Елена Гуслякова
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе логопедической группе «Звук и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Развивать мелкую моторику;
• Упражнять в умении образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением;
• Закреплять правильное произношение звука [ш];
• Упражнять в выделении звука [ш] на слух и по картинкам, определять его место в слове;
• Упражнять в согласовании числительных с существительными;
• Развивать фонематическое восприятие;
• Совершенствовать навыки слухового анализа, синтеза слов;
• Закрепить умение составлять схемы предложения;
• Закрепить умение делить слова на слоги и выделять ударный слог;
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной к школе логопедической группе „Звук и буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• Воспитывать психические качества: волю, целеустремленность; желание доводить начатое дело до конца; осознанное отношение к учебной деятельности.
Оборудование: флажки синего цвета, цветные карандаши, карточки для звукового анализа; карточки – схемы предложения; набор цифр на каждого ребенка, буква Ш для вырывания ее из бумаги, мешок с игрушками.
Ход занятия:
I. Оргмомент. Психогимнастика.
• Послушайте загадку: «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?» (летом)
• Представьте, что сейчас лето, наши руки и лица греет ласковое солнышко (дети имитируют расслабление)
• Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочки (дети напрягаются)
• Опять засветило солнышко, нам тепло и приятно (расслабление)
• Набежала тучка, закрыла собой солнышко (напряжение)
• Подул теплый ветерок, прогнал тучку, снова солнышко стало нас пригревать (расслабление)
Дыхательная гимнастика.
• Ребята, а на чем летом вы любите кататься? (на велосипедах)
• Сейчас мы приготовим наши велосипеды. Накачаем шины насосом. Вот так (нагнуться вперед – вдох, имитация движения «накачиваем шину» и произносим отрывисто ш-ш-ш)
• А когда мы убираем насос, то из колеса немного воздуха выходит, вот так: шшшшшш… (плавно)
• А теперь накачаем первое колесо: ш-ш-ш шшшшшш.
• И второе: ш-ш-ш шшшшшш.
II. Основная часть.
1. Игра «Назови ласково»
- Я вам называю слова, а вы мне их произносите ласково и запоминаете их:
Петух – петушок Изба –
Солнце – Хозяйка –
Ремень – Душа –
Орех – Кума –
Хлеб – Тетя –
Черепаха – Дядя –
Камень – Мать –
Зима – Корова –
Штаны – Горох –
Груша –
2. Сообщение темы занятия.
- Назовите, какой одинаковый звук вы услышали во всех этих словах? (звук [ш])
- Молодцы, правильно. Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [ш] и заселим его … в синий замок. Почему в синий? (Ответы. Дети дают характеристику звука [ш] : согласный, твердый, глухой, шипящий. 2-3 ребенка повторяют)
- Молодцы, правильно. Звук [ш] согласный, твердый, глухой. Я хочу, чтобы вы запомнили, что звук [ш] всегда твердый, у него мягкой пары.
3. Игра «Услышишь звук [ш] – подними флажок»
- Ребята, а сейчас я вам раздам флажки и мы поиграем в игру «Услышишь Ш – подними флажок» (пока раздаю флажки, спросить, почему синего цвета - [ш] – всегда твердый)
ши, ша, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы …
кушетка, жаворонок, шутка, самовар, шелест, площадь, полушубок, часовщик, шуршать, сковорода, мышеловка.
4. Игра «Что в мешке?»
- Ребята, подойдите поближе, посмотрите, что это? (мешок) А в этом мешке лежат игрушки. Вы должны подойти ко мне, кого я назову, достать один предмет из мешка. Я задам вам вопрос, а вы должны на него ответить.
Подходит один ребенок, достает из мешка игрушку. Я показываю цифру (2, 4, 5, 7) и спрашиваю:
- Сколько матрешек в мешке?
- Сколько лягушек в мешке?
Ответы: в мешке 2 матрешки; в мешке 5 лягушек и т. д.
5. Дети садятся за столы. «Определение позиции звука [ш] в слове»
- Мы со звуком [ш] играем
И картинки подбираем
На верхнюю полочку ставим картинки, где звук [ш] в начале слова;
На среднюю – в середине слова;
На нижнюю – в конце слова.
6. Делим слова на слоги и в 3-4 словах выделяем ударный слог.
7. Знакомство с буквой Ш. На что похожа буква Ш?
III. Упражнение на мелкую моторику.
- Ребята, у меня на столе есть вот так нарисованная расческа и у вас на столах такие же расчесочки. Возьмите их в руки и подумайте, как из расчески получить букву Ш? (вырывание из бумаги)
- Ребята, эту букву вы дома наклейте в свои тетради. Отложите ее в сторону, а к себе ближе подвиньте карточки.
- На карточках написаны слова. Вы должны эти слова прочитать и составить звуковые домики – схемы.
8. Составление звуковых схем.
9. На доске написаны предложения:
Вот Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка в шкафу. Кошка под шкафом.
Дети должны подобрать схемы к каждому предложению.
Ш, к, а, ф; ш, у, м; ш, у, б, а; к, о, ш, к, а.
10. Д/у «Угадай слово»
- Приготовьте свои ладошки – чашечки. Я буду в чашечки бросать вам звуки, а вы эти звуки собирайте в слово и бросайте полученное слово мне.
11. Заменить первый звук в словах на звук [ш] :
Чашка – шашка
Мишка - …
Фланг - …
Дар - …
Губы - …
Гарик - …
IV. Итог занятия.
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Какой это звук?
Пальчиком в воздухе нарисовать Ш.