Людмила Пикалова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамоты. Буква р. Звуки [р]-[р’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение детский сад № 17 «Журавушка»
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по речевому развитию
«Путешествие по стране Грамота»
Подготовила и провела :
воспитатель группы №9 «Соловушки»
Пикалова Л. Д.
.
ноябрь 2017 г.
Путешествие по стране Грамоты.
«Знакомство с буквой Р и звуками (Р и Рь)
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Путешествие по стране Грамоты, Буква р, Звуки [р]-[р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: познакомить детей с буквой «Р» и звуками (Р и Рь).
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с графическим изображением буквы «Р».
Продолжать учить выделять на слух звук в слове, определять его место в слове.
Продолжить формирование умения проводить звуковой анализ слова.
Развивающие:
Развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, память и внимание, словесно-логическое мышление у детей, мелкую моторику рук.
Развивать связную речь.
Развивать умение рассуждать, делать выводы.
Воспитательные:
Формировать навыки самооценки и взаимооценки.
Воспитывать желание помогать друг другу.
Оборудование и материалы: письмо от королевы Грамота, карточки и фищки для звукового анализа слов, карточки с рисунком для самостоятельного анализа слова, магнитофон с аудиозаписью, графическое изображение буквы «Р», тыквенные семечки, мяч песочные часы.
Ход занятия.
1. Организационный этап.
В: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте их поприветствуем.
Воспитатель: Ребята, посмотрите!
Кто-то бросил нам в оконце,
Вот какое письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет вам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
- Давайте, ребята, вскроем конверт, и узнаем от кого оно.
2. Мотивационно-ориентировочный этап.
Воспитатель читает письмо.
«Мои дорогие юные друзья! Скоро вы идете в школу, поэтому вам уже пора много знать и уметь. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в свое Королевство Грамоты! В моем королевстве вас ожидают интересные задания, которые вам предстоит выполнить. Если вы с ними справитесь, это значит, что вы большие молодцы и готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, то тоже не беда. У вас еще есть время научиться.
Я желаю вам удачи! В добрый час! Королева Грамота.
3. Поисковый этап.
В. - Вот так сюрприз, Королева Грамота не верит, что мы с вами почти готовы к школе. Она приготовила нам свои задания, чтобы это проверить. Что же нам сделать, чтобы доказать королеве Грамоте, что мы много знаем и умеем и готовы к школе?
Рассуждения детей.
В. - Ну, что, ребята, тогда отправляемся в страну Грамоты?
Д. - да
-В. - На чем хотите отправиться в путь?
Ответы детей.
В. - Давайте полетим на самолете. Это какой вид транспорта?
Д. - Воздушный.
3. Практический этап.
Физминутка с артикуляционной гимнастикой. (звуки Ш-Ж)
Мы летим, летим, летим, все увидеть и узнать мы хотим
Над полями, лесами летели, в Королевство Грамоты мы прилетели.
1 задание: Игра с мячом.
В. - Кто живет в стране Грамоты? -Буквы и звуки.
В. -Чем отличаются буквы от звуков? -Буквы видим и пишем, звуки –слышим
и произносим.
В- Какие бывают звуки? - Гласные и согласные.
В. - Чем отличаются гласные от согласных? - Гласные поются, а согласные нет.
В. - Назовите гласные, согласные звуки. – А, О, И, Б, Н.
В. - Отправляемся дальше.
2 задание. Здесь для вас следующее задание. Королева Грамоты предлагает познакомиться с новой буквой и ее звуками, а с какой - догадайтесь. Слушайте внимательно. ( Читаю скороговорку: «На горе Арарат рвет Варвара виноград».)
В. –Что это за звук, как вы думаете?
Рассуждения детей.
В. -Как догадались?
Рассуждения детей. (Часто повторяется в словах.)
В. - Назовите слова, в которых вы услышали звук Р.
Ответы детей.
В. - Давайте повторим все вместе эту скороговорку.
Дети проговаривают скороговорку с воспитателем.
В. - Зажмурьте глазки. (На мольберте появляется буква Р.) Посмотрите на нее, и скажите, из каких элементов она состоит?
Д. – Из одной вертикальной палочки и полукруга с правой стороны.
В. -Еще раз зажмурьте глазки. Что изменилось?
Д. – Она стала двух цветов: синяя и зеленая.
В. -Почему?
Рассуждения детей. (Она образует 2 звука : твердый и мягкий).
В. - Пофантазируйте, на что похожа буква Р?
Рассуждения детей.
В. - Теперь она хочет с вами поиграть.
3 задание. Игра «Найди домик для звука»
В. - Сейчас я буду называть слова, а вам надо определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова.
(река, барабан, комар, радуга, сыр, арбуз, рамка, квадрат.)
В. - Молодцы, ребята, справились с заданием.
-Мы отправляемся дальше в путь.
Воспитатель приглашает детей пройти к столам.
В. -Чтобы выполнить следующее задание, надо приготовить наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Рыбки плавали, ныряли,
В чистой, светленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
4 задание. Садимся правильно за столы. Надо выложить букву Р из семечек.
Дети выполняют задание. Воспитатель может предложить детям, быстро справившимся с заданием, помочь друзьям.
5 задание.
В. - Возьмите карточку для звукового анализа слова.
В:- Ребята, напомните мне, что такое звуковой анализ слова?
Ответы детей. (Это поочередное выделение звуков в слове.)
В: Отгадайте, над каким словом мы будем работать.
Загадка.
Отгадай, что за вещица:
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена
Не на поле, не на грядке —
На листах твоей тетрадки. (Ручка)
Дети проводят звуковой анализ слова «Ручка». Один ребенок у доски.
В. -Сколько слогов в слове «ручка»? -Два.
В. -Почему?
Ответы детей. Сколько гласных, столько и слогов.
В. -Давайте определим ударный гласный. Как мы можем это сделать?
Ответы детей. Позвать слово.
В. - Составьте предложение со словом «Ручка». (Дети составляют предложения.)
6 задание.
В. - Возьмите карточку и сделайте самостоятельно звуковой анализ слова, изображенного на ней предмета.
(дети выполняют задание самостоятельно ограничено по времени)
В. - Давайте проверим. (фронтальный контроль)
В. – Молодцы, ребята! Все задания выполнили. Пора возвращаться.
Мы летим, летим, летим, все увидеть и узнать мы хотим,
Над полями лесами летели, в группу «Соловушки» прилетели.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
В. - Ну что ребята, как вы считаете, мы убедили королеву Грамоту в том, что готовы к школе? Как нам это удалось?
Рассуждение детей.
-Что нового мы узнали в стране Грамоты?
-Какое задание было самым трудным?
-Что нам помогло справиться со всеми трудностями?
Спасибо. Молодцы!