Татьяна Максименко
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «Волшебный мир сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
Учить узнавать знакомые сказки по иллюстрациям, закрепить умение классифицировать их на две группы (русские народные сказки и авторские сказки). Продолжать учить с помощью взрослого придумывать сказки, решать
самостоятельно проблемные ситуации. Развивать культуру речи.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по развитию речи „Волшебный мир сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
Развивать коммуникативные качества детей, связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение, внимание через интерес к сказкам. Развивать мышление, память при отборе картинок.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Воспитывать доброжелательность, коммуникативность, Формировать интерес к сказкам, нравственно начало личности ребенка. Воспитывать любовь и интерес к сказкам.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок и авторских сказок в детском саду и дома. Рассматривание иллюстраций к ним. Игры детей в дидактические игры «Назови сказку», «Угадай отрывок из сказки». «Придумай сказку». Настольные игры «Выложи сказку из кубиков и назови». Показ ребятами настольного театра своим сверстникам и малышам «Курочка ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка». Индивидуальные беседы с родителями на темы: «Роль сказки в жизни детей», «Роль сказки в нравственном воспитании», «Роль сказки в развитии речи, оформление книжного уголка с помощью родителей и детей на тему «Сказка в каждый дом». Беседы с детьми на нравственные темы «что такое хорошо и что такое плохо», «Я добрый», «На свете много добрых дел». Разучивание физкультминутки.
Оборудование:
• конверт;
• картинки с иллюстрациями из сказок;
• костюм часового;
• цветы;
• елки;
• грибы;
• цветик-семицветик;
• аудиозапись;
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас много гостей, предлагаю подарить им приветливые слова: «доброе утро», «здравствуйте», «рады видеть Вас у нас», «мы рады Вам», «приятно вас видеть», «приветствуем Вас». Здравствуйте, уважаемые гости. Проходите, присаживайтесь. Предлагаю вам не хмурить брови, посмотреть друг на друга и улыбнуться. Мы сегодня всё будем делать с улыбкой, и у нас всё будет получаться. А что значит быть добрым?
(ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, где всегда добро побеждает зло?
Дети: В сказках добро побеждает зло.
Воспитатель: А что же такое сказка?
Дети: Сказки это волшебный мир, чудо, победа над злом.
Воспитатель: Верно. Это вымышленная история, со счастливым концом и обязательной победой над злом. А кто пишет сказки, ребята?
Дети: Сказки пишет народ и писатели.
Воспитатель: Ребята, а писателей, которые пишут или сочиняют сказки, называют еще сказочниками. А как одним словом назвать сказки, которые сочинили писатели-сказочники?
Дети: Авторские сказки.
Воспитатель: Ребята, а какие авторские сказки вы знаете?
Дети: А. С. Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке», «О царе Салтане»); Г. Х. Андерсена («Гадкий утенок», «Дюймовочка»); П. П. Ершова («Конек Горбунок); К. И. Чуковского («Мойдодыр», «Тараканище», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит»; Ш. Перро («Красная шапочка», «Золушка»).
Воспитатель: Молодцы. А как называются сказки, которые придумал народ?
Дети: Народные сказки.
Воспитатель: Правильно. У каждого народа есть свои сказки. У русского народа - русские народные сказки, а какие сказки у белорусского народа?
Дети: Белорусские народные сказки.
(Воспитатель перечисляет народы : венгерского народа, татарского народа, грузинского народа, ненецкого народа)
Дети: венгерские, татарские, грузинские, ненецкие народные сказки
Воспитатель: Ребята, а какие русские народные сказки Вы знаете?
Дети: Теремок, Гуси-лебеди, Три медведя, Маша и медведь, Репка, Колобок, Волк и семеро козлят, Петушок Золотой гребешок, Три медведя, Кот, петух и лиса…
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы сказали все правильно. Посмотрите на иллюстрацию. Какая сказка на ней изображена?
Дети: Русская народная сказка «Репка»
Воспитатель: А кто автор этой сказки?
Дети: народ
Воспитатель: (показывает на другую иллюстрацию) : Из какой сказки эта картинка?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке»
Воспитатель: А кто автор этой сказки?
Дети: А. С. Пушкин
Воспитатель: Какая из этих сказок авторская?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке»
Воспитатель: Правильно. Ребята, на столе разложены картинки, рассмотрите их внимательно. Выберите себе одну картинку. Подумайте, к каким сказкам относится ваша иллюстрация?
(Дети выбирают по одной картинке, рассматривают их. Воспитатель, обращаясь по очереди к детям)
Воспитатель: Как ты считаешь, эта картинка относится к русской народной сказке или авторской?
Дети: Русская народная сказка «Колобок», «Красная Шапочка» Ш. Перро,
(Дети, называя сказки, размещают картинки на нужной доске, разделяя на народные или авторские сказки)
Воспитатель: Осталась одна картинка. Ой! Это, наверное, моя. Ребята, я забыла, что же это за сказка, и кто ее сочинил.
