Екатерина Рузавина
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы «Звук [Ц] и буква «Ц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы
Тема: «Звук и буква «Ц»
Цель: Закрепление знаний о букве и звуке «Ц», различение звуков «С» - «Ц» и коррекция звуко-слоговой структуры слов с опорой на зрительный символы этих звуков
Задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия для подготовительной группы „Звук [Ц] и буква „Ц“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно-образовательные задачи: Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка чтения и «печатания». Различение звуков «Ц» - «С» с опорой на акустико-артикуляционную характеристику и зрительные символы. Закрепление и активизация в речи детей употребления предложений, усвоенных ранее. Упражнение в словообразовании существительных;
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, речевого дыхания, фонематических представлений, зрительного восприятия и внимания, творческого воображения, темпо-ритмической стороны речи, мышления, памяти, моторики детей. Совершенствование навыка самоконтроля;
Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества в коллективном выполнении задания. Создание положительной установки на участие в логопедическом занятии через использование элементов соревнования. Воспитание любви и интереса к русской культуре. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его логопедического заключения;
Оборудование: Зрительные символы звуков «С» («насос») и «Ц» («тихо, спит малыш», цветик-семицветик, русские народные костюмы по количеству детей, магнитная доска, домики с окошками для определения слогового состава слов, ребусы, слоговая таблица, предметы русского быта, ритмо-схема, карточки с напечатанными словами, в которых пропущены буквы, магнитофон, диск с р. н. мелодией «Светит месяц», леденцы, предметные картинки;
Предварительная работа: Беседа с воспитателями о русском народном быте, игры с символами звуков «С» и «Ц», знакомство с буквой Ц, заучивание характеристики звука «Ц», заучивание пословиц и загадок, отрабатывание движений по ритмо-схеме.
Ход занятия
Орг. момент. Дети входят под русскую народную музыку, садятся (мальчики –справа, девочки –слева).
Л. : Мы собрались сегодня в горнице на посиделки. У нас гости, давайте их поприветствуем (здороваются). (Уточнение значения слов горница, посиделки.
Л. : Я вижу, вы разделились на две команды – справа у нас сидят красны девицы, а слева - добры молодцы. А давайте устроим соревнования и узнаем, кто из вас смекалистее да внимательнее!
У меня в руках цветик-семицветик на его лепестках написаны задания.
1. Представление команд. Л. : Для начала вам нужно сложить из букв названия ваших команд – ДЕВИЦЫ, МОЛОДЦЫ (складывают). Давайте вас представим:
Л. : Красны девицы у нас
умные, значит они (кто) - умницы
красивые, значит (кто) – (красавицы)
мастерят, значит (кто) – (мастерицы)
помогают, значит (кто) – (помощницы)
(отвечали молодцы)
Л. : А Добры молодцы у нас
Умелые, значит (кто)– (умельцы)
Удалые, значит (кто)– (удальцы)
Красивые, значит (кто)– (красавцы)
В кузнице работают, значит (кто)– (кузнецы)
(отвечали девицы)
Л. : Какой звук слышался в ваших ответах чаще других? (Звук Ц)
Объявление темы. Л. : Сегодня мы продолжим знакомиться со звуком и буквой Ц, будем учиться различать звуки «Ц» и «С». Вспоминаем символы звуков «С» и «Ц». «С» - «насос» - показали: «с-с-с-с»; «Ц» - «спит малыш» - палец к губам; Вывешивается буква Ц :
А вот это буква Ц, с коготочком на конце,
Коготок – царапка, как кошачья лапка.
А как вам кажется, на что ещё похожа буква Ц? (ответы детей)
А что вы знаете про звук «Ц»? Назовите его «имя и фамилию».
(дети характеризуют звук «Ц» : согласный, глухой, всегда твёрдый, свистящий).
АСЦА – ОСЦО ; УСЦУ – ЫСЦЫ; ЦАС - ЦОС; ЦУС - ЦЫС;
2. Л. : Девицы-красавицы, а что у вас на столе? Расскажите нам.
У девиц на столе спицы, ножницы, полотенце, рукавицы, ситец.
Они по очереди составляют предложения с этими словами:
Это спицы. Я умею вязать спицами.
Это ножницы. Я могу вырезать ножницами.
Это полотенце. Я вышиваю полотенце.
Это рукавица. Я шью рукавицу.
Это ткань.. . пишет на доске - ситец. (молодцы читают).
Л-д: покажите символ первого звука («насос», последнего («тихо»).
