Людмила Болотина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Одежда, обувь, головные уборы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Систематизация и закрепление знаний детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы».
Задачи. 1) Обобщить и систематизировать представления об одежде, обуви, головных уборах, материалах, из которых они изготовлены.
2) Расширять, уточнять, активизировать словарь по данной теме.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе „Одежда, обувь, головные уборы“» размещена в разделах
- Головные уборы
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обувь. Все материалы по обувной теме
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3) Совершенствовать грамматический строй речи : образовывать и употреблять относительные прилагательные, существительные в родительном падеже множественного числа.
4) Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
5) Закреплять правильное произношение звуков – развивать связную речь, умение составлять описательные рассказы о предметах одежды по предложенному плану, воспитывать навыки взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности, бережного отношения к вещам.
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришло письмо. Оно адресовано нам. Почитаем его?
Дети соглашаются, воспитатель читает: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лиля. Я ездила в гости к бабушке, а когда вернулась обратно, то вспомнила, что чемодан с вещами остался там. Помогите мне, пожалуйста, приобрести одежду». Предлагает помочь девочке.
Воспитатель. Где мы можем купить одежду?
Дети. В магазине.
Воспитатель. Тогда отправляемся в магазин.
Вокруг себя повернись и в магазине окажись.
Дети выполняют действия.
Воспитатель. В магазине много отделов, а вот в какой отдел мы попали, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло.
И много их на белом свете, но их запомнить мудрено.
Эти вещи надо знать. В них хорошо играть и спать,
Гулять и летом, и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать: кто их надел, куда пошел,
Зачем их надо примерять?
Для ног, для рук, для головы они важны и хороши.
Красивы – просто загляденье. О чем мое стихотворенье?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, это загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом – одежда. А что же такое – одежда?
Дети. Одеждой называется то, что мы надеваем на себя.
Воспитатель. Какие предметы одежды вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель. Для чего человеку нужна одежда?
Дети. Одежда нужна человеку для того, чтобы не заболеть. Она спасает от холода, от мороза, защищает наше тело от дождя, солнечного ожога.
Воспитатель. Вся чудесная одежда, которую мы с вами носим каждый день, сшита руками мастериц. Одежду шьют на фабрике. Люди этих профессий – портной и швея. Послушайте стихотворение, которое так и называется: «Портниха».
Лена куклу нарядила: платье новое ей сшила.
На подол и рукава пристегнула кружева.
Куклу хвалят все игрушки: «До чего красив наряд!»
Лену хвалят все подружки: «Вот портниха», - говорят.
Воспитатель. А еще на швейной фабрике работают модельеры. Что они делают?
Дети. Они придумывают фасон одежды и рисуют его. Потом над моделью работают разные люди: закройщики, швеи.
Воспитатель. А где шьют одежду?
Дети. В ателье, в швейной мастерской, на швейной фабрике.
Воспитатель. На сем шьют одежду?
Дети. На швейной машине.
Воспитатель. Одежду шьют из разных тканей: из шелка, меха, кожи, драпа, фланели, хлопка.
Игра с мячом «Какая бывает одежда?»
Одежда из шерсти – шерстяная, из сатина - …сатиновая, из кожи - …кожаная, из бархата. бархатная, из меха - …меховая, из ситца - …ситцевая, из шелка - …шелковая, из драпа - …драповая, из фланели - …фланелевая, из хлопка - …хлопковая.
Игра «Назови ласково»
Куртка – …курточка, шапка - …шапочка, шарф – …шарфик, плащ – …плащик, свитер – …свитерок, кофта – …кофточка, рубашка – …рубашечка, платье – …платьице, перчатки – …перчаточки, штаны – …штанишки, брюки – …брючки, колготки – …колготочки, носки – …носочки, сапоги – …сапожки, ботинки – …ботиночки.
Воспитатель. Вокруг себя повернись, в другом отделе окажись.
Дети выполняют действия и садятся на стульчики.
Воспитатель. Отгадайте загадку, чтобы узнать, в каком отделе магазина мы оказались.
Вещи эти всем нужны, для головы они важны –
От перегрева и простуд они ее уберегут.
Дети. Это головные уборы, и мы оказались в отделе, где продаются головные уборы.
Воспитатель. Что такое - «головные уборы»? Для чего они нужны человеку? Из чего они могут быть изготовлены? Назовите головные уборы, которые мы видим в магазине.
Дети рассказывают о головных уборах.
Игра «Один – много».
Одна меховая шапка – много меховых шапок, одна джинсовая кепка – …много джинсовых кепок, одна соломенная шляпа – …много соломенных шляп, одна сатиновая фуражка – …много сатиновых фуражек.
Физкультминутка.
Мы становимся все выше, достаем руками крышу.
Раз, два – поднялись, три, четыре – руки вниз.
Пальчиковая гимнастика «Гномики – прачки» (стоя).
Жили – были в домике маленькие гномики:
Пики, Мики, Токи, Лики, Чики.
Стали гномики стирать: Чики – носочки,
Лики – штанишки, Токи – рубашки, Мики – платочки.
Пики – умница был, всем водички носил.
Воспитатель. Вокруг себя повернись, в другом отделе окажись.
А вот в каком – отгадайте загадку.
Шьют изделия эти обычно из кожи.
На пару друзей они очень похожи.
У них есть подошва, шнурки и застежки,
И люди их носят только на ножках.
Дети. Обувь.
Воспитатель. Что такое обувь? Для чего она нужна человеку?
Ответы детей.
Воспитатель читает стихотворение «Ботинки» :
Всюду, всюду мы вдвоем неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам, по зеленым берегам.
Вниз по лестнице сбегали, вдоль по улице шагали.
После лезли под кровать, будем там тихонько спать.
Игра «Скажи наоборот».
Надевать – снимать, одевать – …раздевать, продавать – …покупать, завязывать – …развязывать, застегивать – …расстегивать, гладить – …мять, яркий – …бледный, толстый – …тонкий, вешать – …снимать, сухой – …сырой, легкий – …тяжелый, дорогой – …дешевый, чистить – …пачкать, длинный – …короткий, высокий – …низкий, теплый – …холодный.
Дидактическое упражнение «Что будет, если…»
Воспитатель предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то. "
1). Что будет, если летом носить меховую шапку? (то в ней будет жарко и голова вспотеет).
2). Что будет, если зимой ходить в трусах и майке? (то можно замерзнуть и заболеть).
3). Что будет, если в дождь обуться в тапочки? (то в них промокнут и замерзнут ноги).
4). Что будет, если в жару не надеть панаму? (то можно получить солнечный удар).
5). Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки? (то можно голову продуть и заболеть).
6). Что будет, если в мороз гулять без варежек? (то можно отморозить руки). В осенних ботинках? (то можно отморозить ноги). В кепке? (можно простудиться).
Игра «Разложи покупки».
Воспитатель. Ребята, Лиля очень рада, что вы помогли ей купить одежду, обувь и головные уборы. Но она запуталась и просит вас напомнить ей, как что называется и разложить покупки по местам: одежду убрать в шкаф, головные уборы положить на полку, а обувь – в коробку.
Дети выполняют задания.
Воспитатель. Лиля благодарит вас всех за помощь и прощается с вами. А мы возвращаемся в детский сад.
Вокруг себя повернись и в детском саду окажись.
Наше путешествие закончилось. Молодцы, ребята! Вы сегодня все хорошо занимались.