы ребята, задания мои выполнили, отдаю вам странички из волшебной книги
Воспитатель: - А мы лисичка знаем интересное стихотворение:
Мы лесами шли густыми.
И оврагами крутыми,
Где медведя не бывало,
Где и птица не летала.
Там в дупле большой осины
Угнездился рой пчелиный.
Мы медок соберем –
По тропинке в лес пойдем.
(Дети читают стихотворение, выполняют движения по тексту, благодарят и уходят, дальше по карте двигаются по дорожке, доходят до яблони, здороваются).
Воспитатель: - Яблонька, нет ли у тебя страниц из волшебной книги сказочника Афанасьева?
Яблоня: конечно есть, только помогите мне яблочки мои наливные собрать, а то ветки под их тяжестью ломаются, а на каждом яблочке интересное задание.
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем яблоньке. Сейчас я сорву яблочко, прочту задание: продолжи фразу – «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут…», «По щучьему велению, по моему хотению…», «Высоко сижу…». (Ребята срывают яблоки, выполняют задание, яблоня благодарит ребят и отдает странички из книги).
Воспитатель: - Ребята, нам пора в путь, давайте посмотрим карту. (Идем, на пути избушка на курьих ножках).
Воспитатель: - Зачем пришли? Зачем пожаловали?
Дети: за страничками!
Баба Яга:- Вот вам кроссворд сказочный, отгадаете, так и странички свои получите. (Ребята отгадывают кроссворд. В кроссворде ключевое слово «сказка»).
Воспитатель: - Мы отгадали кроссворд, и задание твое избушка выполнили. (Избушка отдает детям страницу из сказки).
Воспитатель: - Ребята, давайте книгу сказочника соберем. Все страницы по порядку разложим.
(Дети раскладывают страницы, воспитатель благодарит детей за книгу).