Дети помогают:.
(Ставится последняя картинка и звучит сказочная музыка со световой иллюминацией)
Воспитатель удивленно: Ребята, куда это мы попали? Смотрите! Стоит часовой у ворот.
Часовой: Стой! Кто идет!
Дети: Это мы, ребята, из детского сада. Скажите, пожалуйста, где мы?
Часовой: Вы попали в страну Сказок, в неё может попасть любой человек, если справится с моим заданием. Согласны?
Дети: Конечно, согласны, мы справимся.
Часовой: Задание сложное, будьте внимательны, сказка заколдована отгадайте и назовите её.
-Жи. бы. де. и ба. И бы. у ни. Ку. Ря. Сне. ку. я не про., а зо. Де. би.
Би---не разби. Ба. би. би---не разби. Мы. бе., хво. ма., я. упа. и ра. Де.
Пла., ба. пла., а ку. Ря. Г. Не пла. де., не пла. ба. Я сне. ва. я не зо., а про.
Дети: Это русская народная сказка «Курочка Ряба».
Часовой: Да, ребята, с задание вы справились ловко. Что-то я устал на посту стоять. Пора размяться. Ребята, вы со мной?
Дети: да
(Физкультминутка)
Воспитатель: Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой скорей полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Часовой: Хорошо размялись.
Воспитатель: Часовой, пропускай нас, мы задание выполнили.
Часовой: Все равно не пущу.
Воспитатель: А мы знаем волшебные слова для того чтобы ты нас пропустил.
Часовой: Назовите их.
Дети: Будьте добры, будьте любезны, пропустите нас, пожалуйста!
Часовой: Раз вы такие вежливые, я вас пропущу, вот только у нас страшно гулять по стране сказок : происходит что-то странное: многие сказочные герои пропадают. Не знаете, кто это?
Дети: Нет, мы не знаем. Часовой, а это человек?
Часовой: Нет, не человек.
Дети: Он животное?
Часовой: Да, животное.
Дети: Он злой?
Часовой: Да, злой.
Дети: Он зубастый?
Часовой: Очень зубастый.
Дети: Мы узнали-это волк.
Часовой: Да, ребята, это злой волк бродит, многих героев напугал, проглотил. Не знаем, что с ним делать.
Дети: Побеседовать с волком, наказать его, объяснить правила поведения.
Воспитатель: Кажется, я знаю, что надо делать. Надо придумать сказку про волка, как он стал добрым.
(Дети сели на подушки на ковре-на камни)
Воспитатель: Жил был волк, он был злой и страшный. Однажды он встретил бабушку и….
(Дети придумывают продолжение сказки.
Например: Поплакала, поплакала бабушка и пожаловалась волку, что ей некому помочь: вынести мусор, сходить в магазин, перевести через дорогу, сварить обед. Волк решил помочь бабушке. А когда волк вышел от бабушки, подумал: «А зачем же я помогал бабушке, я же злой. Лучше я кого-нибудь съем»)
Воспитатель: Идёт волк дальше, а навстречу ему полицейский. Полицейский и говорит…
Например: Уважаемый волк, помогите вытащить бегемота из болота. Волк удивился и пошел помогать. За это ему дали медаль «Юный спасатель».
Воспитатель: Идёт волк дальше, а навстречу ему катится Колобок. И говорит волк колобку…
Например: Волк, волк, ты меня съешь? Волк отвечает, не буду я тебя, есть, ты из теста – от этого поправляются. Махнул волк лапой и пошел домой. Он шел и думал: «Как хорошо быть добрым».
(Звучит громкая музыка.
У Часового раздается звонок мобильного телефона)
Часовой берет трубку: Что случилось?
(пауза)
Часовой Он всегда будет добрым.
(Часовой объясняет детям)
Часовой: Это звонила лиса и сказала всем, что волк перестал пугать и есть зверей и стал добрым. Это просто замечательно. Спасибо Вам, ребята, что помогли исправить волка. Вы сделали доброе дело. Теперь у меня есть друзья и не в сказочной стране.
Воспитатель: Мы рады новому другу и могу научить тебя и ребят новой игре «Скажи правильно», в которую вы будите играть.
Часовой: Да, конечно хочу научиться новой игре.
Воспитатель: Слушайте внимательно. Я вам сейчас скажу что-то неправильное, а вы меня поправите.
• Колобок съел лису.
• Посадила репка дедку.
• Сел пенек на мишку и слышит.
• И проглотила бабушка волка.
• Плачет курочка, а дед и баба говорят.
• Стоит мышка-норушка, а мимо теремок бежит.
(Дети говорят правильные варианты)
Часовой: Вот это интересная игра, сказок я знаю много, заданий придумаю много. Спасибо Вам за новую игру.
Воспитатель: Ребята, нам надо уже возвращаться в детский сад.
Часовой: Я вас провожу.
(Все вместе возвращаются к посту Часового, и звучит громко та же музыка)