Из ситца я сошью рубашку. Рубашка из ситца (какая) – (ситцевая)
Л. : А что вы, молодцы, умеете делать? Расскажите нам.
Молодцы составляют предложения:
Это цимбалы. Я умею играть на цимбалах.
Это бубенцы. Я могу звенеть бубенцами.
Это жеребец. Я могу подковать жеребца.
Это циркуль. Я умею чертить циркулем.
Это овцы. Я пасу овец. И т. д.
3. А сейчас проверим, умеете ли вы внимательно слушать и искать в словах звук «Ц» :
Задание для молодцев:
Ох и мастерицы наши-то девицы-
Встали с солнцем,
Отворили оконце,
Покормили птицу,
Сшили рукавицы,
Принесли водицы.
Молодцы называют слова со звуком «Ц» из стихотворения. Девицы помогают.
Задание для девиц:
Наш Андрюша – молодец –
Он загнал во двор овец,
Подкормил он жеребца -
Дал ему овса.
С мылом он умыл лицо,
Вышел с книжкой на крыльцо.
Девицы выделяют звук «Ц» из стихотворения. Молодцы им помогают.
4. Много слов вы назвали со звуком «Ц», да не все!
а) Чтение слогов по таблице :
б) Отыскивание слов в таблице.
Дети по очереди выходят и указкой показывают слова:
ЛИЦА, ЦЕНА, ЦЕЛИ, ЛИЦО, РЫЦАРИ, ЦАРИ, ЦАРИЦА, ЦЕЛИНА, ЦАРЕВИЧ.
5. а) А теперь мы так играем:
Со слогом «ца» в конце слова подбираем!
Например: птиЦА
(подсказки – мамы детёнышей животных, предметы посуды)
б) ЛЬВИЦА-СИНИЦА-КУНИЦА-ЛИСИЦА
Кто из них птица?
в) А теперь со слогом «це» поиграем вместе все.
Чтобы слово подошло, ласково звучать должно оно.
Например: болото –болотЦЕ и т. д.
Дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением.
6) Нам ещё придётся потрудиться –
Слова хотят в домики заселиться.
Сколько в слове слогов, столько и окошек в его домике.
Детям раздаются подписанные картинки, дети определяют количество слогов и помещают картинку в нужный домик.
Динамическая пауза
Л. : Молодцы! Играли дружно! Отдохнуть теперь нам нужно!
Скажите все вместе волшебные слова, с предварительным ротовым коротким вдохом, в начале фразы - руку вверх, к концу фразы – руку вниз:
«Цынцы-брынцы, балалайка!
Цынцы-брынцы, заиграй-ка!» (говорят хором)
Звучит музыка «Светит месяц», а дети по ритмо-схеме отхлопывают и оттопывают ритм. Кто-то играет на цымбалах, кто-то звенит бубенцами.
7. Л. : Я знаю, что вы приготовили друг для друга загадки. Загадывайте!
Девицы загадывают молодцам, а молодцы – девицам.
1. На цветке – цветок пьёт сладкий сок (бабочка)
2. На шесте – дворец, во дворце – певец,
Как зовут его? (скворец)
3. Только вышел из пелёнок, петушиться стал (цыплёнок)
4. На небе живёт, садится и встаёт.
Светит в конце – что же это (солнце)
8. Л. : Ну вы и молодцы! А теперь – РЕБУСЫ!
Вывешиваются ребусы, дети по очереди их разгадывают.
(заяц, водица, бубенцы, месяц, ножницы, пословица)
9. Л. : Пословица недаром молвится! Кто из вас знает пословицы?
Дети рассказывают пословицы с «Ц-С», поднимая символы «С» и «Ц», когда нужно:
И месяц светит, когда солнца нет!
Не цвести цветам на снегу.
Весной цветы, а осенью – снопы.
Прилетел скворец – весне конец!
10. И последнее заданье:
Ваше нужно здесь вниманье.
Слова должны вы прочитать,
Все буквы правильно вписать и символ звука показать :
ПЕРЕ__ УКУ__ __ЫН ___ЫГАН
Подведение итогов
Чем мы сегодня занимались на занятии? (ответы детей)
Победила дружба!
Песню нам споёт …певеЦ,
На ринге борется …бореЦ,
В жаркой кузнице …кузнеЦ,
За прилавком …продавеЦ,
Кто всё знает …молодеЦ,
Получает… леденеЦ.
Вот и занятию …конеЦ!
Представила учитель-логопед МБДОУ ЦРР д/с № 5 "Рябинка" г. Лобня МО